Волшебная Ингушетия. IX. Тхаба-Ерды и Таргим.

Крест внутри храма Тхаба-Ерды
Крест внутри храма Тхаба-Ерды.

Спутниковый снимок нашего пути 31 июля
Спутниковый снимок нашего пути 31 июля. Красная линия – наш путь, большой красный кружок – месторасположение лагеря на берегу р. Асса.

Карта нашего пути 31 июля

Утром 31 июля нашу группу покинул Сергей – возникла необходимость срочно вернуться на работу. После расставания Илез повёл всех нас к храму Тхаба-Ерды. Как сотрудник заповедника он взял ключ, и мы смогли посмотреть здание изнутри.

Храм Тхаба-Ерды.

Катя внутри храма
Катя внутри храма.

Потолочный свод
Потолочный свод.

Проёмы с современными распорками
Проёмы с современными распорками.

Иконы
Иконы. С 2012 года в храме после долгого перерыва иногда проводят службы.

Когда-то потайной ход

Когда-то потайной ход внутри стены.

После осмотра Тхаба-Ерды группа разделилась. Группа тихоходов с примкнувшей к ним Оксаной отправилась с Илезом на машине закупаться к прощальному ужину; оставшиеся шесть человек двинулись в радиалку к башенному комплексу Таргим. Путь к нему шёл по правому берегу р. Асса, начинаясь возле погранчасти. С нами увязалась большая белая собака. Путь был несложным, почти горизонтальным, по хорошей тропе.

Ассинское ущелье
Ассинское ущелье.

Хамхи и Скалистый хребет
Хамхи и Скалистый хребет.

Развалины Болкоценги
Развалины Болкоценги.

Вдали видны башни Хамхи, внизу – р. Асса
Вдали видны башни Хамхи, внизу – р. Асса.

Ира шагает по тропе
Ира шагает по тропе.

Развалины Гасервы
Развалины Гасервы.

У очередных развалин мы остановились посидеть. Маша добралась до них первой и, пока мы отдыхали, успела немного полазить, после чего сообщила: «Вы, конечно, можете сходить наверх, но на мой взгляд тут ничего интересного». Я ответил: «Ну и ладно. Здесь мы и не планировали что-то смотреть, а до Таргима уже меньше километра». Тогда Маша и поняла, что данный комплекс – ещё не Таргим, и возникшее было чувство разочарования у неё исчезло. Чуть дальше тропа привела нас к полуразрушенному солярному символу Ингушетии, виденному нами ранее с противоположного склона долины. Сильные ветра разметали детали конструкции.

Повреждённый солярный знак
Повреждённый солярный знак.

Таргим

Таргим.

В тени башен Таргима мы разъели арбуз. В этот день я также нёс его с собой, а по причине в два раза меньшего количества человек мы им прямо обожрались. Возле башен росли уже привычные полянки конопли, аккуратно постриженной, а на башнях были установлены камеры видеонаблюдения.

Конопля
Конопля.

Камеры на башне
Камеры на башне.

Башни-склепы с необычным орнаментом неподалёку

Башни-склепы с необычным орнаментом неподалёку.

Таргим
Таргим.

От Таргима я предложил пройти в сторону Ассинского ущелья, все согласились, и мы переместились по скотопрогонным тропам, шедшим по крутым склонам, ещё на два километра.

Дорога входит в Ассинское ущелье
Дорога входит в Ассинское ущелье.

Р. Асса
Р. Асса.

На обратном пути
На обратном пути.

Опоры бывшего моста
Опоры бывшего моста.

Катя, я и собака
Катя, я и собака (снимок Алины).

На обратном пути мне пришла в голову идея пройтись немного иным путём, а именно поймой Ассы. Вначале шла вполне неплохая тропка, но затем она завела в заросли каких-то колючих кустов, сквозь которые пришлось продираться.

Продираясь сквозь кусты.

К счастью, стена кустов закончилась, и несколько сот метров тропа вела нас по просторному широколиственному лесу, снимок с которого, увы, получился нерезкий. Затем была развилка, повернув налево, мы должны были выйти назад к уже известной нам тропе, но я попробовал пройти направо. Перепрыгнув по камням неглубокую протоку, мы упёрлись в основное русло, пришлось возвращаться. Но белая собака, сопровождавшая нас на маршруте, решила разлечься прямо посреди брода. Пришлось следить не только за равновесием, но и чтобы на задеть псину – кто знал, как она среагирует на случайный пинок. Как следствие, Саше не повезло, он промочил ноги.

Башня Гасервы
Башня Гасервы.

Пока мы гуляли, со всех сторон начали набухать грозовые тучи. Вернувшись в лагерь, мы обнаружили, что Илез с остальными участниками ещё не приехали, и мы постепенно расползлись по палаткам. Появились они почти одновременно с началом грозы. Была дана команда собирать вещи, чтобы потом наш гид перевёз нас всех челноком к базе заповедника, где мы ночевали несколько дней назад. Всё-таки там и беседка с навесом, и сухое место под несколько палаток имелось. После отбытия Илеза мы с Катей быстро сложили палатку и пошли мокнуть под дерево с остальными. По непонятной нам причине почти никто не складывался, лишь Маша с Алиной также собрали свою палатку. Другая же Маша напрямую заявила, что сама палатку складывать она не в состоянии, а помогать ей почему-то никто не хочет. Время шло, а Илеза всё не было. Наконец, подъехала машина, но не Илеза, а его брата – у машины Илеза пробило колесо. Так как палатки были собраны только у четырёх человек, мы и погрузились в машину, покинув остальную зябнувшую часть группы.

На свороте к базе заповедника Илез замахал нам руками, чтобы мы не вздумали съезжать к ручью – глинистая дорога раскисла, и выехать назад было бы затруднительно. Даже в верхней части дороги с трудом удалось развернуться, машину всё время тащило вниз. Меня несколько удивило, что Илез не меняет колесо, причиной было отсутствие запаски. Даже для меня, не водителя, это было весьма странно. Илез же просто ответил: «Первый раз такое!»

За два рейса брат Илеза перевёз остальных, к этом времени и дождь утих, а вскоре тучи и вовсе растянуло.

Хребет Цорейлам
Хребет Цорейлам.

Отправившись на ручей мыть овощи для гриля, я обратил внимание, что вода в нём, хоть и мутная, но вполне пригодная для мытья. Помидоры весело плавали в небольшой заводи, я вытаскивал их по одному и даже подумывал сходить за фотоаппаратом заснять. К счастью, делать я этого не стал. Всего через три минуты, когда я вернулся уже с перцами, вода в ручье поднялась на несколько сантиметров, а по консистенции стала напоминать кисель. Очевидно, что оставленные помидоры были бы унесены потоком. Но в этой мутной воде что-то мыть стало нереально, о чём я и сообщил, вернувшись к домику. В коллективе возникла идея помыть их водой из канистр, но мне такой подход показался сомнительным, ведь было уже ясно, что до завтра питьевой воды взять будет негде, а канистры были далеко не полными. Посмотрев на особенности рельефа, я предположил, что неподалёку есть ещё один ручей, и сбегал проверить. Ручей действительно там был, пусть и немного мелководный, но для мытья вполне достаточный. Я показал прочим, где можно брать техническую воду, и дефицит её был частично решён.

А потом был пир горой. Мы ели салат из свежих овощей, запечённые на углях кукурузу с перцами; шашлыки из баранины и курицы. Съесть всё это было просто невозможно. Нам и не удалось. А потом пришла ночь и все мирные жители заснули.

Tags: Кавказ, Флора

• Курортное побережье. VI. Керчь.

Большая Митридатская лестница ночью. Летом рынок в Керчи открывается в 6 утра – что-то невообразимое по иркутским меркам. И как раз к его…

• Курортное побережье. V. Крымский мост.

Вид на Крымский мост с г. Митридат. Утром 6 июля мы пешком прогулялись до устья Мзымты и обратно – наш поезд был после обеда, и нужно было…

• Волшебная Ингушетия. VIII. Ний.

Водораздел между р. Тхабахро (справа) и безымянным распадком (слева), впадающим в р. Гулойхи у Вовнушек. Спутниковый снимок нашего пути 30…