Mikka (mikka) wrote,
Mikka
mikka

Categories:

Курортное побережье. VI. Керчь.

Большая Митридатская лестница ночью
Большая Митридатская лестница ночью.


Летом рынок в Керчи открывается в 6 утра – что-то невообразимое по иркутским меркам. И как раз к его открытию я сбегал, чтобы купить свежий деревенский творог на завтрак, как нам порекомендовала хозяйка гостиницы.

По пути на маршрутку, идущую от автовокзала, нас застал начавшийся дождь; пришлось сбегать за зонтами в гостиницу. Маршрутка напоминала своим видом фургон – нигде больше таких не видел. Сочленения её крыши были негерметичными, и вода активно капала в салон. Повезло, что, пока мы ехали, дождь закончился, и больше не возобновлялся.

Маршрутка
Маршрутка (снимок сделан после обеда, потому асфальт уже сухой).


Первое место, что мы посетили в этот день – известные Аджимушкайские каменоломни, в которых бойцы Красной армии скрывались от немцев в течение полугода после оставления войсками Крыма. На наше удивление, уже утром было людно, и ближайший сеанс, на какой мы смогли взять билеты (они раз в 15 минут начинаются), был лишь через 40 минут. Почему-то мы не подумали, что внизу будет холодно, хотя не раз бывали в пещерах. Хорошо, что рядом можно недорого взять куртку в прокат, показав билет. На мой вопрос, что нужно дать в залог, бабуля из проката ответила, что всё на доверии.

Памятник воинам-железнодорожникам

Памятник воинам-железнодорожникам

Памятник воинам-железнодорожникам

Памятник воинам-железнодорожникам
Памятник воинам-железнодорожникам.


Мемориал на входе в Аджимушкайские каменоломни

Мемориал на входе в Аджимушкайские каменоломни
Мемориал на входе в Аджимушкайские каменоломни.


Экскурсия по каменоломням длится примерно 50 минут. Посещение этого места даётся эмоционально тяжело, частично сопоставимо с Брестской крепостью. Мы не знали, что после прихода нацистов в каменоломнях укрылись не только воины, но и множество местных жителей. И лишь после первой газовой атаки, унесшей максимальное количество жизней, т.к. к ней не были готовы, большинство гражданских было отправлено на поверхность. Под землёй остались те, кого наверху ждала верная смерть: евреи, семьи комиссаров. В первые 2 недели в каменоломнях было электричество, даже показывали фильмы – использовали генераторы от загнанных под землю тракторов. Но из-за небольшой глубины каменоломен звук двигателей можно было услышать сквозь каменную толщу, и над тракторами немцы подорвали снаряды, обрушив своды. Одной из самых тяжёлых проблем была вода. Вылазки на поверхность за ней унесли много жизней. Потому часть оказавшихся под землёй людей занималась тем, что всасывала воду из щелей меж камнями, сплёвывала её в кружку, потом эту воду использовали для утоления жажды, в том числе и в подземном госпитале, где первое время даже операции проводили, пока не закончились медикаменты. Со временем всё больше бойцов гибло, не хватало часовых на постах – ведь немцы не оставляли попыток захватить каменоломни. Потому на магистральных проходах сооружались канавы, куда кидался громкий мусор – консервные банки, стекло, чтобы услышать подкрадывающегося врага. Изначально, включая гражданских, под землёй укрылись 13 000 человек – тогда ещё была надежда на скорое освобождение Крыма. В конце осады, через полгода, в живых осталось 48 человек, которых захватили в плен. Увы, территория, занимаемая ими была слишком мала (примерно 800 на 200 метров), чтобы иметь возможность удерживать оборону большее время, как в случае Одесских катакомб.

От оборудованного входа мы прошли ещё немного в сторону, где видно воронку от взрыва, проломившего подземные своды. А затем продолжили движение к Царскому кургану, отличавшемуся от посещённого днём ранее Мелек-Чесменского лишь несколько большими размерами.

Царский курган

Царский курган

Царский курган
Царский курган.


Всё внутреннее убранство было вывезено в ходе археологических исследований. Узнав, что значительная часть находится в лапидарии, Катя предложила посетить и его. Карта показала, что до него на удивление недалеко, надо лишь пройти пешком через пустырный участок города. В дороге мы пересекли железнодорожную линию на Порт-Крым, удивившую автоблокировкой. Значит, до постройки моста, движение на ней было весьма активным. Ещё непонятным было, откуда идёт километраж. Позже выяснилось, что от Владиславовки: изначально линия от Джанкоя была построена до Феодосии, а более поздний участок на Керчь строился уже как раз от этой самой Владиславовки.

Улитка
Улитка.


Вход в лапидарий
Вход в лапидарий.


В лапидарии

В лапидарии
В лапидарии.


Обратно в центр мы вернулись на троллейбусе, на удивление ехавшем под проводами с опущенными штангами – для Керчи закупили несколько троллейбусов с автономным ходом. По пути к месту обеда ещё раз прошлись по понравившимся нам улочкам, покрытым брусчаткой, Катя же записала видео таящегося в плюще дома.

1-й Митридатский пер.
1-й Митридатский пер.


Дома по ул. Свердлова
Дома по ул. Свердлова.


2-я Митридатская ул.

2-я Митридатская ул.
2-я Митридатская ул.



Плющом укрытые развалины.


Пообедали в кафе «Вкус моря», где взяли набор из 3 черноморских рыб, в который входил невиданный нами ранее сарган. Жутковатого вида рыба с длинной зубастой пастью, да и сама длинная и тонкая, с мясом зеленоватого цвета. После обеда уехали на автобусе на городской пляж на Аршинцевской косе, что далеко на юге. Может, в какое-то время это и был отличный пляж, но обилие водорослей, в которых просто утопаешь при заходе в воду, и немалое количество медуз заметно подпортили удовольствие от купания.

Вид с городского пляжа на Крымский мост
Вид с городского пляжа на Крымский мост.


Вечером погуляли до темноты по набережной, и на этом наша программа в Керчи подошла к завершению – на следующий день мы уезжали в Новый Свет, последнюю точку нашего длинного путешествия.

Большая Митридатская лестница
Большая Митридатская лестница.


Содержание
Tags: Железнодорожное, Крым, Море, Фауна, Флора
Subscribe

  • Курортное побережье. IV. Аибга.

    Хр. Аибга с г. Каменный Столб. 5 августа мы поехали на Красную Поляну, оказавшуюся в действительности Розой Хутор – до этого дня я полагал, что…

  • Волшебная Ингушетия. IX. Тхаба-Ерды и Таргим.

    Крест внутри храма Тхаба-Ерды. Спутниковый снимок нашего пути 31 июля. Красная линия – наш путь, большой красный кружок – месторасположение…

  • Волшебная Ингушетия. VIII. Ний.

    Водораздел между р. Тхабахро (справа) и безымянным распадком (слева), впадающим в р. Гулойхи у Вовнушек. Спутниковый снимок нашего пути 30…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment