Аинские пещеры

Решили мы как-то на Рождество съездить в Аинские пещеры, что над Байкалом расположены. И съездили. Весьма удачно. Сразу предупреждаю, что все снимки не мои, так как мой фотоаппарат пролежал дома. В планах было посещение пещер Ая, Рядовая, а также очередная попытка найти пещеру Вологодского.

Лестница в недра земные

С утра в Иркутске было вполне свежо - около -35. За несколько часов мы добрались до сворота с автодороги Баяндай - Еланцы - МРС и захотели подъехать ещё 3 км вдоль р. Анги. Но через полтора километра наш микрик благополучно засел в сугробе. Сильно повезло, что через 5 минут за нами показался джип, который нас и вытащил. После высадки с машины нам оставалось до пещер ещё 5 км и мы двинулись в путь.
Бодрым шагом

Было на удивление тепло и безветренно. Первый ветерок появился только после последнего подъёма к пещерам. Первая попытка найти пещеру Вологодского оказалась неудачной - несколько раз мы принимали за неё углубления в снегу, которые оказывались небольшими ямками. Стало холодать, и мы решили, что пора всё-таки двигаться к известным пещерам.
Вход в Аю

Быстро переодевшись и затащив вещи через вход внутрь, мы прошли до первого грота и уселись обедать.
Верным путём идёте, товарищи

Затем началось обследование пещеры. Обычно я уходил в левую часть, здесь же было решено сначала посмотреть правую. Один грот, другой, тупик. В одном из гротов Рома не очень широкий проход вверх, далее продолжавшийся длинным извилистым лазом. Я отправился следом за ним. Большую часть пути можно было пройти на четвереньках, ползти пришлось только в 2-х местах, недолго и несложно. Наконец, мы вышли в большой грот, который показался мне странно знакомым. Оставив Рому у хода, я прошёл немного вбок и все сомнения рассеялись - мы попали в пещеру Рядовая. Стало ясно, что спелеологи всё-таки прокопали проход, соединяющий эти 2 пещеры. Мы вернулись за остальным народом, сообщив эту радостную новость.
Вид с вертикальной щели вниз

Путь в Рядовую

Добравшись до Рядовой, я пошёл к уступу, чтобы посмотреть, как в дальнейшем будет лучше крепить лестницу.
В думах

Чтобы остальные прочувствовали по полной, насколько нам повезло, вывел я их через основной вход Рядовой через все шкуродёры. Ну здесь можно сказать: "Кто знает - поймёт, кто нет - тому не объяснишь". Самую большу сложность составил ход, выводящиё наружу - он весь покрылся инеем, что при его значительном уклоне сильно мешало продвижению вверх.
На волю

На улице было уже темно, только на горизонте светлели остатки зари. А ещё там было холодно - небо было абсолютно безоблачным. Мы быстро перебежали назад в Аю. Было решено посетить левую часть, посмотреть на ледяные образования, а также поискать место для ночёвки.
Ледяной купол

Маленький ледопад

Со льдом всё было в порядке, а вот с местом для ночёвки - не очень. Практически везде было или сильно неровно или большой уклон. Единственный горизонтальный камень подходящего размера был в холодном гроте, в дальнем углу которого висели большие гроздья снега.
Холодная лежанка

Было решено переместиться по новому ходу в тёплую и ровную Рядовую. Но возникла новая проблема - мы не могли найти этот ход. У меня уже возникла идея зайти через Рядовую, чтоб пройти по этому ходу в обратном направлении - с той стороны путь был однозначный. Но Рома (снова он!) заявил, что он нашёл проход. Ещё один! Вот это было действительно удивительно - зачем 2-то копать было?! 2-й вариант оказался ещё проще - почти горизонтальный, да и вход в него совсем недалеко от первого грота. Так что поужинав в Ае мы перетащили тёплые вещи, спальнкии и коврики в Рядовую. Прямо у места ночёвки обнаружилась отличная фоторамка, которой мы не преминули воспользоваться.
Галина

Катерина

Рома

Я собственной персоной

Лёха

После чего отправились к уступу, привязали к камню верёвку, к ней лестницу и я отправился вниз. Сюрпризом оказалось наличие глубокой трещины под уступом, что несколько затруднило путь туда и сильно обратный.
Лестница в недра Земли

Там я прогулялся до колодца, посмотрел, где я в 1999 году сорвался с верёвки, пролетев несколько метров и вернулся назад. За мной никто последовать не захотел. Вскоре мы разместились на ночлег. Было тепло и весьма уютно.
Грот ночёвки

Правда за ночь спальники отсырели и под утро было уже не так тепло, а к 9 утра и совсем даже холодно. Но протаскивание вещей назад несколько согрело нас. Позавтракав, мы принялись перемещать все рюкзаки к выходу, что заняло около часа. Снаружи был ясный день, но дул сильный ветер.
Замёрзшее дыхание пещеры

На обратном пути нам повезло больше в поисках пещеры Вологодского. И опять честь находки принадлежит Роме!
Вход в пещеру Вологодского

Но ни времени, ни желания лезть в неё не было. Зато будет что-то новое на следующий приезд. И снова - Тажеранские степи.
Снежные кочки

К полтретьему мы были уже у микроавтобуса, доставившего нас назад в Иркутск. Поездка, полная, как неожиданными, так и долгожданными находками, завершена!