Пары Мутновской геотермальной электростанции.
Погода с утра была ещё хуже, чем в предыдущие 2 дня: похолодало, всю ночь шёл мелкий дождь, не прекратившийся с началом дня. Конечно, уезжать в дождь – хорошая примета, но не когда цель поездки всего в 60 км по прямой от точки старта (по дороге вокруг вышло около 110 км). Достаточно быстро проскочили асфальт до Термального, после чего началась разбитая гравийка – скорость заметно упала. Подъём вдоль Паратунки очень пологий, но склоны становились заметно гористей. Постепенно начал редеть лес, а затем и появляться языки снежников. Высота над уровнем моря была ещё всего 200 метров, широта – южнее 53 градуса, на календаре – 16 июля. Вот такие причуды местного микроклимата (хотя многие нам радостно сказали, что в этом году снега больше чем обычно). По одному из снежников неторопливо поднимался в гору камчатский бурый медведь – так мы впервые лицезрели этого крупнейшего хищника на полуострове, Катя же вообще впервые в жизни увидела медведя на природе, и нельзя сказать, что пришла от этого в дикий восторг. Совершенно для нас неожиданно начало растягивать облака: сначала появились синие просветы, а затем и вообще выглянуло солнце! Между тем, дорога начала крутыми серпантинами забираться на Вилючинский перевал (800 м). Снега становилось всё больше, временами путь пролегал в пробитых в сугробах выемках. По словам водителя, дорога была пробита всего неделю назад. После перевала начался не менее крутой спуск, вскоре после которого наша удача закончилась – дорога упёрлась в непрочищенный участок, который «Делике» преодолеть было не под силу. Выгрузившись из машины и договорившись о сроках выброски мы двинулись в путь – до Мутновской геотермальной электростанции, куда мы собирались доехать на машине, оставалось ещё 16 км. Стоимость доставки нас составила целых 6000 рублей – транспорт на Камчатке оказался самой крупной статьёй расходов.
Светло-зелёными линиями показаны дороги, красными - пеший участок. Чёрный кружок - место, куда нас довезли на микрике (и куда мы потом пешком шли от Мутновской ГеоЭС), синий кружок - место высадки из вахтовки, красный кружок - место двух ночёвок у Мутновской Сопки, красный с зелёным кружок - место ночёвки у электростанции.
Погода окончательно улучшилась: с одной стороны возвышалась Вилючинская Сопка, а с другой через некоторое время показался дымящийся вулкан Горелый. Так мы впервые в жизни увидели действующий вулкан.
Вилючинская Сопка.
Дыхание вулкана Горелый.
А вскоре нам несказанно повезло: раз в две недели осуществляется заброска/выброска смен на Мутновскую ГеоЭС – и это как раз оказался такой день. Первые 2 вахтовки не остановились – не было мест и мы уже без особой надежды помахали третьей. На наше счастье водитель притормозил машину и за 300 рублей с носа согласился довезти нас. После развилки дорог (направо ушла мимо вулкана Горелый к Асачинскому ГОКу) снега стало не просто много, а дофига и больше. По рассказам, плато между Горелым и Мутновским вулканами – одно из самых снежных мест на Камчатке. К конце зимы средняя высота снежного покрова достигает шести метров, а в западинах может доходить и до пятнадцати. Причём он полностью сходит обычно к сентябрю, а в ноябре уже ложится новый.
Дорога по плато. Столбы посреди снимка - вешки.
Высадили нас у начала строений электростанции, чтобы охрана не видела, что водитель подвозил чужих. Мощность Мутновской ГеоЭС в настощее время составляет 48 МВт, а вместе с неподалёку расположенной Верхне-Мутновской ГеоЭС – 60 МВт, что обеспечивает 30% электроэнергии на Камчатке. Вокруг электростанции пробурено несколько десятков скважин, куда закачивается холодная вода. Превращаясь при температуре 150 градусов в пар, она направляется на турбины.
Катюха и снег.
Неподалёку от электростанции расположены Дачные термальные источники, на которых мы и устроились отдохнуть-пообедать.
Спуск от общежития Мутновской ГеоЭС.
Общежитие.
Дачные термальные источники.
Дачные термальные источники.
Пар и снег.
На термальном поле.
Рыхлые отложения.
Парящая дырочка.
Кипящий источник.
Кипящий источник.
Снега больше чем Кати.
Вид на дачные источники сверху. Нигде в окрестностях больше нет ни одного кустарника.
К сожалению, искупаться там не удалось – вода была или кипяточная в месте выхода термальных вод или же ледяная в основном ручье – талая со снежника. Пока мы там сидели нас несколько раз обдало моросью – пар, выходящий из источников быстро конденсировался и выпадал вниз.
Пообедав, мы продолжили путь. К счастью, в это время года снег уже настолько спрессован, что идти по нему даже удобней, чем по камням – ровно и не проваливаешься. Стали закрадываться серьёзные подозрения, что возле Толбачика, куда мы собирались после Мутновки снегом будет покрыто абсолютно всё: Толбачик и севернее на три с половиной градуса, и высоты там побольше. Но в дальнейшем наши страхи не оправдались – снега там не было даже на высоте полутора километров.
Облака за перевалом.
По пути к перевалу.
Хребет Отходящий.
По дороге у меня потекла из носа кровь, так мы в опасении перед голодными медведями, собрали весь снег, куда она накапала и растопили его в ручье.
Когда мы поднялись на небольшой перевал, вскоре за которым предполагалась ночёвка, со стороны плато натянуло тумана и видимость упала почти до нуля. Однако мы успели увидеть одинокий домик, стоящий посреди безмолвных склонов. Наивно решив, что он пустует, мы бодро направились к нему. В периодически возникающих просветах мы видели, что вскоре достигнем его, а домик – надёжная защита от медведя. Но когда оставалось всего несколько сот метров, вдалеке показались два снегохода, быстро подъехавшие к домику, а вскоре из него высыпало около десяти человек – оказалось, что это – туристский приют природного парка. Так что резко повернув вбок, мы пошли к первоначально запланированному месту ночёвки – возле небольшого ручейка (точку для GPS я в своё время нашёл в Интернете). Когда возникали просветы в облачности/тумане, было видно вулканы Горелый и Мутновский.
Вулкан Горелый.
Я на фоне Мутновской Сопки.
Мутновская Сопка.
А скорость изменения погоды была огромной. Между двумя следующими снимками прошло всего 7 минут.
Сопка Двугорбая.
А вот оттуда мы пришли.
Перевал.
Поужинав, я поднялся на небольшую горку и заметил двух деловитых жирных сурков. Крикнул Кате, чтобы она срочно поднялась ко мне. Побуркивая, что она только что поела, а я заставляю её лезть в гору, Катя начала подниматься по склону. Я сделал ей знак, чтоб вела себя тихо (в тот момент мы ещё не знали, что сурки достаточно наглые и человека особо не боятся). Как потом сказала Катя, она ожидала, что там будет не сурок, а кто-нибудь заметно побольше и пострашней.
Содержание