Волшебная Ингушетия. VII. Вовнушки.

Башенный комплекс Вовнушки

Спутниковый снимок нашего пути 29 июля
Спутниковый снимок нашего пути 29 июля. Красная линия – наш путь, большие красные кружки – месторасположения лагеря на базе заповедника Эрзи и на берегу р. Асса.

Карта нашего пути 29 июля

Утром 29 июля мы наконец-то смогли полюбоваться Скалистым хребтом, скрывавшимся все предыдущие дни в облаках. Хотя уже к 9 утра он частично скрылся за белым поясом. Но в целом погода оставалась хорошей.

Скалистый хребет в 6:17

Башенный комплекс Оздиг.

Сборы
Сборы.

В этот день мы впервые все шагали под рюкзаками, хотя и облегчёнными. Илез увёз на машине на новое место все палатки со спальниками, после чего отправился навстречу пешком. Мне же поручил вести группу уже знакомым маршрутом – вниз по основной дороге, а затем вверх по долине р. Асса. Кто-то из участников группы уже подшучивал, не пора ли мне начать проценты требовать.

Маша шагает по асфальту
Маша шагает по асфальту.

Эгикал
Башенный комплекс Эгикал, который мы посетили накануне.

Ассинское ущелье
Ассинское ущелье.

Хамхи
Башенный комплекс Хамхи; и в нём мы были днём ранее.

Лозунг пограничников
Лозунг пограничников.

Пыльная дорога
Пыльная дорога.

Хвост
Маша, Катя и Оля – замыкающая часть группы.

Вскоре навстречу показался Илез, проводивший нас до места нового лагеря, который мы разбили на берегу р. Асса чуть ниже устья р. Гулойхи. Маша с Алиной установили палатку весьма поодаль, остальные рассредоточились более менее равномерно. Правда, Кате с Олей, поставившимся сначала на самом берегу возле Маши (другой, не той, что с Алиной), позже пришлось переезжать. От реки тянуло холодом, Оля стала там замерзать, и они переместились ближе к Саше с Оксаной.

Катя загружает вещи в нашу палатку
Катя загружает вещи в нашу палатку.

На пригорке на другой стороне реки над нами возвышались развалины башен Пуй. Но просто так пройти к ним было нельзя – там уже начиналась более строгая погранзона, в которую необходимо оформлять пропуск. Зато по дороге у подножия этой горы неоднократно пробегали тренирующиеся пограничники.

Развалины Пуй
Развалины Пуй.

Пообедав, мы отправились вверх по долине р. Гулойхи к башенному комплексу Вовнушки.

Скальный порог
Скальный порог на р. Гулойхи.

Башни Вовнушки
Башни Вовнушки, за которыми видна башня комплекса Оздиг.

Башенный комплекс Вовнушки.

Башенный комплекс Вовнушки выглядел наиболее внушительно и неприступно на фоне всего увиденного нами ранее. Но, как пояснил Илез, частично эта неприступность наживная. Ранее узкая скальная кромка, что на заглавном снимке, была шире и безопаснее. Но скала постепенно разрушается, и в неопределённом будущем башня, лишившись опоры, упадёт.

Подойдя к комплексу первыми, мы сели ожидать остальных в прохладе под нависающей скалой, образовавшей некое подобие грота. Постепенно подходили остальные, в какой-то момент на дороге показался Сергей. С палкой, указывающей куда-то вперёд, вид у него был достаточно грозный, словно у сторожа фруктового сада, заметившего воришку. В конце концов подошли все участники похода, после чего желающие пошли вместе с Илезом наверх по крутой тропке. Прочие уселись отдыхать внизу.

Вертолётная площадка
Вертолётная площадка. Дальше по долине свободный проезд закрыт – режимная погранзона.

Бирги
Руины башенного комплекса Бирги.

Вовнушки
Вид сверху на Вовнушки и дорогу по ущелью Азычач, название которого на удивление отлично от названия реки.

В полукилометре от нас, выше по гребню, виднелась башня комплекса Озди.

Озди

Башня Озди.

Вниз Илез провёл нас другим путём – вместо крутой тропы мы спустились по пологой дороге, серпантином заходившей в распадок безымянного ручья. Вдали, в верхней части долины на обрывистом отроге виднелись башни комплекса Эйханте. В тот момент мы ещё не знали, что на следующий день прогуляемся по водоразделу, от которого отходит данный отрог, увидев их много ближе.

Безымянный распадок
Безымянный распадок.

Башни Эйханте
Башни Эйханте.

Пока мы шли назад к палаткам, тучи сгущались, и даже успело выпасть несколько дождевых капель. Но, к счастью, дождь прекратился, не успев начаться. Вернувшись, я сходил за водой на спокойную протоку р. Гулойхи, и к моменту возвращения тихоходной части группы чай был уже почти готов. Неподалёку на дневной отдых расположились люди, приехавшие на машине с абхазскими номерами. Так-то от юга Ингушетии до Абхазии не ближний свет – почти 900 километров.

Палатка Маши с Алиной
Вид на палатку Маши с Алиной со стороны основного лагеря.

У Саши к этому дню подозрительное состояние сменилось явно разболевшимся горлом. Он попросил Илеза съездить купить ему лекарство. Илез, конечно же согласился, сказав, что сначала ему нужно будет заскочить домой, т.к. с собой нет денег. На наши попытки дать ему нужную сумму ответил отказом – гость заболел, как за помощь ему можно деньги брать?! После отъезда Илеза мы устроили небольшой совет и решили, что нужно скинуться, чтобы этот поход не вышел нашему гиду в убыток – уж слишком много трат он делал сверх программы. А затем было длительное обсуждение, кого отправить с этими деньгами к Илезу, чтобы и его не обидеть, и он согласился их взять. Первым вариантом кто-то предложил Катю (не мою): дескать, он ей симпатизирует. Но по здравому размышлению от такой идеи отказались: отправлять парламентёром к мужчине-ингушу женщину – вариант явно не из лучших. Затем кто-то предложил отправить меня, мотивировав это тем, что Илез хорошо ко мне относится. Этот вариант я отклонил, здраво оценивая свои дипломатические способности. В конце концов было принято самое здравое решение – отправить к нему Сергея, самого старшего из всех нас, рассчитывая на то, что из уважения к его возрасту Илез примет деньги. Позже утром Сергей успешно осуществил свою миссию. После трёх отказов со стороны Илеза Сергей смог пробить оборону фразой: «Если ты не возьмёшь деньги, ты всех нас кровно обидишь». Как мы позже обсудили с Катей, готовясь к походу в составе коммерческой группы, мы были готовы к разным проблемам, но не к тому, что гид деньги брать не будет.

Вечером Илез привёз, кроме лекарства, ещё мороженое и два арбуза. Но от последних все отказались – слишком часто после подобной вкусной трапезы приходилось временно покидать ночами свои палатки.

Облака ползут по склонам
Облака ползут по склонам за Ириной палаткой.

После ужина мы с Катей прогулялись в сгущающихся сумерках до стоящего в полукилометре от нас храма Тхаба-Ерды. Калитка ограды была закрыта на замок, так что мы перелезли через ограду и походили вокруг древнего сооружения, которому уже свыше 1000 лет. Пока гуляли там, обнаружили другую, незапертую калитку. «Всё, как обычно!»– прокомментировала Катя. На пути назад уже впотьмах мы наткнулись на наряд пограничников. Причём, что забавно, Катя заметила их раньше, чем они нас. Мы совершенно забыли, что, находясь в погранзоне, паспорта нужно иметь при себе – наши остались в палатке. Пограничники прочитали нам нотацию, пожелали хорошего отдыха, и мы мирно разошлись.

Tags: Кавказ

• Гребень Броненосца

Весь поход получился, как этот лист бадана. Начну с двухминутки ненависти. Путин, уже не зная, как поправить свой рейтинг, изрядно просевший…

• «Я люблю Подкаменную»

Я люблю Подкаменную. Когда по весне в конце лыжного сезона я увидел установленную в Подкаменной стандартную уже на текущий день стелу с…

• Толта. V. Грибной дождь.

23.08.20 Начало пути – 11:47, высота 1131 м. Конец пути – 15:07, высота 888 м. Пройдено за день – 7,6 км. Набор высоты – 68 м. Сброс высоты – 312…