Волшебная Ингушетия. VIII. Ний.

Водораздел между р. Тхабахро и безымянным распадком
Водораздел между р. Тхабахро (справа) и безымянным распадком (слева), впадающим в р. Гулойхи у Вовнушек.

Спутниковый снимок нашего пути 30 июля
Спутниковый снимок нашего пути 30 июля. Красная линия – наш путь, большой красный кружок – месторасположение лагеря на берегу р. Асса, маленький красный кружок – место обеда на пасеке у башенного комплекса Ний.

Карта нашего пути 30 июля

Заранее расписанного меню по дням у нас не было, строгого графика дежурств на готовке тоже. Но т.к. я обычно просыпался раньше прочих, то и разводил костёр, ставя на него котлы. Далее было уже опционально. В итоге как-то получилось, что на это утро было решено варить кукурузную крупу, как мне не хотелось подобного избежать. Многолетний опыт привёл к выводу, что она пригорает всегда, даже дома на малом огне, и единственный вариант не допустить неприятностей – это готовить её в пароварке. Однако опыт текущего дня показал, что есть и иной вариант – непрерывное помешивание до самого дна. И в какой-то момент ответственные за готовку на это утро Оля с Катей разошлись, оставив меня размешивать злосчастную кукурузу. В этот момент каша показала, что не зря я её побаивался. Грозным бульком липкий комок вылетел из котла, прилипнув к моей кисти. Отличный результат – след ожога сохранялся до возвращения в Иркутск.

Скалистый хребет ранним утром
Скалистый хребет ранним утром.

Развалины Пуй за р. Асса
Развалины Пуй за р. Асса.

Утренний лагерь
Утренний лагерь.

Наш Илез
Наш Илез.

Луна
Луна над башнями Пуй.

Как я уже писал, днём ранее Илез привёз два арбуза, но на ночь их никто есть не стал. Представив, как здорово будет перекусить этой вкуснотой в жаркий день на переходе, я положил один из арбузов себе в рюкзак. Почему-то остальные члены группы и даже Илез решили, что я прикалываюсь, и несколько раз уточняли, действительно ли я собираюсь тащить 10 кг. Лишь моя Катя, зная, что к подобным шуткам наклонностей у меня не наблюдается, а 10 кг для неспешного перехода – груз небольшой, и не сомневалась, что намерение было высказано всерьёз.

В этот день наш путь пролегал по горной дороге в долине р. Тхабахро, в нижнем течении протекающей в глубоком ущелье. За семь с половиной километров предстояло набрать 600 метров высоты.

Палаточный лагерь
С начала подъёма хорошо видно, как далеко от остальных поставлена палатка Маши с Алиной.

Табличка храма
Табличка с информацией о храме Тхаба-Ерды.

Дорожный поворот

Дорожный поворот.

Первый привал был в сосновой роще, укрывавшей своей тенью от палящих лучей – наконец-то пришла полноценная хорошая погода.

Роща
Сосновая роща.

Развалины
Развалины у сосен.

Ущелье р. Тхабахро
Ущелье р. Тхабахро.

Дорожная полувыемка

Дорожная полувыемка.

Следующая остановка была на 170-градусном повороте дороги, в месте пересечения с небольшим притоком р. Тхабахро. На карте был показан водопад на этом притоке немного ниже пересечения с дорогой. Илез же пояснил, что ни о каком водопаде в этом месте ему неизвестно. Попытка разглядеть что-то сверху, с дороги, успехом не увенчалась: на крутом склоне росли кусты, а ниже склон становился ещё круче, потому сам ручей был скрыт от взора. О том, чтобы спуститься в ущелье, не было и речи из-за крутых и сыпучих склонов. Но из того, что удалось разглядеть, сложилось впечатление, что если там что и есть, то не полноценный водопад, а каскад крутых сбросов.

Дорога набирает высоту
Дорога набирает высоту.

Распадок
Распадок, в котором таится(?) водопад.

Пялинг
Башенный комплекс Пялинг.

Пройдя под башенным комплексом Пялинг, мы добрались до фруктового сада, разбитого ныне покойным ингушом. Он приложил немало усилий, чтобы обеспечить водой яблони и другие плодовые деревья в этой засушливой местности. Увы, как это часто бывает, после смерти подвижника, дело рук его приходит в упадок.

Пейте на здоровье родниковую воду!
«Пейте на здоровье родниковую воду!»

Садки

Садки, где старик разводил мальков.

Фруктовый сад
Табличка «Фруктовый сад».

Яблоки, хоть ещё и не созрели, были неплохими на вкус, не то что кислятина на третий день похода. В тени сада мы разъели арбуз. Как я и ожидал, пошёл он на отлично.

Общий вид сада
Общий вид сада.

Пасека на колёсах
Пасека на колёсах.

Пасека и др.
Пасека, сад, Пялинг и Скалистый хребет.

Мы поднимались всё выше, долина теряла свою ущельность, а за её выполаживающимся правым склоном открывался суровый хребет Цорейлам.

Склоны хребта Цорейлам
Склоны хребта Цорейлам.

Долина р. Тхабахро и хребет Цорейлам
Долина р. Тхабахро и хребет Цорейлам.

Небольшие каменные осыпи на склоне
Небольшие каменные осыпи на склоне.

Башенный комплекс Ний

Башенный комплекс Ний.

К моменту прихода в Ний уже было известно, что в этот день мы забыли заварку. К счастью, возле башен стоял дом, где жили владельцы расположенной неподалёку пасеки. Они-то и позвали попить чай в домик. А заодно угостили мёдом, который начали качать только сегодня, и это – первый мёд за 3 года существования пасеки. Вдруг выяснилось, что почти никто, кроме нас с Катей не взял с собой ложки, так как их необходимость не была озвучена. Это при том, что почти всегда с собой брались рыбные консервы!

Пока мы ели, хозяин, примерно 60-летнего возраста, поинтересовался, не ищет ли кто из участниц похода себе мужа. «Вы ведь любите горы – будете постоянно жить среди них, на свежем воздухе в такой красоте!» Он не учёл того, что любительницы гор не особо желают сидеть на домашнем хозяйстве, не имея возможности свободно ходить по ним – местные обычаи не позволяют замужней женщине путешествовать самостоятельно без мужа, а ведь кто-то должен и дома на хозяйстве оставаться. Но настоящие котоламповые истории начались после обеда. Часть группы внимала им с искренним любопытством, кто-то старательно изображал интерес из вежливости, а самые смелые откровенно скучали, повернувшись спиной. Я на каком-то этапе потерял нить рассуждений в многочисленных отсылках к Библии, Корану, рассказах о храме Тхаба-Ерды; максимум что я понял, так это, что в данных книгах пишется о предках ингушей и их родине. Минут через 10 рассказа хозяин зашёл на второй круг, стало ясно, что пора закругляться. Мы пересекли р. Тхабахро, в верховьях больше похожую на ручей и полезли вверх по крутому склону.

Вид сверху на башенный комплекс Ний
Вид сверху на башенный комплекс Ний.

После короткого подъёма мы оказались на водоразделе. С другой стороны были верховья безымянного притока р. Гулойхи у башенного комплекса Вовнушки, посещённого нами днём ранее. Перепад высоты в сторону р. Тхабахро от водораздела был 50 метров, а в сторону безымянного притока р. Гулойхи – все 100. При этом склоны безымянного притока были обрывисты и сыпучи. Распадок постепенно врезается в этот гребень и в отдалённом будущем должен перехватить верховья р. Тхабахро. Сверху же виднелись башни Эйханте на гребне, вдали – башни Галу, а ещё дальше – Вовнушки. Было необычно снова увидеть их после совершенно отличного маршрута. На горизонте же за скрытой в облаке пограничной г. Терхкорт виднелся небольшой кусочек Грузии, второй увиденной нами за всю поездку зарубежной стране.

Безымянный распадок
Безымянный распадок. За горой в правой части кадра, прячущейся в облаке, видно немного Грузии.

Вовнушки
Вовнушки и дорога серпантином, по которой мы спускались днём ранее.

Башня Галу
Башня Галу.

Истоки безымянного распадка
Истоки безымянного распадка.

Водораздел
Водораздел.

Башни Эйханте

Башни Эйханте.

Илез сказал, что мы – первая группа, которую он повёл на данный водораздел, и спросил понравилось ли нам. На мой взгляд, это был лучший день похода, самый насыщенный, с множеством интересностей, красот и хорошей погодой. Далее на выбор было предложено два варианта: пойти дальше гребнем в сторону Вовнушек или же спуститься к дороге, по которой поднимались, и заглянуть к какому-то озеру. Путь по гребням был очень заманчив, но загадочное озеро вызывало сильное любопытство – местность выглядела ну нисколько не способствующей образованию водоёма, потому хотелось посмотреть на это чудо природы. Остальные никаких пожеланий не высказали, так что мы пошли к озеру. По крутому степному склону мы колобками скатились вниз долины и вышли на уже знакомую дорогу. Кто-то шёл более уверенно, кто-то менее, причём по большей части распределение было ожидаемым. Удивила лишь Оля, для которой это был всего лишь второй поход, а шла она по склону так споро, будто за плечами имела многолетний опыт. Я сказал ей о том, как классно она спускалась, на что Оля ответила: «Я вообще крутая!» Сразу вспомнилось и то, что в башню Морчи она тоже поднималась, это где по шесту внутри нужно было лезть без стационарных лестниц.

Степной склон

Степной склон.

У речки Илез раздобыл лист лопуха и укрылся им от солнца, позже отдав его для фотосессии.

Илез под лопухом
Илез под лопухом.

Я под лопухом
Я под лопухом.

Мы вернулись к фруктовому саду, Илез начал шутить, что эти два садка для рыб и есть то самое озеро, но вскоре показал, куда идти к нему. И мы с Катей рванули вперёд.

Надпись на камне
Надпись на камне.

Увы, это было не озеро, а пруд. Вся его загадочность оказалась мнимой. Как водится, и в этот раз мы не нашли нормального прохода внутрь и пролезли сквозь колючую проволоку. Уже позже заметили его уровнем выше. Пока никто не пришёл я быстро искупался, чтоб не мочить одежду, после чего пошёл глянуть на распадок, по которому поступает вода в пруд.

Пруд
Пруд.

Узкий распадок

Узкий распадок.

Постепенно подходили остальные интересующиеся. Илез прыгнул в воду с мостков. Глубина неожиданно оказалась немалой. В озере он нашёл сеть с дохлой рыбой таких размеров, что явно не ожидаешь от подобного водоёма. Продолжив путь назад, часть группы, которой скучно было идти по дороге, двинулась по тропке, идущей чуть выше по склону.

Истоки небольшого распадка
Истоки небольшого распадка.

Вид с тропы на дорогу
Вид с тропы на дорогу.

Перед 170-градусным поворотом дороги с пересечением узкой долины притока с возможным водопадом тропа спустилась к дороге, а позже началась заново. Причём далее она шла почти без сброса высоты, дорога осталась далеко внизу, а впереди путь преграждали скалы. Пришлось нам спускаться к дороге напрямую по склону.

Дорога по долине Тхабахры
Дорога по долине Тхабахры.

Развалины Голуй на противоположном склоне
Развалины Голуй на противоположном склоне.

Храм Тхаба-Ерды
Храм Тхаба-Ерды.

Гигантский кузнечик
Гигантский кузнечик на палатке.

Вскоре после возвращения в лагерь кто-то воскликнул: «Что это за енот-полоскун?!» Оказалось, что Саша решил помыться в горной реке, причём даже с мытьём головы. С учётом, что ещё вчера ему покупали таблетки от боли в горле, идея не выглядела особо здравой, и я поинтересовался у Оксаны, что вообще происходит. С невероятным флегматизмом она ответила: «Человеку 37 лет, сам решает.» После чего громко заявила: «А я буду грязной женщиной!» – изрядно оживив атмосферу в группе.

Храм Тхаба-Ерды на закате
Храм Тхаба-Ерды на закате.