Волшебная Ингушетия. VI. Хамхи и Оздиг.

Склеп в комплексе Оздиг
Склеп в комплексе Оздиг.

Спутниковый снимок нашего пути 28 июля
Спутниковый снимок нашего пути 28 июля. Красная линия – наш путь, большой красный кружок – месторасположение лагеря на базе заповедника Эрзи, маленький красный кружок – место обеда на кордоне заповедника Эрзи.

Карта нашего пути 28 июля

После обеда по степным склонам, пересекая распадки с крутыми склонами, мы направились к башенному комплексу Хамхи. Его отличием от всех прочих была возможность посмотреть башни изнутри без каких-либо ухищрений. Внутри были сооружены стационарные лестницы, снаружи к входам вели или лестницы, или брёвна с зарубками.

Путь к Хамхи
Путь к Хамхи.

Солярный символ
На западном борту долины солярный символ Ингушетии пострадал меньше.

Один из распадков на пути

Один из распадков на пути.

Долина р. Асса
Долина р. Асса.

Хамхи

Хамхи.

Хранилище в башне
Хранилище в башне.

К одной из башен брёвна с зарубками вели на два разных яруса. Катя поднялась на нижний, внутри прошла на более верхний и выглянула в окно, не заметив второго бревна. После чего решила закрыть ставни. А они достаточно тугие. Моя попытка объяснить, что это опасно для человека, пытающегося с бревна открыть вход, не увенчалась успехом – Катя была уверена, что я что-то путаю, и это просто окно. Лишь снаружи башни она заметила, что туда действительно можно подняться напрямую.

Два бревна с зарубками
Два бревна с зарубками.

Катя готовится закрыть ставни
Катя готовится закрыть ставни.

Вид из башни

Лестница между ярусами.

Спуск по бревну
Спуск по бревну.

Пока мы лазили, какая-то компашка не придумала развлечения умнее, чем скидывать камни неподалёку расположенных развалин вниз в овраг. Мало того, что они могли случайно пришибить кого-нибудь, так ещё и разрушали историко-культурный объект. На возмущённые крики Илеза они сперва не отреагировали, и лишь, когда он направился в их сторону, прекратили акт вандализма.

Зал для собраний

Зал для собраний.

В какой-то момент Маша со свойственным ей бесстрашием залезла на какую-то уж совсем непрочную стену, достаточно высокую, но крайне ненадёжную. Илезу, когда он это увидел, подобное совсем не понравилось. После чего состоялся примечательный диалог меж ними, в котором стороны, словно говорили на разных языках. Маша напирала на то, что Илезом не была проговорена чёткая градация объектов по степени их опасности, не оговорены критерии, по которым можно её определить, чтобы прийти к выводу, можно туда лезть или нет. Аргументация Илеза же была основана на здравом смысле, наличии головы на плечах и тому, что разница между целой башней с деревянными лестницами и полуразрушенной стеной очевидна и не требует дополнительных пояснений. Доводы обоих были вполне логичны, обоснованы, проблема в том, что они плохо стыковались друг с другом. Хороший пример взаимодействия культур в миниатюре.

От Хамхи мы двинулись в обратном направлении в сторону базы.

Ущелье р. Асса
Ущелье р. Асса, по которому пролегает дорога в сторону Назрани.

Сосна
Сосна.

По асфальтовой автодороге Илез разрешил нам выдвинуться вперёд, поручив открыть капот его машины, где был спрятан ключ от ворот базы. Но с открытием капота у нас не задалось. Вроде бы всё делали правильно, да только он лишь гнулся, не открывался. Сергей, подходя к нам, взволнованно вскричал: «Что вы делаете?! Вы сейчас сломаете всё! Нужно же два боковых штыря вытащить, а лишь потом тянуть!» Мы ответили, что штыри давно вытащили, но капот всё равно не открывается. Сергей обошёл машину, подтвердил, что мы всё делаем верно и констатировал: «Ну тогда я не знаю, что ещё не так...» В конце концов Саше каким-то образом удалось справиться с головоломкой – оказалось, что у машины что-то немного погнуто, и нужно ещё какую-то хитрую штуку надавить.

Время было ещё не позднее, и желающим было предложено прогуляться до расположенного поблизости башенного комплекса Оздиг.

Башенный комплекс Оздиг

Башенный комплекс Оздиг.

В Оздиге тоже в наличии имелся склеп (в т.ч. заглавный снимок).

Склеп

Склеп.

Бревно-распорка для стен
Бревно-распорка для стен.

Навес над столом во дворе базы
Навес над столом во дворе базы.

Палатки под крышей
Палатки под крышей.

К вечеру облачность стала рассеиваться, и мы впервые за поход увидели закатные лучи.

Хребет Цорейлам
Хребет Цорейлам на закате.

Ближе к ужину Илез неожиданно предложил поехать в магазин с ним. Узнав о предстоящей поездке, попросились прокатиться и Маша с Алиной. Я думал, что мы поедем обратно через перевал и с. Гули, но мы двинулись вниз по ущелью р. Асса. В итоге поездка оказалась самым сильным эмоциональным впечатлением всего похода. После погранзаставы, где у нас посмотрели паспорта, дорога ушла в узкое ущелье с высокими обрывистыми стенками. А мы летели со скоростью 140 км/ч, лишь немного сбавляя её на поворотах. Я сразу для себя решил, что если относиться к данному событию как к перемещению на автомобиле из точки А в точку Б, то мне это явно не понравится. Потому я стал воспринимать происходящее как экстремальный аттракцион, и ловить кайф от волн адреналина. Алина в какой-то момент спросила, а где ремень безопасности, на что я ответил: «Забыла, куда приехала?», а Илез прочитал лекцию, сколько человек погибло от ремня. В какой-то момент после рассказа Илеза, что сейчас будет пещера, мы почти на полной скорости подъехали к большому гроту. Было ощущение, что мы сейчас продолжим гонки под землёй, но нет, мы тормознули, чуть въехав под скалу. В этой короткой поездке самым жутким моментом был пронёсшийся навстречу в паре десятков сантиметров сбоку «Камаз», вылетевший из-за поворота. Ехал он не сильно медленнее нас, даже Илез изумился: «Откуда он взялся?!» Маша, сидевшая на заднем сиденье слева, тоже впечатлилась – грузовик молнией промелькнул с её стороны. На самых крутых поворотах мы выезжали на встречку, и девчонки поинтересовались, что будет, если в этот момент кто-то навстречу поедет. Ответ был предсказуем: «Ну всё. Значит, не повезло». Когда ущелье закончилось, скорость возросла до 170 км/ч, но на прямых участках это было уже не страшно.

В магазине Илез купил очередной арбуз, много другой еды, я же взял банку маринованных корешков черемши – интересно было попробовать. В магазинах села Алкун не было ни алкоголя, ни сигарет. Это было так необычно!

Пока мы закупались, сумерки сгустились в ночь, и назад мы ехали уже медленнее. Притормозили у родника заполнить канистры питьевой водой – это была редкая вода, которую можно пить некипячёной. Пока Илез наполнял канистры, я поднялся по тропке с лестнице на скалу над горной рекой, и какое-то время стоял там в задумчивости, глядя на высыпавшие на небо звёзды. Снова всё тело наполнилось ощущением восхитительной сказочности происходящего.

Приехав, мы срочно сели ужинать – вся остальная группа уже поела. Купленная черемша оказалась очень вкусной, не пересолёной. У нас в Сибири таких корешков на консервирование не насобираешь – сильно она тоньше. В горах, как и днём ранее, завыли шакалы. Вой их несколько отличался от волчьего, а на территории базы опасаться хищников не приходилось. До поездки в Ингушетию я и не знал, что шакалы водятся в России.