Курортное побережье. IV. Аибга.

Хр. Аибга с г. Каменный Столб
Хр. Аибга с г. Каменный Столб.

5 августа мы поехали на Красную Поляну, оказавшуюся в действительности Розой Хутор – до этого дня я полагал, что это два равнозначных названия одного горнолыжного курорта, и только на месте мы узнали, что на самом деле их там аж 3 штуки. Путь на электричке от Адлера до конечной станции протяжённостью 49 км электричка преодолевает за 40 минут. Стоимость проезда – 280 рублей. На направлениях до аэропорта Сочи, до Имеретинского курорта и до Розы Хутор стоимость 10-километровой зоны составляет 56 рублей против 40 рублей на участке Адлер – Туапсе.

Верхний этаж вокзала Адлер

Верхний этаж вокзала Адлер.

В железную дорогу до Розы Хутор, построенную к Олимпиаде–2014 вбухали немало денег. Одних тоннелей там 6 штук общей длиной 10 км 465 м. Пока ехали, неоднократно вспоминался осёл из анекдота: «А мост мы будем строить поперёк реки или вдоль?» На данной линии как раз много мостов именно вдоль Мзымты. Узкая долина часто не позволяла проложить путь по берегу, и потому самый длинный мост вдоль русла превышает 2,5 км. Ранее что-то подобное видел только на БАМе – полукилометровый виадук над Хани. Красивыми пейзажами с олимпийской линии полюбоваться не удастся – долина узкая, больших гор из неё не видно.

Прибыв на конечную станцию, вскорости мы загрузились в бесплатный автобус до нижней станции канатки. Билеты, действительные на проезд по 1 разу на всех работающих канатках, мы купили накануне, потому сразу направились к турникетам на вход. Следовать рекомендациям погулять на промежуточных станциях пересадки для акклиматизации мы не стали – верхняя точка канатной дороги «Кавказский Экспресс» расположена на высоте 2200 метров, вполне для нас привычной. Потому наверх мы прибыли одними из первых. А бодро пошли гулять вдоль хребта Аибга и вообще первыми из посетителей.

Вид из кабинки
Вид из кабинки канатной дороги «Кавказский Экспресс».

Вид с Розы Пик на долину р. Мзымта
Вид с Розы Пик на долину р. Мзымта.

Трёхвершинная Аибга
Трёхвершинная гора Аибга (гулять мы пошли в противоположную сторону).

Канатная дорога Эдельвейс
Канатная дорога «Эдельвейс», по которой туристы спускаются к парку водопадов «Менделиха».

Наверху было достаточно свежо, когда приехали – всего 17 градусов. Замёрзнуть мы не замёрзли, после влажного тепла на побережье такая прохлада лишь радовала.

Катя на качели
Катя на скамье-качели.

Эдельвейс
Канатная дорога «Эдельвейс» на фоне вершин Аибги.

Резво дойдя до канатной дороги «Крокус», мы были вынуждены подождать 10 минут, пока она откроется – разные канатки запускаются не одномоментно, а последовательно с удалением от посёлка, и люфт, чтобы люди дошли от одной до другой, рассчитан на более медленных посетителей. И лишь, когда мы проехали свыше половины из 15-минутной поездки, стали садиться и другие пассажиры. «Крокус», в отличие от предыдущих трёх дорог, был открытого типа, потом и значительно более медленный. Мы медленно ползли в гору, а под нами проплывали альпийские луга.

Крокус
На канатной дороге «Крокус».

Альпийские луга

Альпийские луга.

Виды с канатки.

Подъём к вершине г. Каменный Столб от верхней станции канатной дороги начинается по металлической лестнице, продолжаясь достаточно крутой и скользкой тропой. Наверху построена смотровая площадка, так как вершина маленькая, и в природном исполнении стоять там почти негде. Высота горы – 2509 м.

Лестница
Лестница к г. Каменный Столб.

Кулуар
Кулуар.

Абхазия
В левом нижнем углу снимка видна верхняя станция канатной дороги «Крокус», а горы на заднем плане находятся уже в Абхазии; перед ними, далеко внизу, протекает пограничная Псоу.

Трассы
Трассы курорта «Роза Хутор».

Горная Олимпийская деревня
Горная Олимпийская деревня.

«Крокус» работает лишь на подъём, потому мы возвращались к развилке у верхней станции дороги «Тундра» по дороге, в зимнее время являющейся трассой «Фиалка». Навстречу попадались туристы, шедшие к Каменному Столбу пешком, без использования «Крокуса».

Трасса Фиалка
Трасса «Фиалка».

Противолавинные ограждения
Противолавинные ограждения.

В это время мимо проехал мужик на лошади, пересёкший трассу и двинувшийся по небольшой тропке, слабо заметной на склоне. Позже, по мере спуска, мы ещё дважды видели его. Куда он путь держал – непонятно.

Всадник
Всадник.

Верхняя станция канатной дороги Тундра
Верхняя станция канатной дороги «Тундра».

Тундра
Канатная дорога «Тундра» и трасса «Горизонт».

От развилки у «Тундры» мы могли пройти ещё 700 метров в северо-западном направлении, чтобы уехать к парку водопадов на канатке «Эдельвейс». Но времени у нас было вагон, и мы пошли по зигзагообразной серии трасс «Явор», «Явор 2» и «Азалия», по маршруту малопопулярному среди посетителей.

Трасса Явор
Трасса «Явор».

Явор
«Явор» разворачивается на 180 градусов у нижней станции «Крокуса».

Местная флора

Местная флора.

Виды на спуске

Виды на спуске.

По пути периодически встречались предупреждающие плакаты о возможности встречи с дикими животными с традиционным для них изображением медведя. Катя воспринимала их скорее как страшилку для туристов, пока мы не наткнулись на кучу кого надо. На первый взгляд путь по такой дороге, да ещё и в трекинговой обуви не должен создавать трудностей. Но вся дорога была усыпана мелкими камешкам, наступая на которые ты вполне мог покатиться вместе с ними, и пару раз мы неплохо растянулись. Подобного подвоха мы нигде больше не встречали.

Тренога непонятного назначения
Тренога непонятного назначения.

Поворот над долиной Менделихи
Поворот над долиной Менделихи.

Я
Я.

Путь вниз.

Мост через Менделиху
Мост через Менделиху.

Отдыхаю в лотке
Отдыхаю в лотке.

К парку водопадов с вершины мы сбросили километр. Стало тепло, почти как у моря, а уж народу там было не меньше, чем на пляже. По факту оказалось, что лучшей прогулочной частью был спуск с Каменного Столба до водопадов. А по парку мы прогулялись скорее для галочки, хотя самый нижний водопад, Золотой, оказался достойным. Часть проходов была перекрыта из-за того, что там обломились перила или что-то подобное, но мы просто перелазили через верёвку и шли смотреть, что там есть. С учётом, какая публика там гуляет, перекрытие вполне оправдано: народ явно неспортивной внешности идёт чуть ли не в сланцах.

Водопад Червонный
Водопад Червонный.

Водопад Золотой
Водопад Золотой.

Водопад Чара
Водопад Чара, к которому проход был перекрыт.

Пока мы гуляли, на хребет Аибга наползли облака, скрыв его от взора. Дождя не намечалось, но гулять поверху стало бессмысленно, оставалось радоваться, как нам повезло в начале дня. Зато на подъёме на канатной дороге «Эдельвейс» мы проехали через плотную белую пелену. Поездка дополнилась несколькими техническими остановками, причём две из них были почти подряд, и вторая ещё сильнее раскачала наши открытые кресла. И, если до этого я лишь посмеивался над Катиными страхами, то в этот раз пришлось схватиться за рюкзак, чтоб он не выпал.

Канатная дорога «Эдельвейс».

Канатка в облаке
Канатка в облаке.

Экстрим-мост у Розы Пик
Экстрим-мост у Розы Пик.

Между «Кавказским экспрессом» и «Заповедным лесом» я сбегал прокатиться по кольцевому маршруту на дороге «Волчья скала». По пути наверх она ещё не работал, а на обратном пути Катя уже пресытилась кресельными дорогами. Кольцевой же маршрут, потому что ты едешь вниз и вверх без права высадки. Внизу остаётся фотограф, снимающий всех пассажиров с большим стендом, где можно купить снимки.

Нижнее озеро
Нижнее озеро.

Спустившись донизу, мы пошли до станции электрички пешком, прогулявшись среди зданий дорогих отелей, магазинов и ресторанов, напоминавших скорее Западную Европу, нежели Россию.

Нижняя станция Олимпии
Нижняя станция канатной дороги «Олимпия».

Курортные постройки

Курортные постройки.

Станция Роза Хутор
Станция Роза Хутор.

Вернувшись в город, мы поужинали в столовой «Московская» по адресу ул. Кирпичная, д. 1/1, корп. 4, которую всем рекомендую. Необычной и вкусной там была окрошка, в которую повара добавляют немного горчицы. Поев и купив бутылку вина, мы проехали одну остановку на электричке до платформы Известия, где сначала покупались, а потом распили вино. Стемнело, и небо украсили многочисленные метеоры – через неделю был максимум потока Персеиды. Путь от электрички до пляжа и обратно проходил по отвратно-курортной пешеходной улочке с многочисленными шалманами. Скакали придурки в костюмах жирафа и прочих, норовившие за денежку сфотографироваться с представительницами прекрасного пола, причём со стандатным подкатом, что «Ах, я вами восхищён» с одновременной попыткой приобнять и полапать. При всём подобном курортном угаре я был приятно удивлён, когда попросив взвесить мне одну копчёную барабульку (хотелось попробовать, что это за зверь), мне дали две и бесплатно.

Остановку на платформе Известия, с которой мы шли на пляж, а после уезжали назад в Адлер, отменяли в 2015 году с последующим восстановлением в 2018-м. Но восстановили с подвохом. В дни соревнований футбольной премьер-лиги (подозреваю, что и в некоторых иных случаях) остановку на ней, равно как и на Олимпийской деревне отменяют. Из соображений безопасности, естественно – именно эти две остановки не оборудованы досмотровыми комплексами. На Известиях же ещё одна проблема – низкая платформа, к которой плохо приспоблены курсирующие там «Ласточки». Меня попросили помочь поднять в вагон детскую коляску и скажу, было это весьма непросто.

С посещением Розы Хутор программа в Сочи у нас завершилась, впереди ждал переезд в Крым.