?

Log in

No account? Create an account
Mikka
mikka
.:::: ..:..
Mikka [userpic]
Через полстраны. IV. Тундра неогороженная.


Тундра

В очередной раз поев в "Чайной ложке", я сидел в ней в ожидании такси, наслаждаясь теплом и сухостью - дождь на улице и не думал утихать. Ближе к 10 подъехала машина, и, загрузившись в неё, отправился к стартовой точке выхода на маршрут. Хорошая асфальтовая дорога пересекала многочисленные лесные сопки. Через полчаса позади остался сворот на закрытый Североморск-3 с военным аэродромом. Единственным поселением на самой дороге был бывший оленеводческий совхоз на берегу оз. Канентъявр, дома которого ныне используется как дачи и для рыбацких нужд. К этому моменту лес уже серьёзно поредел, а вскоре и совсем сошёл на нет. Началась тундра. Общее впечатление от тундры за последующие дни у меня сложилось не самое лучшее: растительность - как в горах, только гор нет, что навевает тоску и уныние. Незадолго до развилки дороги на Териберку и Туманный произошёл неприятный инцидент: отлетел дворник. А дождь всё шёл и шёл. От города мы проехали уже 75 км, а до конечной точки оставалось ещё более полусотни. Но на удивление 10-минутные поиски увенчались успехом. Сразу после этого стал стихать дождь, хотя температура, упавшая до 9 градусов, расти и не думала. Выяснилось, что асфальт проложен только до развилки дорог, т.е. первые 80 км. Остальные 40, что до Териберки, что до Туманного - гравийка, хотя бы обновляемая грейдерами. Скорость резко упала с 90 до 40 км/ч. Через 25 км дорога вывела нас на части плотины Верхнесеребрянской ГЭС на р. Воронья: из-за особенностей рельефа строительство сплошной многокилометровой плотины не понадобилось. Водохранилище и возле плотины достигает ширины 6 км, а местами превышает и 10 км. Наконец, мы достигли и отворота на пос. Туманный, но к этому моменту я уже договорился с водителем, что он отвезёт меня по основной дороге ещё 12 км до Нижнесеребрянской ГЭС.


Карта первых 2-х дней пути

Карта двух первых дней пути. Зелёный кружок - место высадки с машины, сиреневые с цифрами - места первой и второй ночёвок соответственно, чёрная линия - на этом месте заканчивается эта часть отчёта.

К моменту высадки дождь прекратился, что не могло не радовать. Расплатившись с водителем, я распрощался с ним, после чего выяснился неприятный сюрприз: высадился я у плотины и именно по ней собирался перейти на другую сторону долины р. Воронья, однако оказалось, что сквозной проход по ней запрещён (не только табличкой но и охранником с оружием). Необходимо было пройти чуть более 1 км далее по дороге, пересечь канал, используемый для водосброса (как я понимаю, старое русло реки) и вернуться к плотине, пройдя затем по дороге у её подножия. Пройдя отворот на Дальние Зеленцы, расположенные на берегу моря, куда по описанию можно проехать только на тракторе, я пересёк канал, оказавшийся в этом месте не таким и сухим, за счёт впадающей чуть выше речки с трудновыговариваемым названием.

Канал в устье р. Чоккедикуайе

Устье р. Чоккедикуайе.

А ниже по течению виднелась полноводная река Воронья, к устью которой планировалось выйти на следующий день.

Канал соединяется с р. Воронья

Канал соединяется с р. Воронья.


Мост через канал

Мост через канал.

Но ввиду проблематичности пересечения устья р. Белоусиха, а также многочисленных скальных обрывов в нижнем течении, мой путь должен был пролечь в стороне от реки.

Плотина Нижнесеребрянской ГЭС

Плотина Нижнесеребрянской ГЭС.

Вернувшись к плотине, и пройдя возле здания ГЭС, меня удивила необычность подачи воды на турбины: вся река была заключена в три металлические трубы, лежащие на поверхности насыпи.

3 трубы

Трубы, направляющие воду на турбины.

Какое-то время я продолжал идти по дороге, от которой отходили отвороты то к военной части, а затем и устью Белоусихи, то куда-то наверх и назад, так что через полтора километра после плотины я наконец-то вступил на дикие и бескрайние просторы тундры.

Разбегающиеся дорожки

Тундра разбегающихся дорожек.

И с этого момента gps'ка в очередной раз показала, что она - не роскошь, а совершенно необходимое средство навигации: дождь-то закончился, но везде выше 100 метров висел сплошной туман, полностью скрывая дальнейший путь. А так как он пролегал по сопкам с плоскими вершинами с многочисленным отходящими гребнями, ориентиров не было никаких - идя по долине вдоль реки, с такими проблемами конечно не сталкиваешься. Удивительным было то, насколько туман и отсутствие деревьев искажает восприятие расстояний: очень часто при следовании траверсом по склону складывалось впечатление, что передо мной глубокая долина и придётся сбрасывать, а затем снова набирать десятки метров высоты; в итоге же "глубокая долина" оказывалась небольшой лощиной, глубиной 5-7 метров, а противоположный склон, до которого казалось не одна сотня метров достигался всего за минуту.

Сплошной туман

Сплошной туман.

Чувству оторванности от цивилизации определённо мешали лишь столбы ЛЭП, идущие от ГЭС и периодически виднеющиеся внизу в разрывах тумана. К 5 часам дня я прошёл по узкой 10-метровой перемычки, разделяющей Рунгозеро и небольшое безымянное, и достиг места переправы через р. Белоусиха, оказавшейся несколько шире, чем можно было судить по карте.

Безымянное озеро и Рунгозеро

Безымянное озеро, за которым виднеются заливы оз. Рунгозеро.


Исток Белоусихи из Рунгозера

Исток Белоусихи из Рунгозера.


Залив на севере Рунгозера

Залив на севере Рунгозера.

А через час я наконец-то достиг берега оз. Большое, на котором по плану должна была быть первая ночёвка.

Оз. Большое вечером

Оз. Большое вечером.

Вскоре после ужина, начал рассеиваться туман, и чтобы не скучать, я поднялся на небольшую горку над озером, полюбовался на облако вокруг г. Куськульвун (как выяснилось, туман не столько рассеялся. сколько поднялся на сотню метров), обнаружил высоченный столб связи (скорее всего военных), вершина которого тоже терялась в облаке и, ободрённый начавшимся улучшением погоды, отправился спать.
Утром погода, действительно была много лучше: облака висели высоко, а между ними появились пятна синего неба.

Оз. Большое утром

Оз. Большое утром.


На берегу оз. Большое

На берегу оз. Большое.

Быстро собравшись, я пошёл к горе Куськульвун высотой 269 метров, которая хоть и была не совсем по пути, но возвышаясь над остальными сопками, манила на себя подняться. С вершины отчётливо ощущалась полная неогороженность тундры :-)

Вид с г. Куськульвун

Вид с г. Куськульвун.


Г. Куськульвун

Г. Куськульвун.

После Куськульвуна маршрут пролегал на север в строну Фёдоровского озера. Здесь я совершенно неожиданно вышел скалисто-обрывистый склон, высотой метров 15, где пришлось покорячиться на спуске (снизу обнаружилось, что в нескольких сотнях метров в стороне можно было спуститься по траве, но оно было уже не надо).

Обрывистый спуск

По этим скалам я и спускался вниз.

Затем, перевалив к руч. Фёдоровский, я вышел на отличную тропу, с которой, к сожалению через полтора километра пришлось свернуть - она продолжала путь к Фёдоровскому озеру, а мне необходимо было уходить на оз. Петровича, относящееся к системе Сеточных озёр, обозначенных на одной из карт, как Сточные. В районе оз. Петровича меня настиг проливной дождь, который, однако менее чем через час закончился. Потом на пути был ещё один обрыв, на этот раз полусотметровой высоты, зато с небольшим распадком в середине, позволившим спуститься без особых трудностей. Очередные подъём-спуск, и вот я лезу на гору, с которой наконец-то должен открыться вид на Баренцево море.

Содержание

Настроение: optimisticоптимистично
Comments
Re: Через полстраны. IV. Тундра неогороженная.

такой интересный пост - и никто не компенсирует. Давай хоть я это сделаю с мобильника.

Этим летом я тоже ездил на Кольский, жил в Кировске, а ездил по шахтам и до Рыбачего.

А на Рыбачий с какой целью? Фоток я в вашем ЖЖ не увидел, к сожалению с него. Там красиво было?

Произвести разведку боем. Я поехал на Север на ВАЗ-21043, поэтому поездка на Рыбачий весьма напрягла, + времени был минимум, надо было в Москву.
Однозрачно решил вернуться туда, но уже на другой технике. ;-)
Фоток мало, на самом Рыбачьем я не фоткал почти.

Утром небо было чистое и было красиво, днём погода испортилась, к вечеру опять разогнало облака.

Если не секрет, по каким шахтам ездили? :)

Очень смешанные чувства вызвал ваш отчет. Эти низкие сопки и туманы, навеяли тоску, причем не в плохом смысле, пожалуй, что-то в этом есть. Давно заглядываюсь на восточную часть Кольского. Он же огромен, но дальше Териберки/Дальних Зеленцов кажется мало кто выбирается. Интересно, он весь примерно такой, как на ваших фото?

И с этого момента gps'ка в очередной раз показала, что она - не роскошь, а совершенно необходимое средство навигации: дождь-то закончился, но везде выше 100 метров висел сплошной туман, полностью скрывая дальнейший путь. А так как он пролегал по сопкам с плоскими вершинами с многочисленным отходящими гребнями, ориентиров не было никаких - идя по долине вдоль реки, с такими проблемами конечно не сталкиваешься. Удивительным было то, насколько туман и отсутствие деревьев искажает восприятие расстояний: очень часто при следовании траверсом по склону складывалось впечатление, что передо мной глубокая долина и придётся сбрасывать, а затем снова набирать десятки метров высоты; в итоге же "глубокая долина" оказывалась небольшой лощиной, глубиной 5-7 метров, а противоположный склон, до которого казалось не одна сотня метров достигался всего за минуту.
Подпишусь под каждым словом. Среди сопок очень сложно ориентироваться. Даже когда довелось идти вдоль берега моря - даже там GPS очень выручал, т.к. составить полную картину, находясь между десятком сопок очень сложно.

Один раз мы отошли от лагеря, надо было пройти всего то 200 метров до остатков шахты, причем я там уже был. Я даже не стал брать GPS, был уверен что мы так выйдем, но мы умудрились промазать :)
Потом сделали довольно большой крюк и в какой-то момент я даже немножко испугался что мы заблудились меж сопок. Хорошо что стоянка была в хорошо выдающемся месте.

Скажите, а почему вы выбрали такой маршрут?

>Давно заглядываюсь на восточную часть Кольского. Он же огромен, но дальше Териберки/Дальних Зеленцов кажется мало кто выбирается. Интересно, он весь примерно такой, как на ваших фото?

Мне сложно утверждать достоверно. Но, судя по картам, примерно то же самое должно быть.

>Скажите, а почему вы выбрали такой маршрут?

Изначальным было желание побывать на берегу Северного Ледовитого океана. Несмотря на то, что живу в Иркутске, самым доступным оказалась Мурманская область. Ну а дальше смотрел, куда можно добраться на транспорте с одной стороны, с другой, ходить туда-обратно желания не было. Потому и выбрал участок от устья Вороньей до устья Териберки, как относительно доступное побережье, но с достаточным по-моему мнению временем, чтоб проникнуться дыханием Арктики. А путь к устью Вороньей был лишь средством достижения цели, и оставил не самые тёплые воспоминания: у меня было ощущение, что меня где-то дурят - растительность как в горах, а вместо гор унылые сопки.

Понятно.
Надо мне все-таки написать отчет про брождение по побережью в районе полуострова Немецкий и Долгой щели - там довольно интересно.