Mikka (mikka) wrote,
Mikka
mikka

Китой-2010. Часть 2.

Карта первой части похода (1.3 Мб).

Карта второй части похода (0.9 Мб).
Большими красными кружками показаны места ночёвок, а также старта и финиша. Маленькие кружки - места обеденных остановок.


Ледяные кружева

3 мая 2010. С утра светит солнце, но быстро исчезает за серыми тучами из которых временами идёт снег. Уже на обходе прижима, что напротив устья Федюшкиной речки, тропа намного хуже, чем в предыдущий день. Позже она становится ещё хуже и часто теряется. Проще, где есть возможность, идти по берегу.


Непогода пришла
Кстати, оказалось, что этот прижим – последний не проходимый понизу до обрывов перед Раздольем. На одной из сухих проток вижу ещё одну оленуху. Вот везёт! При подходе к устью Китой-Кина, Китой вырывается из гольцов и левый берег идёт уже вдоль предгорий, правый же пока течёт у подножия Тункинских Гольцов. Со спутника хорошо видна прямая линия сброса проходящая по рекам Архут, Китой и Китой-Кин. Да и на местности обрыв альпийских вершин к плоским возвышенностям тоже заметен.
Китой-Кин в устье не вызывает желания переходить. По воспоминаниям основной брод расположен в 2 км выше по течению, но невысокая вода позволяет перебродить протоки метрах в 300 от устья. Двигаюсь по тропе, идущей над Китоем, потом выхожу на наледь и в устье небольшой реки Шеломша располагаюсь на обед.
Дальнейший путь в этот день не отличался особым разнообразием – то по заберегам, то по сухим протокам, то по островам, местами по тропе. Начиная с устья Удугаши на льду отчётливо заметны следы машины. Как позже узнал, это с Раздолья ездили вверх. Наконец, не дойдя пару километров до границы Бурятии и Иркутской области, располагаюсь на ночь на берегу Китоя (точка 4). За день пройдено 20 км. Место красивое, к тому же заканчивается непогода, и уходящие от Китоя горы освещаются закатным солнцем.

Предгорья на закате

4 мая 2010. С утра горы освещаются уже рассветным солнцем.

Луна над Гольцами


Горы на рассвете

Уже к 9 утра жара такая, что идётся в одной футболке. Поднимаюсь с берега в лес и обнаруживаю отличную тропу. По пути вижу в Китое феерическую картину - замёрзшую за ночь из-за кругового хода воды в этом месте пену (заглавный снимок).
А так выглядит всё это поле пенистых льдинок.

Льдинки

Через 3 км тропа переходит в лесную дорогу, проходит мимо памятника и выводит к метеостанции Дабады.

Начало дороги

Когда-то это была деревня старообрядцев, но сейчас здесь только жилые и служебные строения метеостанщиков.

Дабады

В тот момент на ГМС находились только 2 женщины: Лена и Марина.

Работницы метеостанции

Напоили меня чаем, угостили салом и дали с собой 5 вяленых хариусов. Я в ответ угостил их шоколадкой. Порассказывали про медведей, как например, в прошлом году медведица с медвежонком устроила лёжку за стеной нежилого дома.

Пока я распивал чаи, погода испортилась и пришлось снова одеваться теплее. Распрощавшись с работниками метеостанции, я продолжил свой путь уже по грязной и местами разбитой дороги. После её первого брода предполагается продолжать путь по тропе вдоль берега, но мне хотелось посетить озеро Нухун-Гол, так что я покинул Китой и начал подниматься на перевал к озеру. Подъём проходил ещё при проблесках солнечных лучей, на спуске же окончательно наползли тучи, подул студёный ветер, да ещё и снега стало выше колена. В целом, путь к озеру мне не сильно понравился.

На берегу обнаружились постройки, различные части машин, а также дорога, которая в одну сторону вела к Китою к 3-му броду (куда мне надо), а в другую – к заброшенным разведочным посёлкам.

Само же озеро отличается очень переменным уровнем. За зиму сток в него становится нулевым и лёд, не выдерживая своей массы проламывается на осушившееся дно. С другой стороны, метров на 10 выше кромки льда расположены завалы мёртвого леса, отмечающие максимальный уровень воды. К этому времени сток в озеро уже возобновился и посредине во льду была глубокая трещина, по которой и шла вода (её даже с вертолёта видно было).

Озеро Нухун-Гол

Надо сказать, что само озеро не имеет поверхностного стока. Вся вода уходит через подземные ходы, которые были исследованы спелеологами во время их осушения на 500 м.

Под этими льдинами - вход в пещеру

В моём случае сухими их назвать уже было никак нельзя – утекал солидный поток.

Начало пещеры Нухун-Гол

Да ещё и нависавшие над входом пласты льда не внушали энтузиазма лезть под землю.

Ручей утекает под лёд

Так что ограничившись фотографированием входа, я пошёл снова к Китою.

Дорога от озера-посёлков выходит прямо к 3-му броду, где и соединяется с дорогой с Дабад. При этом сделана она намного более серьёзно сделана – насыпи, выемки и т.п.
У следующего прижима располагаюсь на скорый обед, после чего прохожее по тропе под скалами и выхожу к последнему четвёртому броду. Когда-то здесь была деревня Подкаменка. Ещё в 2000 году стояло несколько пустующих домов. Сейчас же остался только покосившийся крест.

На месте деревни Подкаменка

С этого места дорога более наезжена и скорее даже разъезжена. Мёрзлая земля не позволяет уходить воде и почти весь путь до Октябрьского приходилось месить грязь. В одном месте вообще еле сапоги вытащил – засосало больше чем наполовину.
По пути попадаются всякие весёлые таблички, запрещающие охотиться посторонним. Одна фраза «участок охраняется ОМОН» чего стоит. Так и представляешь взвод омоновцев загнанный в лес, чтобы лосей охранять от левых охотников.

Табличка ФСБ

Дорога мало того, что грязная, так ещё и не сильно интересная. Большей частью идёт далеко от реки. Весь лес здесь – подрост после сплошных вырубок. Плюс плохая погода. В общем, эстетическое наслаждение получить трудно.

Неожиданным препятствием на пути оказывается река Холомха. Нет, мост через неё существует. Но проблема в том, что он полностью забит наледью и вода течёт вокруг моста по дороге с глубиной местами около полуметра. Обход же по кустам занимает много времени, так как рюкзак постоянно цепляется за ветки, затрудняя движение.

Разливы Холомхи

Через несколько километров после Холомхи за деревьями начинает виднеться Китой, я схожу с дороги и располагаюсь на ночёвку недалеко от берега (точка 5). За день пройдено 23 км.

5 мая 2010. Всю ночь шёл снег. С тента откидываю слипшуюся массу, после чего в палатке становится значительно светлее. Продолжаю путь по дороге, стараясь, где есть возможность, идти по параллельным менее грязным дорогам. Подхожу к прижиму, про который в 2000 году говорилось, что дорогу вдоль него размыло и поэтому и людям, и машинам приходится обходить его поверху. Но в прошлом году кто-то из лесозаготовщиков отсыпал дорогу, укрепил её деревянными столбиками, так что теперь путь возможен и по лесу.

Дорога у прижима

По пути попадаются и заготовленный к перевозке лес. Честно говоря, грустное зрелище.

Заготовленный лес

К обеду достигаю реки Алангар, а затем и поляны за прижимом, до которой мы с другом доехали с Ангарска в июне 2006 года.

Китой у Алангара

Мы тогда пытались до Дабад добраться, но циклон, проливавшийся ливнем свыше 3 суток воспрепятствовал нашим планам.

Дорога по вырубленной полке

На поляне – 4-го местных на уазике, приехавших половить рыбу/попить водку. Угостили похлёбкой. Дальше путь идёт по знакомым по велосипедной поездке местам. Мда, какой всё-таки тогда высокий уровень воды в Китое был! Именно из-за него на одном из участков нам не удалось проехать по красивой лесной дорожке недалеко от берега, а пришлось тащиться по какой-то странной песчаной канаве естественного происхождения (то что основная дорога идёт ещё раньше от реки мы поняли только, когда возвращались).
Как раз недалеко от этой лесной дорожки я и расположился на последнюю в этом походе ночёвку (точка 6). За день пройдено 23 км.

6 мая 2010. Быстро собравшись, выступаю в путь. Местами к дороге подступают двухметровые кусты можжевельника.

Можжевельник

Вскоре прохожу через первый населённый пункт на пути – деревню Манинск, состоящую из одной разбитой улицы.

Манинск

Через полтора километра после уже достаточно большой посёлок Октябрьский с начальной школой, почтой и даже междугородним телефоном. Но внешнего электричества там нет уже несколько лет. Только утром и вечером включается на несколько часов дизель-генератор.
После Октябрьского дорога наконец-то становится более приличной и мне удаётся сменить резиновые сапоги на кроссовки. Перед подъёмом на обход последнего прижима обедаю. Сверху же открывается контрастный вид: там, откуда я пришёл – лесистые предгорья и виднеющиеся на горизонте Тункинские Гольцы, впереди же – бескрайняя и плоская Иркутско-Черемховская равнина.

Внизу - Раздолье и Иркутско-Черемховская равнина

Вот, наконец, и Раздолье. Позвонить, правда, не удаётся – телефон на почте сломан, а то что есть ещё один телефон-автомат на АТС мне удалось узнать только позже. Автобус ожидался только на следующее утро, а так как время было ещё только полчетвёртого, я решил дойти до края посёлка и до 6 вечера попробовать уехать стопом. И с первой же машиной повезло – меня подобрали связисты, возвращавшиеся из Октябрьского со сломанным телефонным аппаратом. Они и рассказали про наличие второго таксофона в Раздолье.
Ехали мы лихо, местами разгоняясь на уазике до 110 км/ч. Чуть больше чем за час добрались до Усолья-Сибирского, где меня подбросили до самого вокзала, через 10 минут оказалась электричка на Иркутск и вечером я уже был дома.
Tags: Пещеры, Тунка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments