Остров Ольхон

Вечерняя степь

Вечерняя степь.

На прошедшие выходные мой друг организовал выезд на остров Ольхон - самый крупный остров на Байкале. Программа была следующей: доехать на машинах до местности Песчаная, а оттуда на следующий день скататься на велосипедах на самый север острова. Всего в поездку собралось 7 человек и 1 спаниель.

На западном побережье Байкала осадков выпадает значительно меньше, нежели на восточном - облака задерживаются на Приморском и Байкальском хребтах. Рекордсменом же являются остров Ольхон и Тажеранская степь, расположенная южнее острова - в год в этих местах выпадает менее 200 мм осадков. Таким образом рядом с крупнейшим в мире пресным водоёмом образуются солёные озера, достигающие размера до километра.

Солёное озеро в Тажеранской степи

Солёное озеро Шалар-Нур в Тажеранской степи.

Остров Ольхон отделён от материка проливом Малое Море шириной 4-16 км, а в южной части - проливом Ольхонские Ворота, шириной около двух километров. Именно через него можно перебраться на паромной переправе. Желающих переправиться обычно больше, нежели вмещает паром, кроме того местные жители и рейсовый транспорт пропускается вне очереди. Ранее, когда существовал только паром "Дорожник" ожидание в сезон могло тянуться и сутки. Дело доходило до стрельбы. Сейчас построен второй паром "Ольхонские Ворота", который в сезон перевозит туристов. Но пока до 15 июня работает только "Дорожник" меньшей вместимости. Сам паром бесплатен не только для людей, но и для автомобилей - связано это с отсутствием иной возможности попасть на остров и каких-то антимонопольных заморочек по этому поводу.

Паром Дорожник в МРС

Паром "Дорожник" в МРС.

Вид с парома в сторону большого Байкала

Вид с парома в сторону большого Байкала.

Участники поездки на пароме

Участники поездки на пароме.

Приближаемся к Ольхону

Приближаемся к Ольхону. На берегу виднеется пристань и паром "Ольхонские Ворота".

Паром Ольхонские Ворота

Паром "Ольхонские Ворота".

Заночевали мы у местности Песчанка - из-за обилия песка дальше можно проехать только на полноприводных машинах.

Лиственницы и сосны

Лиственницы и сосны. Другие деревья на западном побережье Ольхона не растут.

Дождь над побережьем

Дождь над побережьем.

Вокруг ходили облака

Вокруг ходили облака, но над островом не пролилось ни капли.

Долина Зундука напротив

Долина Зундука напротив. Ширина Малого Моря в этом месте - 15 километров.

Ещё не успел отцвести багульник и весь подлесок был украшен лиловым цветами.

Цветущий багульник

Цветущий багульник (рододендрон даурский).

Утром в субботу 2 июня мы направились на велосипедах в северную часть острова. Прокатив своих коней по песку мимо деревни Песчаная, мы расположились на первую фотосессию, перешедшую в пит-стоп - в Лёхиной покрышке обнаружился железный заусенец.

Песчаные гребни на фоне м. Нюрганский

Песчаные гребни на фоне м. Нюрганский.

Крест жертвам политических репрессий

Рядом стоял крест с надписью "Это место помнит страдания жертв политических репрессий середины XX века".

Коллективный снимок

Стоят: я и Галя, сидят: Дима, Настя и Лёха. На кнопку нажимает Женя.

Стоит сказать, что весь Ольхон, равно как и южная половина западного побережья Байкала входят в территорию Прибайкальского национального парка, который в мае этого года решил, что главная суть его деятельности - это зарабатывание денег, а вовсе не охрана природы. При этом по хорошей русской традиции парку захотелось даже не зарабатывать денег, а просто получать за сам факт своего существования. На сайте нацпарка недавно появился следующий ценник:

Цены на платные услуги

Цены на платные услуги Прибайкальского национального парка.

Серьёзные вопросы возникли по пунктам 1, 3.5 и 7. Дирекция парка с какого-то перепугу решила, что сам факт посещения уже считается пользованием услугой и фактически вводит платный вход в парк, что противозаконно. Согласно новой версии статьи 15, пункт 5 федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях": "Пребывание на территориях заповедных и особо охраняемых зон национальных парков граждан, не являющихся работниками данных национальных парков, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные национальные парки, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций национальных парков."

Но:
1. Разрешение требуется для пребывания только на территориях заповедных и особо охраняемых зон.
2. Нигде не написано, что разрешение должно быть платным.

Оборудованные места под палатку на весь парк имеются в количестве двух штук, но сотрудники парка трактуют, что так как "это наша территория, то за постановку палатки всё равно надо платить 200 руб./сутки", забывая, что это не их территория, а государственная, а сдавать в аренду чужую территорию они права не имеют.

Совершенно непонятно, какая услуга оплачивается при причаливании маломерного судна - швартовы вряд ли кто принимать будет.

Исполняющий обязанности директора нацпарка пояснил, что формулировка "Посещение обустроенных экскурсионных и туристических троп (которых кстати во всем парке 1 штука)... под контролем госинспектора" подразумевает вовсе не то, что тебе после оплаты выделают инспектора в качестве сопровождающего, а то, что сама тропа находится под контролем госинспектора. ДПСникам на заметку - можно собирать с водителей деньги просто за то, что дорога находится под контролем ДПС.

При этом вводить ограничения на посещение заповедных и особо охраняемых зон по количеству человек вовсе никто не собирается - если готовы платить, то хоть десятки тысяч посетителей можно пустить.

Но плакатов уже развесили повсюду в достаточном количестве.

Положите разрешение поближе...

Положите поближе разрешение на посещение...

В другом месте надпись была ещё занятней: "Проверьте наличие у себя разрешения. Положите его поближе для предъявления инспектору парка". Если оно у меня есть - зачем проверять? Не потерялось ли? А если нет - как его поближе положить?

Ну и в завершении - кроме незаконности подобных поборов, ещё и цены за пределами адеквата: пожить вдвоём месяц в своей палатке согласно их прайсу обойдётся в 9600 рублей. Например в парке "Вулканы Камчатки" подобное будет стоить всего 600 рублей - стоимость посещения там не зависит от числа дней, да и 200 рублей за палатку брать тоже не додумались.

Вид с м. Саса на залив Нюрганская Губа

Вид с м. Саса на залив Нюрганская Губа (снимок Галины Вороновой).

Многие названия мысов и островов на Байкале имеют народные синонимы. Так, м. Саган-Хушун большинству известен как Три Брата из-за трёх выдающихся скалистых мысов.

Одна из трёх скал

Один из Трёх Братьев (м. Саган-Хушун).

Подъём в обход горы

Подъём в обход горы.

С велосипедами мы добрались до основания самого северного мыса Ольхона - Хобой. Длина его около полукилометра, ширина - до 250 метров, а над Байкалом он возвышается на 70-90 метров. Далее на оконечность мыса идёт тропа вдоль обрыва и безопасней, и проще передвигаться пешком. Бросив велосипеды у информационного щита мы направились к краю.

Плакат Мыс Хобой

Информационный щит "Мыс Хобой".

Полуостров Святой Нос

Полуостров Святой Нос - восточное побережье Байкала.

Тропа на край Хобоя

Тропа на край Хобоя.

Я на самом севере острова

Я на самом севере острова.

Сквозной проём в скальной стене

Сквозной проём в скальной стене.

Вид сквозь скалу

Вид сквозь скалу.

На узкой скале

На узкой скале (снимок Дмитрия Жданова).

Слева - Байкальский хребет, справа - полуостров Святой Нос, между ними виднеется Большой Ушканий остров.

Самым волшебным местом на Хобое оказалась не полянка в его верхней части, а небольшая площадка чуть ниже и северо-восточней. Оттуда взгляд устремляется в бесконечность Байкала - по мне наилучшее место на Ольхоне для общения с мирозданием.

Взгляд в бесконечность

Взгляд в бесконечность.

Если к Хобою мы ехали, держась западного берега, то первая половина обратного пути пролегала вдоль восточного. Оказалось, что ехать там много проще: вместо многочисленных подъёмов и спусков, практически один большой спуск и один затяжной подъём, но суммарный набор высоты значительно меньше. Да ещё и по пути к Хобою мы ехали против ветра, на удивление не развернувшегося на 180 градусов, когда мы поехали назад.

Мыс Шунтэ Левый

Мыс Шунтэ Левый.

Вид с Шунтэ Левого на Хобой

Вид с Шунтэ Левого на Хобой.

На Шунтэ Левом

На Шунтэ Левом.

Мыс Шунтэ Левый

Мыс Шунтэ Левый (снимок Галины Вороновой).

Несмотря на самое начало лето за день нас обогнало пять или шесть уазиков с туристами - одна из самых распространённых экскурсий для отдыхающих в Хужире - как раз на Хобой. Думается, что в сезон их в разы больше.

Два уазика, справа - наши велики

Два уазика, справа - наши велики.

Солёное степное озерко

Солёное степное озерко.

Единственным местом на восточном побережье острова с пляжем является местность Узуры, куда мы не преминули заехать.

Узуры

Узуры.

Собравшись в воскресенье, мы поехали не прямиком к парому, а посетили по пути несколько красивых мест.

Остров Едор

Остров Едор.

Мыс Харалдай и остров Модото

Мыс Харалдай и остров Модото (в народе - Крокодил).

Мыс Харанцы и остров Модото

Мыс Харанцы и остров Модото (в народе - Крокодил).

Пляж Сарайского залива

Пляж Сарайского залива.

Последней достопримечательностью была Скала Шаманка (мыс Бурхан), что в Хужире, известная по снимкам многим людям, никогда не бывавшим на Байкале. Рядом со старым плакатом на снимке появился новый, утверждающий, что посещение данного памятника природы теперь запрещено из-за его сакральности. Видимо шаманы дали на лапу за такой запрет.

Информационный щит Мыс Бурхан

Информационный щит "Мыс Бурхан". Что интересно, нигде не удалось найти информацию - какие остальные восемь святынь. Молчат и Яндекс, и вики, и Гугл.

Скала Шаманка

Скала Шаманка.

У подножия скалы

У подножия скалы.

Сквозь мыс проходит пещера - можно "пройти через скалу", чем в своё время и занимались шаманы. Кстати, с берега пещеру не видно ни с какого ракурса. Возможно, запрет на посещение был связано, чтоб придать таинственность обряду, ибо в протискивании сквозь нешироки проход чудесного немного.

Сквозная пещера

Сквозная пещера.

Мыс Забро

Вид свозь перемычку мыса Забро, что у пролива Ольхонские Ворота.