Mikka (mikka) wrote,
Mikka
mikka

  • Mood:

Через полстраны. VIII. Хибины.

Немного слов о самом горном массиве. В Хибинах находится высшая точка Северо-Запада страны, как раз гора Юдычвумчорр. Вершины Хибин платообразные, многие гребни имеют ширину свыше километра, зато в долины они обрываются отвесными склонами, доходящими местами до 300 метров высоты.

Платообразная вершина

Платообразная вершина.




Карта хождений по Хибинам

Карта хождений по Хибинам. Зелёный кружок - место высадки/посадки на поезд, сиреневый - место ночёвки.

По первоначальному плану я собирался пройти до постановки палатки 8 км - до устья второго крупного правого притока р. Малая Белая, недалеко от которого начинается подъём на гребень к вершине. Сразу же за дачным посёлком я вышел на дорогу, ведущую к Малой Белой. Каждые 20-30 метров на деревьях висели полоски ленты, используемой для огораживания опасных участков, что говорило о правильности выбранного мной направления. Однако, перед рекой полоски почему-то ушли вниз по течению, хотя тропа, по которой мне требовалось идти уходила вверх по левому берегу реки. Через километр я достиг солидного пешеходного моста, где и перешёл на нужный мне правый берег.

Пешеходный мост через Малую Белую

Пешеходный мост через Малую Белую.

Тропа в целом хорошая, хотя участками идёт по болотистым местам, где при отсутствии резиновых сапог пришлось бы помучиться, выбирая места обхода. Через 50 минут ходьбы я остановился передохнуть. Состояние организма показывало, что дойти до второго притока будет проблематично: было не пройдёно ещё и половины пути, а из-за недосыпа прошлой ночи разболелась голова, да и общее самочувствие было далеко от идеального. К тому же здесь, в отличие от хождений по северу полуострова, со мной уже были все вещи - на станции Хибины, конечно, никакой камеры хранения не было и в помине. Но ставить палатку настолько близко к посёлку желание всё-таки не было - я бы не рискнул оставить её, чтобы пойти на гору налегке. Поэтому я решил пройти хотя бы ещё один переход. Минут через 10 после отдыха, моему взору представилась поляна с множеством (не меньше десятка) железных труб, вертикально уходящих в землю, из которых била вода. Хоть я читал при подготовке поездки об этом диве, но впечатление всё равно произвело. В начале второго ночи, выйдя на сухую площадку со следами прошлых стоянок, находившуюся в 700 метрах ниже по течению первого правого притока (и в 3 км ниже второго), я понял, что хватит. Поставив в полусне палатку, завалился в спальник и почти мгновенно отрубился. Кстати, здесь уже закончился формальный день. Хотя темноты, конечно, не было: между заходом и восходом солнца был всего один час.
Позавтракав поутру, собрав вещи, которые могли понадобиться в радиалке, еду на день, а также всевозможные ценности, продолжил путь вверх вдоль Малой Белой. После пересечения первого крупного притока (наконец-то!), тропа вышла на старую геологическую дорогу, при этом было стойкое ощущение, что нужно идти направо (перед пересечением притока тропа отошла от Малой Белой на несколько сот метров и направо было куда идти). Подивившись, что такая хорошая дорога пришла с вершины притока, я ничтоже сумяшеся пошёл по ней направо. Какое-то время дорога шла вверх по основной долине, вышла на заболоченный безелесый участок, с которого открылся вид на Юдычвумчорр, точнее на гребень подъёма к ней - сама гора была в облаках. Оставалось только уповать на улучшение погоды.

Гора Юдычвумчорр в облаках

Гора Юдычвумчорр в облаках.

Однако вскоре, дорога повернула сначала просто к реке, а потом и в обратном направлении вниз по течению. Мысли о том, что как-то всё не так уже стали закрадываться ко мне в голову, окончательно сформировавшись, когда дорога вышла на берег и ушла бродом на другую сторону реки. По счастью от места брода вдоль реки отходила пусть и не очень хорошая, но тропа. И потом я ни разу не пожалел, что по ошибке попав сюда, накрутил лишний километр: в местах спокойного течения стало ясно, откуда река получила своё название: песок на дне был как раз белым.

Белый песок на дне

Белый песок на дне.

Повторяя все излучины реки, заводя иногда в переплетения кустов, тропа таки вывела назад на геологическую дорогу приблизительно в километре от второго притока, по достижению которого пришлось снова уйти с дороги по нему вверх. А через 700 метров я распрощался и с притоком - с этого места начинался подъём по гребню. К этому времени облака поднялись чуть повыше и открылась вершина, но с такого ракурса она была совершенно невзрачна. Уже в самом начале подъёма позади показалось озеро Имандра.

Озеро Имандра

Озеро Имандра.

Пара крутых взлётов - и я уже на пологом гребне. Вершина впереди совершенно не кажется оной - из-за перспективы чёткое ощущение, что выше близлежайшая точка гребня.

Вершина - плоская поверхность

Юдычвумчорр - это плоская платообразная поверхность в левой части снимка.

Скалистые обрывы впечатляют своей безысходной неприступностью - из-за высокой сыпучести пород по стенкам восхождений в Хибинах не делают.

Обрывы Юдычвумчорра

Обрывы Юдычвумчорра.

Контрасты почти плоских скал на гребне и причудливых форм на обрывах навсегда западают в память.

Плоский гребень

Плоский гребень.


Обрыв

Обрыв.

Наконец, преодолев перемычку шириной несколько десятков метров, я поднялся на раскинувшееся более чем
на километр вершинное плато.

Перемычка перед плато

Перемычка перед плато.

Пейзаж абсолютно лунный - до горизонта рукой подать, так как склон, хоть и полого, но закругляется.

Лунный пейзаж

Лунный пейзаж.

А вот и вершина! Хотя, если бы не кучка камней и иные опознавательные знаки, определить где она на этой плоскотине не помогла бы даже gps'ка - если верить карте, то на протяжении около 200 метров перепад высоты не превышает одного метра.

На вершине

На вершине.

Общее время подъёма от подножия составило всего 1:50 - идти было легко и никаких препятствий, затрудняющих движение, не повстречалось.
Постояв на вершине и полюбовавшись окружающим пейзажем я побежал назад вниз.

Вид с горы Юдычвумчорр

Вид с горы Юдычвумчорр.


Высшая точка Хибин

Высшая точка Хибин.


Путь вниз

Путь вниз.


Прощание с горами

Прощание с горами.

На обратном пути меня уже не привлекла тропа вдоль берега - путь до нижнего притока был пройден по дороге.

Пушица

Пушица.

Добравшись до палатки и пообедав, уже полностью навьюченный вышел в сторону станции, незадолго до которой стало ясно, почему красные ленточки, отмечавшие путь, ушли вниз по Малой Белой: там был второй пешеходный мост точно такой же конструкции.

Пешеходный мост

Пешеходный мост.

На поляне у этого моста состоялось прощание с резиновыми сапогами - походные части поездки закончились, а везти не самые новые сапоги в течение 4 недель до Иркутска никакого желания не было - вес-то у них приличный.

Вы славно послужили

Вы славно послужили.

На станции Хибины вокзала нет - только служебное здание, было довольно зябко и чтобы не замёрзнуть в ожидании поезда, я расстелил коврик и спальник.

Станция Хибины

Станция Хибины.

Периодически к перрону подъезжали/отъезжали такси и личные автомобили с дачниками - садоводческий автобус ходит не каждый день, а в рабочий поезд пассажиров уже несколько лет не пускают. Вместе со мной поезд ждала группа из четырёх человек, тоже спустивишихся с гор. Однако уехали они раньше - вологодским поездом, одним из двух пассажирских поездов, проходящих по южному побережью Белого моря. Зная, что на таких остановках проводники далеко не всегда открывают двери, проверить, есть ли пассажиры и учитывая короткую стоянку поезда (1 минута), я заранее заготовил палку, которой в случае необходимости стучал бы по окну вагона - пять лет назад с подобной проблемой столкнулся на ст. Моргудон возле Братска. Только там у меня не было палки, да ещё и поезд остановился на пути без платформы, так что привлечь внимание к себе было достаточно затруднительно. К счастью, в итоге палка не понадобилась - двери открыли и без неё, но была иная загвоздка: если 15 июля нумерация вагонов в 381 поезде была обратной, то 16-го она почему-то стала прямой, вынудив меня со всем грузом пройти вагонов 5-6 - место остановки нужного вагона оказалось совсем не там, где я его ждал.

Содержание
Tags: Европа, Железнодорожное, Лето-2010
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments