• Mood:

Через полстраны. VI. Северными тропами.

Озеро и море

Следующий этап пути был много проще в плане ориентирования: до самой Териберки следовало двигаться по тропе вдоль старой линии связи. Стоит отметить, что на данном отрезке было целых 3 линии связи: две старых воздушных и уже неиспользуемых, местами отходивших друг от друга на несколько сот метров, и одна новая - по наземному изолированному кабелю, проложенному вдоль одной из воздушных линий связи, той, что поновее. Тропа же шла как раз вдоль самой старой линии, от которой осталось не так уж и много столбов, поэтому пару раз, когда я сбивался с тропы и шёл вдоль линии с сохранившимися столбами, я неожиданно выходил к глубоким озёрам, которые приходилось обходить, возвращаясь таким образом на тропу (самая старая линия связи тоже огибала все озёра, не пересекая их проводами). И ещё путь после устья Вороньей был, конечно, много живописней: этому способствовало и мелькавшее местами море, и многочисленные скальные выходы, и установившаяся солнечная погода. Увеличилось число подъёмов и спусков - так как я шёл параллельно побережью, то приходилось пересекать множество рек и ручьёв.

Карта последних дней пути

Карта последних дней пути по северу Кольского. Зелёный кружок - место посадки на автобус, сиреневые с цифрами - места ночёвок со второй по пятую соответственно.

Озеро и море

Озеро и море.

Самая старая линия связи

Самая старая линия связи.

За полтора часа я дошёл до оз. Фёдоровское, которое видел в предыдущий день, но тогда я подходил к нему с южной стороны, а теперь был на северной оконечности.

2 озера

2 озера.

Озеро Зеленецкое

Озеро Зеленецкое.

Возле ручья Зеленецкий мне повстречалась ещё одна избушка, аналогичная той, в которой я ночевал, а за ней тропа поднялась на склон над Опасовскими озёрами, идя по нему около 5 км. На этом склоне я как раз и пообедал - с водой там никаких проблем не было, благодаря многочисленным проточным озеркам размерами 2-4 м.

Небольшой снежник

Небольшой снежник, сползающий в воду.

Опасовские озёра

Опасовские озёра.

А ещё через полтора часа я уже расположился на ночлег: до Териберки оставалось небольшое расстояние, был понедельник, а автобус, на который у меня уже был куплен билет должен был пойти только в четверг рано утром. В целом, скорость передвижения по тундре оказалась заметно выше, чем я рассчитывал, расписывая дни похода с запасом. Ночевал я на ровной площадке между двумя озёрами: Опасовским и безымянным, из которого вытекал ручей в губу Опасова.

На самом деле между озером и морем около километра

На самом деле между озером и морем около километра.

Солнечные блики на Опасовских озёрах

Солнечные блики на Опасовских озёрах.

Одно из верхних озёр

Одно из верхних озёр.

Во вторник через за час пути тропа вывела меня к крутому спуску в долину р. Орловка. Вдали уже показался посёлок Териберка, и вместе с этим появилась сотовая связь.

Р. Орловка и Териберская губа

Река Орловка и Териберская губа.

Сотовая вышка в Териберке

Сотовая вышка в Териберке.

Долина Орловки

Долина Орловки.

Перейдя вброд Орловку возле очередного рыбацкого домика я умудрился забуриться в болото, причём большей частью проходимого без проблем. Последние начались, когда до сухого участка оставалось меньше 10 м. Назад 300 метров идти не хотелось, так что из остатков старых столбов мне удалось соорудить переправу через топкое место и выбраться на "сушу".

Вид на мыс Териберский

Вид на мыс Териберский.

По плану я хотел пройти до губы Завалишина и встать палаткой на берегу оз. Первое Титовское, что всего в паре сотен метров от моря. Но после подъёма от р. Орловка планы пришлось поменять: там велось активное строительство дороги к будущему заводу по сжижению газа, сновала тяжёлая дорожная техника. Масштабы строительства впечатляли: насыпи до 50 метров высотой, выемки глубиной несколько десятков метров.

Строительство дороги в тундре

Строительство дороги в тундре.

Ночевать возле этого строительства ни разу не хотелось, так что я вернулся назад к устью Орловки, где и расположился с палаткой, о чём потом не пожалел. Получилась почти днёвка: на место я пришёл в 10:30. Но там действительно было красиво: недалеко от устья на реке был красивый водопад, вода в ней была достаточно тёплая, так что я искупался.

Водопад на Орловке

Водопад на Орловке.

Остров, превращающийся в полуостров

Остров, превращающийся в полуостров.

В этот день мне вообще с купанием везло: после отлива в скалах осталось достаточное количество воды, чтобы можно было в ней побулькаться. Так что и в морской воде Северного Ледовитого океана я тоже покупался.

В этих красных скалах и остаётся морская вода

В этих красных скалах и остаётся морская вода.

Место это достаточно популярное у рыбаков: в течение дня регулярно подплывали моторные лодки, люди с них ставили/проверяли сети и уплывали назад.

Чайка и рыбаки

Чайка и рыбаки.

К обеду стало не просто тепло, а даже жарко, так удалось несколько часов позагорать, однако уже после 3-х часов дня потянуло с севера промозглым ветерком, по сопкам пополз туман, так что пришлось упаковываться в тёплую одежду. Всё-таки, какая же переменчивая там погода!

Песчаная отмель

Песчаная отмель.

Ещё вечером я решил посмотреть приход прилива: действительно интересно, как с каждой последующей волной море отбирает у суши кусок за куском, как начинают течь ручейки в углубления, вода в которых успела подсохнуть за прошедшие с предыдущего прилива часы. А качавшиеся в волнах водоросли выглядели живыми щупальцами мифического существа.

Колышащиеся водоросли.

Утром 14 июля, покинув устье Орловки, я вышел на строящуюся дорогу, увиливая от многочисленной тяжёлой техники.

Дорожная насыпь

Дорожная насыпь.

Скальная выемка

Скальная выемка.

Териберский полуостров

Териберский полуостров.

Через пару километров меня подобрал УАЗик, ехавший до лагеря строителей, расположенного всего в километре от Териберки. Ещё минут 15 пути и, пройдя, через местное кладбище, я оказываюсь в северном посёлке.

Путь в Териберку лежит мимо могил

Путь в Териберку лежит мимо могил.

Териберка разорвана на 2 части, что стоят на разных берегах одноимённой реки, да ещё и удалены друг от друга на 3 км. Центральной частью посёлка сейчас считается северная часть - бывшее село Лодейное. Как я понимаю, административно в один населённый пункт Лодейное и Териберка были объединены после постройки моста.

Северная часть посёлка

Северная часть Териберки.

Река Териберка, подпруженная приливом

Река Териберка, подпруженная приливом.

Заранее место ночёвки перед автобусом я не планировал, но, поизучав карту, решил пройти к озеру Секретарское, лежащему всего в километре от северной чатси посёлка за невысокой грядой. Место там оказалось приятное и уединённое: если между северной частью озера и морем, где проходила дорога, постоянно гуляли люди и ездили машины, то в центральной части уже никого не было. Что интересно, позже я узнал, что именно из этого озера в Териберку протянут водопровод.

Секретарское озеро

Секретарское озеро.

Секретарское озеро и Баренцево море

Секретарское озеро и Баренцево море.

Так как автобус на следующее утро должен был отправляться в 7 утра, то я решил лечь пораньше спать - примерно в 9 вечера. Но не тут то было! Вскоре налетела непогода: дождь и сильный ветер. После прошлогодней ночёвки в горах, где шквал поломал мне дугу от палатки, к сильному ветру я отношусь с предубеждением, поэтому пришлось сесть и при сильных порывах придерживать дуги, оберегая их от запредельных нагрузок. Вдобавок началась гроза, повсюду засверкали молнии, ещё больше напоминая прошлогоднюю ночёвку. Серьёзным отличием было однако то, что сейчас было светло, а не кромешная ночь. Ветер ослабел примерно через час, дождь то начинал капать, то прекращался. В итоге я несколько перенервничал и спал очень плохо, большей частью проваливаясь в дрёму, а не заспая здоровым сном.
От ветра была только одна польза: палатка практически высохла от дождя, несмотря на упавшую температуру. Утром, собрав её почти сухой, я перевалил назад к Териберке, где, попрыгав от холода в течение получаса, я поместил себя в автобус, что должен был отвезти меня в Мурманск.