Алтай. XV. Аккемский ледник.

26 июля.

Нижняя оконечность ледника

Нижняя оконечность ледника.

С самого утра погода была непонятной в смысле перспектив на день. Потому, посовещавшись, мы решил пойти в долину Семи Озёр (о чём честно сказали вопрошавшему нас пограничнику), но в случае, если горы будут открыты и светить солнце, изменить планы на ледник, благо начало пути было одинаковым.

Карта радиалки на Аккемский ледник

Красная линия - наш путь.
Большой красный кружок - место стоянки на Аккеме.
Маленький красный кружок - место обеда над Аккемским ледником.

Утро на Аккемском озере

Утро на Аккемском озере.

Вид на Белуху и Аккемскую стену

Вид на Белуху и Аккемскую стену.

Погода вроде бы располагала к нам благостно, потому на развилке мы решили идти на ледник - озёр мы насмотрелись уже достаточно, и после Дарашколя вряд ли какое могло удивить нас своей красотой. Но вот природа после часовни нас удивила: неожиданно оказалось, что там растут берёзы, отсутствующие на многие километры вниз по течению - откуда они там взялись, а главное - как выжили,- загадка.

Берёзы на высоте 2100 м

Берёзы на высоте 2100 м.

Тропа после часовни сначала забралась вверх на склон, но пройдя вдоль разливов Аккема начала спуск к реке, где на небольших пятачках обнаружились места для стоянок.

Разливы Аккема

Разливы Аккема.

Тропа спускается к реке, вдали - ледник

Тропа спускается к реке, вдали - ледник.

Пройдя какое-то время вдоль реки, мы добрались до оконечности Аккемского ледника, край которого обозначен более явно, нежели у ледника Мюштуайры.

Нижняя оконечность ледника

Нижняя оконечность ледника.

Одна из проток Аккема вытекает из-под ледника

Одна из проток Аккема вытекает из-под ледника.

Зрелище потока, вытекающего из ледяного тоннеля совершенно незабываемо! Мы надумали продолжить путь, и полезли на ледник. Вскоре мы достигли провала, на дне которого бушевал серый поток.

Под нами ревёт Аккем

Под нами ревёт Аккем.

Стены провала

Стены провала.

С краёв провала периодически вниз слетали камни, лёд же под ногами угрожающе трещал. Мне стало совсем не по себе, и я предложил развернуться назад. Лёха же был настроен идти дальше. В итоге сошлись на компромиссе: идём дальше, но не по самому леднику, а поднимаемся наверх, где по идее должно быть безопасней. Как оказалось подобного мюштуайринскому моренного вала там не было, но всё-таки более менее надёжное выполаживание обнаружилось с кустиками смородины и кашкары, свидетельствовавших об устойчивости камней. Также там наткнулись на сочащийся ручеёк и чистые лужицы воды, где на обратном пути и пообедали - мутная вода Аккема приемлема для питья только в отсутствии иных вариантов.

Дыра в леднике

Аккемская стена

Аккемская стена.

Вершина Белухи скрыта облаком

Вершина Белухи скрыта облаком.

Г. Делоне

Г. Делоне.

Под нами - Аккемский ледник

Под нами - Аккемский ледник.

Вид на стандартный подъём на Белуху

Вид на стандартный подъём на Белуху - по чёрному гребню.

Облака скрывают горы

Облака скрывают горы.

По возвращении на лагерь мы обнаружили, что у нас пропали дрова. Часть из них нашлась у наших новообретённых соседей. На риторический Лёхин вопрос, не пробовали ли они сами за дровами ходить, а не красть у соседних палаток, последовало пояснение, что "мы спросили у женщин, что рядом сидели, они сказали, что можно брать". Следует отдать должное соседям, что они не только вернули остаток несожжённых дров, но и принесли ещё от себя, компенсировав тем самым наши потери. Вообще, конечно, мы были поражены - волновались, как бы не спёрли что-нибудь типа палочек, а тут - дрова!

Вечером я ушёл вверх от палаток и народа, и с полчаса посидел в корнях кедра, наслаждаясь тишиной и покоем. Всё-таки не люблю я сонмища людей - они утомляют и не дают отдохнуть. По возвращении же застал красивые предзакатные виды.

Вечерний вид

Вечерние виды.

Улёгшись спать, я подложил под голову пакет с одеждой. При любом моём движении он весело шуршал. Через какое-то время Лёха не выдержал, и попросил его убрать, прокомментировав, что на каждое шуршание пакета, он подскакивал, думая, что у нас тырят дрова.

Так и прошло у нас время на Аккеме: в кражах вокруг нас, у нас, и опасениях, что украдут что-нибудь ещё...