Тунка-2014. 7-9 мая.

Карта пути 7-8 мая

Карта маршрута 7-8 мая. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок. Маленькие красные кружки - места обеда. Большой синий кружок - конечная автобуса, на котором мы уехали 9 мая.

Снегопад к утру 7 мая хоть и не прекратился, но заметно ослабел. Было тихо (в смысле отсутствия ветра), и мы приняли решение идти на перевал.

Начальный подъём в зоне леса преодолели быстрее чем думал: всё-таки снега в этом году зимой выпало очень мало. Помнится бывало вниз идти было чуть ли не тяжелее, чем в этот раз вверх.

Затем вышли на пологий участок вдоль Баром-Гола, и скорость несколько возросла. Однако появился и ветер, дувший, к счастью в спину. Выше ветер усилился, превратившись в настоящую снежную бурю: если по выходу из леса перевал был виден сквозь снег, то на подходах к перевалу обратный взгляд на лес терялся в снежной пелене.

Останавливаться отдыхать расхотелось - сразу же начинали замерзать. Наконец-то пригодились варежки с вложенным в них толстыми перчатками - до этого весь поход обходился тонкими флисовыми. А в голове почему-то назойливо крутились видоизменённые фразы из фильма "Пила": "Женя, я хочу сыграть с тобой в игру. Вот ты, а вот перевал. За ним - автобус и спасение. Жить или умереть - решать тебе". Но к счастью, все мы довольно бодро взобрались на водораздел, за которым рассчитывали на ослабление ветра отгородившим нас хребтом, но не тут то было. Так и пришлось идти ещё 6 км вниз без нормальных остановок на отдых или обед. Лишь добравшись до разваливающейся зимухи у Хубытского водопада, мы смогли нормально поесть: стены хоть и не грели, но от ветра защищали неплохо.

Останавливаться на ночлег там не хотелось: лес ещё не защищал нас от ветра, а устойчивость палатки к такому воздействию вызывала сомнения.

К счастью, уже первые деревья заметно прикрыли нас от метели, а через час непогода и вовсе утихла. К этому времени мы добрались до озёр на развилке троп на Хубыты и Шумак, где и остановились на ночёвку, поставив палатку на досках под крышей полуразобранного на дрова навеса.

8-го числа утром на завтрак была овсянка с изюмом и курагой (мы чередовали её с макаронами с сыром). Женя, твёрдо придерживаясь мнения, что хорошую шутку нужно повторять регулярно, уже в четвёртый раз за поход огласил окрестности криком: "Овсянка, сэр! Porridge, sir!". Но на этот раз Катя прокомментировала бодрый возглас замечанием, что вроде как в фильме на это ответили: "Ну чего вы так орёте, Бэрримор? Здесь что, глухие что ли?!"

Поев, мы покатились вниз сначала по тропе, затем по лесной дороге. Подивились огромной турбазе, построенной у берега сухого русла Ехэ-Гера.

Обедали под крутым песчаном склоном на берегу Ихе-Ухгуни. Затем поднялись назад на дорогу, посмотрели на большое строительство как напротив дацана, так и на его территории, и продолжили путь в Нилову Пустынь. Там мы выяснили, что дневной автобус в Слюдянку всё-таки ходит, но к счастью, в этот день его не было, а то обидно было бы не успеть на него из-за позднего выхода и обеда.

Расписание автобуса Слюдянка - Нилова Пустынь

Расписание автобуса Слюдянка - Нилова Пустынь.

Ближайшей возможностью уехать был утренний автобус до Иркутска, поэтому мы отправились искать место для ночлега. Таковое нашлось в небольшом одноэтажном пансионате у устья Малого Хонголдоя, причём по цене всего 300 рублей с человека.

Возле пансионата начиналась лестница, ведущая наверх к беседке, откуда открывался вид на лесную долину Малого Хонголдоя и собственно всё: горы были скрыты за близлежащими возвышениями.

Вид с беседки

Вид с беседки.

9 мая строго по расписанию в 8:45 подошёл автобус, и, заплатив по 600 рублей, мы поехали домой.

Тункинские Гольцы словно дразнили нас, сияя во всём великолепии: с Турана даже виднелся Хубытский перевал. А во всех проезжаемых нами бурятских деревнях было празднование Дня Победы: торжественные митинги, множество искренне радующихся людей, флаги и воздушные шарики. В Зун-Мурене празднование окрасилось несколько комичной ноткой: воспользовавшись отсутствием хозяев, одна корова добралась до большого стога сена и методично тянула из него траву.

В районе трёх часов дня мы уже въехали в родной город, а через час были и дома. На этом весенний поход завершился.