Шумак. VIII. Дождь.

Озёра Ногон-Нур под Шумакским перевалом

Озёра Ногон-Нур под Шумакским перевалом.

Дождь ночью начинался и снова прекращал, зато с утра зарядил всерьёз и надолго. Горы затянуло облаками, которые местами ползли всего на 200-300 метров выше реки.

Карта пути 1 июля

Карта маршрута 1 июля. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок. Маленький красный кружок - место обеда.

Начальный участок тропы не очень приятен для передвижения: грязь, разбитая конями сменяется зарослями кустов или обходами прижимов. Конская тропа же на прижимах уходит на другой берег, пересекая бурный Левый Шумак.

В этом месте хочется сделать небольшое отступление и рассказать немного об особенностях общения с местным населением - бурятами. Как я уже писал в третьей части, нас пытались отправить по некоей тропе в обход бродов, на поверку уткнувшейся в скалы. Ещё интересней сложилась ситуация у другой группы из четырёх человек, которой буряты помогли переправиться через Ара-Хубыты в районе устья (там, где как я уже писал пеший брод затруднён), а затем посоветовали обойти все брода Яман-Гола, подведя к какой-то горке, откуда якобы начинается обходная тропа. В итоге группа день блуждала по горам, спустилась вниз почти в начальной точке и пошла-таки по бродам. Схожая ситуация была с женщиной, что ехала верхом через Хубуты - Обзорный. Ей сказали, что совсем необязательно уходить с Шумака по стандартной тропе - можно пойти и по левому берегу. Они только забыли упомянуть, что в таком случае придётся бродить Левый Шумак, что с конями может и несложно, а пешком проблематично. Время движения до искомого места они тоже оценивают по скорости всадника, потому полчаса могут вылиться и в полтора, и в два. Мораль: к советам и рекомендациям местного населения следует относиться критически. Вторая особенность - прикидываться простачками, попутно выведывая у тебя разнообразную информацию. Так, пока мы отдыхали у разваливающейся зимухи, что подле Хубытского водопада, Борис с заинтересованным видом спросил: "Что, в зимухе кто-то есть?" Мы ответили, что нет, а затем Катя спросила меня: "Он что не знает, что там крыша вся бежит?",- на что я ответил, что, конечно, знает, но это обычная манера. Ещё эпичней было общение начальника отряда с четырьмя бурятами во время экспедиции в Баргузинскую долину: они выяснили кто мы, откуда, надолго ли; на вопрос же откуда они идут и куда, один из них махнул рукой назад со словами "оттуда", затем вперёд, сказав "туда". Вот и вся информация. Потому, когда в субботу 28 июня Борис спросил, когда мы выходить собираемся, я, твёрдо зная, что 1-го во вторник, ответил в их стиле: "На следующей неделе думаем". Что интересно, дополнительных вопросов задавать он не стал, даже на какое-то время в его глазах промелькнуло уважительное удивление.

Вернёмся же к дождливому первому июля. До обеда мы прошли чуть больше шести километров, и остановились поесть под крышей зимовья «Бегущий олень».

У зимовья Бегущий олень

У зимовья "Бегущий олень".

Стих-напутствие на зимухе

Стих-напутствие на зимухе.

Навстречу всё чаще попадались группы туристов, идущих на Шумак: вовремя мы оттуда ушли – перед началом самого массового сезона, когда бывает и палатку-то поставить негде, не то что пустой домик найти.

Через полтора часа после обеда мы добрались до самого большого и красивого за поход водопада. С ним связана одна печальная история: зимой уже после заката по ручью спускался мужик на лыжах, и в темноте пропустил место, где нужно было уйти на обход водопада. Перед обрывом ручей заледенел и начал забирать вниз, и лыжник просто не успел затормозить, разбившись в итоге с 25-метровой высоты.

Шумакский водопад

Шумакский водопад.

Выше водопада погода начала налаживаться – просветы между облаками росли, а дождь почти прекратился.

Посвежевшие горы

Посвежевшие горы.

На ночь мы встали возле горных озёр на высоте 2260 метров. До Шумакского перевала оставалось 2 километра по прямой и 500 метров набора высоты.

Лёха у палатки

Лёха у палатки.

Проглядывает солнце

Проглядывает солнце.

Край озера Ногон-Нур

Край озера Ногон-Нур.

Катя взирает на табор

Катя взирает на табор.

С пригорка над озёрами видно тропу, по которой мы пришли

С пригорка над озёрами видно тропу, по которой мы пришли.

Вечерний гребень

Вечерний гребень.

Шумакский перевал в рассеивающихся облаках

Шумакский перевал в рассеивающихся облаках.