?

Log in

No account? Create an account
Mikka
mikka
.:::: ..:..
Апрель 2018
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Mikka [userpic]
Через полстраны. VIII. Хибины.

Немного слов о самом горном массиве. В Хибинах находится высшая точка Северо-Запада страны, как раз гора Юдычвумчорр. Вершины Хибин платообразные, многие гребни имеют ширину свыше километра, зато в долины они обрываются отвесными склонами, доходящими местами до 300 метров высоты.

Платообразная вершина

Платообразная вершина.




Карта хождений по Хибинам

Карта хождений по Хибинам. Зелёный кружок - место высадки/посадки на поезд, сиреневый - место ночёвки.

По первоначальному плану я собирался пройти до постановки палатки 8 км - до устья второго крупного правого притока р. Малая Белая, недалеко от которого начинается подъём на гребень к вершине. Сразу же за дачным посёлком я вышел на дорогу, ведущую к Малой Белой. Каждые 20-30 метров на деревьях висели полоски ленты, используемой для огораживания опасных участков, что говорило о правильности выбранного мной направления. Однако, перед рекой полоски почему-то ушли вниз по течению, хотя тропа, по которой мне требовалось идти уходила вверх по левому берегу реки. Через километр я достиг солидного пешеходного моста, где и перешёл на нужный мне правый берег.

Пешеходный мост через Малую Белую

Пешеходный мост через Малую Белую.

Тропа в целом хорошая, хотя участками идёт по болотистым местам, где при отсутствии резиновых сапог пришлось бы помучиться, выбирая места обхода. Через 50 минут ходьбы я остановился передохнуть. Состояние организма показывало, что дойти до второго притока будет проблематично: было не пройдёно ещё и половины пути, а из-за недосыпа прошлой ночи разболелась голова, да и общее самочувствие было далеко от идеального. К тому же здесь, в отличие от хождений по северу полуострова, со мной уже были все вещи - на станции Хибины, конечно, никакой камеры хранения не было и в помине. Но ставить палатку настолько близко к посёлку желание всё-таки не было - я бы не рискнул оставить её, чтобы пойти на гору налегке. Поэтому я решил пройти хотя бы ещё один переход. Минут через 10 после отдыха, моему взору представилась поляна с множеством (не меньше десятка) железных труб, вертикально уходящих в землю, из которых била вода. Хоть я читал при подготовке поездки об этом диве, но впечатление всё равно произвело. В начале второго ночи, выйдя на сухую площадку со следами прошлых стоянок, находившуюся в 700 метрах ниже по течению первого правого притока (и в 3 км ниже второго), я понял, что хватит. Поставив в полусне палатку, завалился в спальник и почти мгновенно отрубился. Кстати, здесь уже закончился формальный день. Хотя темноты, конечно, не было: между заходом и восходом солнца был всего один час.
Позавтракав поутру, собрав вещи, которые могли понадобиться в радиалке, еду на день, а также всевозможные ценности, продолжил путь вверх вдоль Малой Белой. После пересечения первого крупного притока (наконец-то!), тропа вышла на старую геологическую дорогу, при этом было стойкое ощущение, что нужно идти направо (перед пересечением притока тропа отошла от Малой Белой на несколько сот метров и направо было куда идти). Подивившись, что такая хорошая дорога пришла с вершины притока, я ничтоже сумяшеся пошёл по ней направо. Какое-то время дорога шла вверх по основной долине, вышла на заболоченный безелесый участок, с которого открылся вид на Юдычвумчорр, точнее на гребень подъёма к ней - сама гора была в облаках. Оставалось только уповать на улучшение погоды.

Гора Юдычвумчорр в облаках

Гора Юдычвумчорр в облаках.

Однако вскоре, дорога повернула сначала просто к реке, а потом и в обратном направлении вниз по течению. Мысли о том, что как-то всё не так уже стали закрадываться ко мне в голову, окончательно сформировавшись, когда дорога вышла на берег и ушла бродом на другую сторону реки. По счастью от места брода вдоль реки отходила пусть и не очень хорошая, но тропа. И потом я ни разу не пожалел, что по ошибке попав сюда, накрутил лишний километр: в местах спокойного течения стало ясно, откуда река получила своё название: песок на дне был как раз белым.

Белый песок на дне

Белый песок на дне.

Повторяя все излучины реки, заводя иногда в переплетения кустов, тропа таки вывела назад на геологическую дорогу приблизительно в километре от второго притока, по достижению которого пришлось снова уйти с дороги по нему вверх. А через 700 метров я распрощался и с притоком - с этого места начинался подъём по гребню. К этому времени облака поднялись чуть повыше и открылась вершина, но с такого ракурса она была совершенно невзрачна. Уже в самом начале подъёма позади показалось озеро Имандра.

Озеро Имандра

Озеро Имандра.

Пара крутых взлётов - и я уже на пологом гребне. Вершина впереди совершенно не кажется оной - из-за перспективы чёткое ощущение, что выше близлежайшая точка гребня.

Вершина - плоская поверхность

Юдычвумчорр - это плоская платообразная поверхность в левой части снимка.

Скалистые обрывы впечатляют своей безысходной неприступностью - из-за высокой сыпучести пород по стенкам восхождений в Хибинах не делают.

Обрывы Юдычвумчорра

Обрывы Юдычвумчорра.

Контрасты почти плоских скал на гребне и причудливых форм на обрывах навсегда западают в память.

Плоский гребень

Плоский гребень.


Обрыв

Обрыв.

Наконец, преодолев перемычку шириной несколько десятков метров, я поднялся на раскинувшееся более чем
на километр вершинное плато.

Перемычка перед плато

Перемычка перед плато.

Пейзаж абсолютно лунный - до горизонта рукой подать, так как склон, хоть и полого, но закругляется.

Лунный пейзаж

Лунный пейзаж.

А вот и вершина! Хотя, если бы не кучка камней и иные опознавательные знаки, определить где она на этой плоскотине не помогла бы даже gps'ка - если верить карте, то на протяжении около 200 метров перепад высоты не превышает одного метра.

На вершине

На вершине.

Общее время подъёма от подножия составило всего 1:50 - идти было легко и никаких препятствий, затрудняющих движение, не повстречалось.
Постояв на вершине и полюбовавшись окружающим пейзажем я побежал назад вниз.

Вид с горы Юдычвумчорр

Вид с горы Юдычвумчорр.


Высшая точка Хибин

Высшая точка Хибин.


Путь вниз

Путь вниз.


Прощание с горами

Прощание с горами.

На обратном пути меня уже не привлекла тропа вдоль берега - путь до нижнего притока был пройден по дороге.

Пушица

Пушица.

Добравшись до палатки и пообедав, уже полностью навьюченный вышел в сторону станции, незадолго до которой стало ясно, почему красные ленточки, отмечавшие путь, ушли вниз по Малой Белой: там был второй пешеходный мост точно такой же конструкции.

Пешеходный мост

Пешеходный мост.

На поляне у этого моста состоялось прощание с резиновыми сапогами - походные части поездки закончились, а везти не самые новые сапоги в течение 4 недель до Иркутска никакого желания не было - вес-то у них приличный.

Вы славно послужили

Вы славно послужили.

На станции Хибины вокзала нет - только служебное здание, было довольно зябко и чтобы не замёрзнуть в ожидании поезда, я расстелил коврик и спальник.

Станция Хибины

Станция Хибины.

Периодически к перрону подъезжали/отъезжали такси и личные автомобили с дачниками - садоводческий автобус ходит не каждый день, а в рабочий поезд пассажиров уже несколько лет не пускают. Вместе со мной поезд ждала группа из четырёх человек, тоже спустивишихся с гор. Однако уехали они раньше - вологодским поездом, одним из двух пассажирских поездов, проходящих по южному побережью Белого моря. Зная, что на таких остановках проводники далеко не всегда открывают двери, проверить, есть ли пассажиры и учитывая короткую стоянку поезда (1 минута), я заранее заготовил палку, которой в случае необходимости стучал бы по окну вагона - пять лет назад с подобной проблемой столкнулся на ст. Моргудон возле Братска. Только там у меня не было палки, да ещё и поезд остановился на пути без платформы, так что привлечь внимание к себе было достаточно затруднительно. К счастью, в итоге палка не понадобилась - двери открыли и без неё, но была иная загвоздка: если 15 июля нумерация вагонов в 381 поезде была обратной, то 16-го она почему-то стала прямой, вынудив меня со всем грузом пройти вагонов 5-6 - место остановки нужного вагона оказалось совсем не там, где я его ждал.

Содержание

Настроение: happyсчастлив(а)