В пещеру Хурганская

Вход в пещеру Хурганская

На выходные мы надумали съездить в пещеру Хурганская, расположенную недалеко от Малого Моря. Пещера относительно небольшая (длина 184 м, глубина 20 м). Найденная о ней информация была весьма скудной. Из интересного в ней следует отметить наличие графита на стенах (о чём благополучно было забыто) и озера-сифона. Исходя из описания, а также сайта "Природа Байкала", местонахождение пещеры было заранее определено с точностью плюс-минус 300 метров - следовало побегать по склонам пади в её поисках. Наше отправление из Иркутска было отмечено начавшимся дождём, перешедшим через полчаса в снег. Календарь, беспристрастно демонстировавший нам 22 мая, казался откровенным издевательством. Несмотря на такую погоду, за 2 с небольшим часа докатили до Баяндая. Там мы основательно подзаправились позами и продолжили путь. Наконец, при подъезде к Еланцам, снег прекратился - Приморский хребет не пропускал тучи к Тажеранским степям. Настроение улучшилось. Проскочив несколько солёных озёр, мы наконец спустились к отвороту на Черноруд. За этим посёлком и должна была располагаться Хурганская пещера. Однако доехать до нужной пади нам не удалось: местные жители отсыпали вал, чтобы р. Кучелга не размывала дорогу, но при этом часть вала сама перегородила движение. Конечно, для УАЗика это не составило бы проблемы, но Женин Sprinter мог сесть брюхом очень крепко. Так что собрав в рюкзаки еду, воду, котёл, горелку и пещерную одежду, мы продолжили путь пешком.

Погода была, хоть и не сильно жизнеутверждающей, но, по крайней мере, видимость была хорошей.

Путь к пади

Кинув вещи посреди пади, мы разбрелись по её склонам, пытаясь найти вход. Так прошёл час. Снеговые тучи всё-таки смогли прорваться за Приморский хребет и снежок стал пробрасывать и у нас. Я предложил прекратить поиски, пообедать, затем попробовать узнать в Черноруде более точную информацию о местонахождении пещеры, а в случае её отсутствии, поехать к хорошо известной пещере Мечта. Обедать мы решили у машины, чтобы потом сразу тронуться в путь. Сразу после обеда нас посетила удача - мимо машины прошло 3 местных жителя, которые сказали, что пещера находится далеко не в той пади, где мы искали, а следует пройти пару километров до некоего дома, в котором мы сможем узнать более точно, как её найти. Посовещавшись, решили всё-таки продолжить поиски. Минуем падь, оказавшуюсь ложной. Снег валит так, что другой склон пади теряется в белой пелене.

Майский снег

А вот, наконец и дом. Рекомендации в поисках были следующие: "Дойдёте до последнего столба, и поверните прямо от него". На вопрос о расстоянии, нам сказали, что около 2 км. Неожиданно путь перестал быть сухим, под ногами зачавкало, а затем перед нами нарисовалась речка, перейти которую насухо было затруднительно. Мы быстро переобулись в резиновые сапоги, поняли, что последний столб - это действительно последний: после кошары на нескольких электрических столбах ещё висели провода, затем стояло несколько сиротливых столбов, после чего продолжалась степь. В очередной раз бросив вещи, настойчиво стремясь найти вход в неуловимую пещеру. Так прошло минут 20. Было грустно: валил снег, а пещеры всё не было и не было. На спуске с горы я заметил людей, стоящих возле мотоцикла. Решил уточнить у них, там ли мы ищем. Их совет оказался очень точным и вскорости мне удалось отыскать входную воронку.

Заснеженный вход в пещеру

Он оказался не в 2 км, а всего в 800 метрах от кошары. Поэтому мы особенно в этой части горы и не искали. После того, как я прокричался остальных спутников, наконец-то пришло время погружения под землю. На часах было уже 5 вечера. К сожалению, на первом кадре у меня сел аккумулятор, а подниматься наверх за новым не было особого энтузиазма. Особыми красотами пещера не блистала, но найти озеро хотелось. Женя с Аней вскорости решили вернуться наверх, мы же втроём начали исследовать различные ходы. Наконец, мне повезло: после нескольких спусков вниз я подошёл к ещё одному довольно крутому и неширокому ходу. Задумавшись, как лучше в него залезть, я случайно столкнул вниз камушек. Неожиданно он булькнул и проявилась поверхность озера, до этого абсолютно невидимая. Я пошёл назад за народом. Самым трудным оказался подъём вверх из бутылочного горлышка - было не очень понятно, как по полочке над отвесом протиснуться к месту, где уже можно подтянуться наверх. Минут 10 пыхтенья - и препятствие преодолено. Наконец, мы идём к озеру втроём. На спуске в эту "бутылку", Рома сначала не заметил эту полочку, спросив, не требуются ли для спуска способности человека-паука. Катя, увидев, как мы протискиваемся над бутылкой, решила, что озеро проживёт и без неё и осталась ждать нас над обрывом. Но всё когда-нибудь заканчивается, так что пора было подниматься на поверхность. Вылезли мы в 7 вечера и к этому моменту картина значительно поменялась: снег не только кончился, но и успел растаять.

Гора, на склоне которой - вход в пещеру

Быстро переодевшись, мы почесали к машине. По пути нам попался интересный памятник, поставленный судя по надписи, живому человеку.

Памятник в степи

Надпись на памятнике

Наскоро переодевшись у машины, мы двинулись назад к трассе. При выезде на неё вкусно поужинали позами и поехали в МРС. Турбаза, на которой нам предстояло ночевать, располагалась неподалёку от посёлка. Но всё оказалось не так-то просто. Степные дороги, с торчащим камнями были не совсем подходящими для нашего транспорта. Так что путь к турбазе "Гэсэр" напоминал замысловатую головоломку-лабиринт - приходилось выбирать, по какой из многочисленных дорог лучше пересечь очередной каменный пояс. Иногда оказывалось, что безопасней это сделать просто по степи. Байкал в лице Базарной губы встретил нас большими льдинами.

Губа Базарская

Лёд был, как в заливе, на берегу которого располагалась турбаза.

За перемычкой полуострова - залив Куркут

Так и в проливе Ольхонские Ворота, за которыми виднелся Ольхон.

Ольхонские Ворота вечером

Но лёд уже весь игольчатый, непрочный, так что после прихода тепла следует ожидать скорое исчезновение такого привета от зимы.

Мы расположились в неотапливаемом домике, который однако отлично защищал от ветра, кроме того каждому выдано было по 2 одеяло, так что в спальнике ночью было тепло и уютно. Однако сразу мы не улеглись - позного ужина нам было мало и следовало утяжелить трапезу шашлыками, кои и были приготовлены и употреблены по назначению.

На следующий день, когда мои спутники досматривали сны, я прогулялся до мыса Гэтхэ. По пути даже удалось запечатлеть участок залива, свободный ото льда.

Лёд уже не везде

Путь к мысу предстоял через невысокий перешеек.

Вход в пещеру Хурганская

А с самого мыса открывался красивый вид на Малое Море, острова на нём, а также вытянутый мыс Хорин-Илги.

Мыс Хорин-Илги

Часть Ольхонских Ворот уже освободилась ото льда.

Лёд и вода

Большое Море за проливом же было уже полностью без льдин.

За Ольхонскими Воротами - сам Байкал

Впечатление от прогулки сильно омрачала только просто непостижимое количество мусора: банки, стекло, а также застрявшие в западинках, зацепившиеся за ветки куски бумаги и полиэтилена. Всё-таки я не понимаю: люди в большинстве приезжают отдыхать на машине. Так какого хрена нельзя убрать за собой привезённый тобой хлам?! Почему надо превращать чудесные места в отвратную помойку?!

В полдень мы покинули турбазу и начали возвращение в Иркутск. По пути остановились у старинного кладбища XIX века, возле которого недавно установили мемориальные доски.

Мемориальная доска 1

Мемориальная доска 2

Походили по кладбищу. Обращает на себя внимание большое число похороненных детей, а также разграбленность части могил.

Младенческая могила 1

Младенческая могила 2

А на горке у кладбища недавно был водружён крест, хорошо видимый с дороги.

Новый крест на старом кладбище

После этого останавливались ещё в Баяндае, где снова вкусили поз, и в Оёке, просто чтобы размяться. К этому моменту погода явила радикальный контраст со вчерашней. С безоблачного неба ярко сияло солнце, было около +15 градусов. В городе Женя решил сделать нам небольшой подарок и развёз всех по домам.