Камчатка. X. В окружении медведей и сусликов.

Евражка

Евражка (американский суслик).

Утро 24 июля было ещё более тоскливым нежели предыдущее. Видимость с вечера ничуть не улучшилась – дальше 50 метров всё тонуло в "молоке". Палатка за ночь ничуть не высохла плюс у неё отмок один угол. На Толбачик в такую погоду подниматься было бесполезно. Потому мы побрели на основной маршрут – вокруг Толбачика.

Карта первых двух дней пути вокруг Толбачика.

Красные кружки - места ночёвок, синие - места обеда.

Надо сказать, что для данного маршрута удалось найти весьма часто расставленные точки (через 100-300 метров), что сильно облегчало поиск пути при ходьбе в тумане, неоднозначных развилках и прочем. Наиболее пригодились они как раз в первый день, когда путь проходил по косогору с небольшими подъёмами и спусками. Хотя в самом начале пути точки были особо и не нужны: в этом направлении шла дорога, на которой виднелись следы множества прошедших туристов. Кстати, несмотря на то, что вроде бы вокруг Толбачика ходят толпы косяками, нам за всё время встретились всего три человека, хотя следов, и относительно свежих, попадалось множество. Но вернёмся к первому дню. Дорога, упомянутая мной, часто огибала лавовые гребни, но вытоптанная в вулканическом песке тропа и gps’ка уверенно вели нас напрямую, позволяя не нарезать лишнее расстояние. Жаль, что из-за тумана мы могли видеть только лавовые столбы, расположенные поблизости от тропы – вокруг их было множество. Но зато выплывание из облака придавало им особую таинственность.

Примерно через четыре километра дорога окончательно ушла в сторону, где возможно и кончилась, также закончилась и вулканическая пустыня – началась обычная горная растительность. Вот тут-то gps’ка стала особенно необходима: в траве следы прошедших туристов часто терялись. А ещё через пару километров мы достигли речки с романтичным названием Сухая Промоина. На карте в этом месте она даже пунктиром показана не была – должна была теряться выше по руслу. Но поток весело журчал по лавовым натёкам – там мы и пообедали.

Через два километра после обеда точки увели вниз по небольшому распадку, где нам встретились первые медведи. Сначала показался годовалый пестун, который шёл поперёк нашего маршрута. Когда расстояние сократилось метров до семидесяти, до него донёсся наш запах, он поднял голову и, увидев нас, скачкам понёсся прочь. Не успели мы прийти в себя, как с той же стороны показался и медвежонок. Этот – дуб-дубом: ни запах, ни стук ложки о кружку не отвлекли его от монотонной прогулки по траве, и вскоре он скрылся в той стороне, куда нам идти необходимо было. Картину довершал не полностью рассеявшийся туман – видимость была ограничена, и мы резонно опасались, что где-то и мамаша нарисоваться может. Подождав некоторое время и держа в руке фальшфейер, мы с опаской продолжили путь.

Достигли Сухой Речки, в которой, как и в Сухой Промоине бодро текла вода, падая несколькими водопадами.

Водопад на Сухой Речке

Водопад на Сухой Речке.

Здесь между точками расстояние было около километра, и в итоге мы ошибочно перешли на другой берег, из-за чего потом были вынуждены переходить назад в гораздо менее удобном месте ниже по течению: спускались по голому крутому склону и поднимались сквозь переплетения кустарников по скользким камням. Но к этому моменту мы уже увидели стоящий в предполагаемом месте ночёвки дом, что придало нам дополнительных сил.

Дом оказался бывшей базой вулканологов, а сейчас используется туристами. Сотрудниками парка был сделан навес с гордым названием "База Толуд" и туалет.

Навес и дом на стоянке Толуд

Навес и дом на стоянке Толуд.

База Толуд

База Толуд.

Вокруг бегали евражки (то бишь суслики), не особо обращая на нас внимание. Также присутствовали и возросшие в своём количестве комары. Катя сначала отнеслась к евражкам трепетно – мы даже покормили их. Но когда выяснилось, что они спокойно забегают в дом, а соответственно могут и продукты покушать, любовь к ним сильно ослабла.

Встреча с медведями произвела на нас такое сильно впечатление, что мы на всякий случай закрыли дверь изнутри на крючок, после чего занялись просушкой вещей. Палатку так просто на нары установили.

Внутри домика

Внутри домика.

Но одиночество наше было недолгим – через час после нашего прибытия кто-то начал дёргать дверь. К счастью, то оказался не медведь, а Женя из Питера, который последнюю часть своего отпуска на Камчатке путешествовал в одиночку – его спутникам пришлось уехать раньше. Женя поведал, что когда он проходил 3 дня назад, то и Сухая Речка, и Сухая Промоина, и Толуд – все были сухими. Так что нам повезло, что вода была. Также по словам Жени, чем дальше нам предстояло идти, тем больше и наглее будут евражки. Позднее выяснилось, что он тарбаганов (сурков) тоже к евражкам относил. Женя принёс большой пакет с грибами, набранными им в районе перевала Толуд и мы организовали совместный ужин.

Как водится, поделились друг с другом полезной информацией. Обсудили, что некоторые "противомедведные" правила плохо применимы в реальности. Так, рекомендуется продукты прятать не менее чем в ста метрах от палатки – но тогда за ночь, благодаря грызунам, от них ничего не останется. Вот и думай: то ли делать по правилам с риском остаться голодным, то ли медведя приманивать. Женю восхитило, что мы в резиновых сапогах – наиболее практичной обуви для Камчатки – сам-то он в ботинках был, и ноги постоянно мокли. А вот в своё время инспектора парка отнесли к сапогам с презрительным неодобрением – дескать, куда вы в них дойдёте. Что вообще-то странно, ибо сапоги на Камчатке – местная "фишка". И ещё большой полезностью было наличие у нашего нежданного компаньона спирали от комаров, которая даже после непродолжительного горения очень хорошо отгоняла насекомых. В домике мы нашли два мотка этой спирали и позже часто использовали её в тамбуре палатке или просто под навесом – в безветренную погоду спираль была эффективной даже на открытом воздухе.

Под вечер погода стала улучшаться и, хотя у нас и висели тучи, поодаль можно было увидеть горы, освещённые солнцем. Это были уже склоны Восточного хребта, а не отдельно стоящие вулканы Ключевской группы, где ходили мы.

Восточный хребет

Восточный хребет.

Долина ручья Крутогорский

Долина ручья Крутогорский.

Утром после прощального снимка Женя убежал на "Лениградку", где у него остался велосипед, на котором он приехал от сворота на Эссо – туда ходит большой автобус, а не пазик.

Женя на старте

Женя на старте, Катя в окошке и евражка на дорожке.

Погода постепенно улучшалась, и в течение дня было сделано множество снимков постепенно открывающихся вулканов – ведь каждый раз была вероятность, что сейчас они снова закроются, и мы их больше не увидим.

Большая Удина

Большая Удина (ударение на первый слог).

Нам предстоял подъём на невысокий (1291 м) и пологий перевал Толуд по сухому руслу Перевальной и её левому берегу.

В русле Перевальной

В русле Перевальной.

Вдоль Перевальной по левому берегу

Вдоль Перевальной по левому берегу.

Сухое русло Полуденного

Сухое русло Полуденного.

За перевалом раскинулось большое плато, изрезанное многочисленными реками.

Вдали - Горный Зуб

Вблизи - 2 горки под склонам Овальной Зимина, на правую из которых мы впоследствии поднялись. Вдали - г. Горный Зуб.

Плато между вулканами

Плато между вулканами.

Необычным относительно других гор, где мне удалось побывать, было то, что из-за малой высоты перевалов относительно вершин, а также отсутствия хребтов вулканы стояли отдельно друг от друга; часто после преодоления, что перевала Толуд, что последующего Толбачинского, картина окрестных гор практически не менялась: ты продолжал их видеть почти в таком же ракурсе, что сильно удивляло.

Грибов, кстати, там действительно оказалось множество. Также присутствовала и прошлогодняя брусника, которую мы с радостью поели.

Большая Удина

Большая Удина.

Ледник у вершины Большой Удина

Ледник у вершины Большой Удина.

После перевала Толуд мы видели ещё одного медведя – на этот раз матёрого самца, вольно шедшего вверх к перевалу.

Медведь

Маленькая чёрточка чуть левее центра кадра - медведь.

А вскоре после медведя мы наконец-то узрели и Плоский Толбачик.

Плоский Толбачик

Плоский Толбачик.

Плоский Толбачик и р. Правый Толбачик

Плоский Толбачик и р. Правый Толбачик.

Из туристической карте, врученной нам в администрации парка, следовало, что и на этой стоянке должен быть дом, особо желанный после увиденного мишки. Но мы шли-шли, а никакого дома видно не было.

Овальная Зимина

Прямо по курсу - Овальная Зимина.

Основание г. Камень

Основание г. Камень.

Озеро Оленье

Озеро Оленье.

Облака за перевалом Толуд

Облака за перевалом Толуд - оттуда мы пришли.

В итоге оказалось, что постройка только запланирована и не дома, а навеса. Пока же среди травы валялись доски. Так что пришлось нам палатку ставить. Маршрут, как и в предыдущий день был недолгим, зато погода сильно лучше, и мы решили подняться на небольшую горку поблизости.

Г. Камень

Г. Камень (4579 м).

Под Овальной Зимина

Под Овальной Зимина.

За реками, бегущими по плато - перевал Толуд

За реками, бегущими по плато - перевал Толуд.

Руч. Ледниковый

Руч. Ледниковый.

Овальная Зимина

Овальная Зимина.

Стали появляться мысли, что местный пейзаж не так уж сильно отличается от обычных гор. И если на Мутновке или посреди вулканической пустыни чувствовалась "камчатскость", то здесь возникла резонная мысль, что просто горы можно посмотреть и в более бюджетном варианте. Оставалось надеяться, что после Толбачинского перевала пейзаж снова станет более вулканическим.

Кстати, здесь же нам впервые встретилась река, берущая начало с ледника с незамысловатым названием Ледниковый, несущая грязь с ледника Попнова, что на склоне Большой Удина (ударение на первый слог).