Волшебная Ингушетия. I. Знакомство.

Облако у башенного комплекса Бейни
Облако у башенного комплекса Бейни.

За несколько дней до начала похода Виталий, координатор из клуба «Зов гор», скинул нам контакты Илеза – нашего гида в по горной Ингушетии. Одновременно с этим, прочим участникам похода было скинуто приглашение в общий чат в Телеграмме. Но почему-то это приглашение отправлялось через Ватсап, так что мы про общий чат узнали уже после того как. Позже я поинтересовался у Виталия, с чем связана такая странная организация подключения к чату, на что получил весьма туманный ответ.

24 июля мы выселились из съёмной квартиры, пообедали в Столовой №1, рядом с уже знакомым нам магазином «Блокпост», и направились в привокзальный сквер ждать других участников похода. Вроде бы появились люди с рюкзаками, но вскоре уехали на микроавтобусе. Я уже начал размышлять, не является ли весь проект «Зов гор» большим розыгрышом – ты приезжаешь на точку старта, а никого там нет. Радовало, что это точно не обман на деньги, т.к. никакой предоплаты с нас не брали. Позже пришли 3 девушки тоже походного вида, до назначенного времени – часа дня, оставалось уже минут десять, и я подошёл узнать у них, не от «Зова гор» ли они. Так и оказалось. Нас они тоже видели, но мысленно вычеркнули из списка участников: «Мы сначала подумали, может с нашей группы, но увидели резиновые сапоги, и решили, что рыбаки какие-то». Тогда-то мы и узнали, что остальные 9 участников уже общались друг с другом, а также с гидом и координатором через прошедший мимо нас чат.

В начале второго на микроавтобусе подъехал Илез, как-то быстро собралась и вся группа. К этому моменту мы уже не раз обсуждали с Катей, что интересно, в какой момент нам будут вручать часть групповой раскладки, и вообще как выглядит еда на 8 дней на 11 человек, собранная в одну кучу. Но узнать это нам не удалось. Илез при встрече провёл брифинг, ознакомив с некоторыми изменениями в прописанной программе. Во-первых, никому не придётся нести общую еду – Илез будет привозить нужные продукты к местам ночёвок на своей машине. Во-вторых, во время перебазирования из одного лагеря в другой, те вещи, что не нужны на дневной переход, можно будет не нести на себе, а отправить также с машиной, он берётся организовать их перевозку. Сразу, предупредив возможные вопросы, сообщил, что это не потребует какой-то отдельной доплаты. В-третьих, в связи с плохой погодой предлагается доехать сразу до Бейни, а не идти несколько километров по дороге под вероятным дождём. А самое главное, что воспринимает нас он не как клиентов, а как своих гостей, и его основная задача – показать, какая красивая его родина, чтоб мы тоже её полюбили. Ну и ещё были озвучены предполагаемые места стоянок, от которых мы будем делать радиалки, но без карты длинный перечень названий помог мало. Информации зараз было много, и она была весьма неожиданной. В целом никто особо не возражал против первых двух пунктов. Для меня так это вообще была мечта, чтоб идти в походе несколько дней и не нести тяжёлый рюкзак. Но кое-кто несколько смутился, что так вроде бы поход не совсем настоящим выходит. Наибольшее сомнение вызвал третий пункт – выходило, что мы сегодня вообще никуда не пойдём. Но возражений никто не высказал, и на вопрос Илеза, все ли согласны, нестройный хор голосов ответил: «Да». По итогу, наблюдая начальный участок из окна микроавтобуса, стало ясно, что мы ничего не потеряли. Идти там пешком было бы интересно, будь видно горы, но низкая облачность скрывала все вершины, а внизу в этой части особых достопримечательностей не было. Изначально Илез предполагал, что мы загрузимся в микроавтобус, а те рюкзаки, что не поместятся, поедут в легковом такси. «Это будет дешевле, чем два микроавтобуса»,– сообщил наш гид. Но мы смогли утрамбоваться в «газельку» со всеми рюкзаками, немало удивив его.

Во время поездки удалось оценить состав нашей группы. Из 11 человек было 3 мужчины и 8 женщин. Причём двое из трёх мужчин были со своей парой; третьим представителем сильного пола был самый старший участник похода, Сергей. Возраст участников варьировался от 25 до 61 года. Походный опыт тоже разнился. Для Иры, например, это был первый не однодневный поход в жизни. Самыми же опытными участниками оказались мы с Катей. Некоторые даже удивлялись, что мы с таким большим опытом самостоятельных походов отправились по такому простому маршруту в составе платной группы. На самом деле при планировании похода на Кавказ я рассматривал и стандартный вариант похода вдвоём с Катей. Но, например, было не очень понятно, как выбирать места для ночёвок, чтобы рядом была питьевая вода. К примеру, возле первой нашей ночёвки на окраине Бейни, был кран, вода в который поступала по гибкому шлангу, наполнявшемуся где-то наверху. Как про это из Иркутска узнать можно было?! Кстати, вода, которая была в данном походе, условно могла быть поделена на три категории: 1) питьевая, которую можно пить некипячёной; 2) питьевая, которую нужно кипятить; 3) непитьевая, ей обычно становилась вода в ручьях после сильного дождя, т.к. она становилась чересчур мутной с обилием взвеси. К сожалению, не все участники похода понимали эту разницу, равно как и то, что чистая вода в канистрах не самозарождается. Об этом напишу в своё время подробнее.

На выезде из Владикавказа Илез пересел из микроавтобуса в машину своего двоюродного брата Ислама, который позже помог нам обустроиться на первой стоянке. Затем двадцать километров мы держали путь по Военно-Грузинской дороге, проложенной в красивом ущелье Терека, после чего пересекли эту известную реку, и доехали до погранзаставы на границе Северной Осетии и Ингушетии. Вся горная Ингушетия входит в погранзону, но гражданам России достаточно иметь с собой паспорт, так что проверка документов много времени не заняла.

Проехав ещё километров семь вверх по долине Армхи, мы свернули на начавшуюся серпантином крутую дорогу, уводящую вверх к селу Бейни. Менее чем за пять километров мы набрали пятьсот метров высоты. В точке высадки было уже заметно прохладнее, чем в городе. Хорошо, что дождь, пытавшийся начаться несколько раз, быстро стихал. Рядом с местом стоянки, как я уже написал, был кран с водой, чуть ниже – туалет со стенами из ткани. Стояло две крытых беседки со столами – это было бесплатное оборудованное место для отдыха. Рядом тянулись заборы от скота, за которыми виднелся распадок со следами сошедшего селя. А с другой стороны был полуразвалившийся башенный комплекс, первый за наш поход. Именно эти башни явились причиной, почему между походом вокруг Эльбруса и по Ингушетии, я отказался от Эльбруса. Сочетание таких необычных сооружений с настоящими горами манило и выглядело чем-то непохожим ни на что, из известного до этого.

Ручей со следами селя
Ручей со следами селя.

Развалины башенного комплекса
Развалины башенного комплекса.

Вид вниз на село Бейни
Вид вниз на село Бейни. На противоположном склоне виден горнолыжный комплекс «Армхи».

Наш лагерь
Наш лагерь.

Беседка с арбузом на столе
Беседка с арбузом на столе.

В тот день мы просто порадовались вкусному арбузу, считая его этаким приветственным знаком. Сложно было предположить, что арбузы станут символом всего похода, радуя нас не один, и не два раза. После разбивки лагеря и перекуса, все желающие с разрешения Илеза прогулялись до близ расположенных развалин.

Развалины башенного комплекса.

Мы успели сходить до башен весьма вовремя. Вскоре облако опустилось ещё ниже, почти скрыв их в своей мгле (заглавный снимок). Вечером мы сидели за столом и слушали рассказы Илеза и Ислама о своём народе, месте ингушей среди соседей и т.д. Например, было весьма неожиданным услышать, что Кадырова они называют смайликом. Причём по вполне обоснованной причине, т.к. несколько лет назад был сделан набор патриотических эмодзи, среди которых действительно имеется смайлик «Кадыров».

К ночи облака немного растянуло, и появилась надежда, что запланированное на следующий день восхождение на Столовую гору не станет реинкарнацией ёжика в тумане.

Облака на склонах хр. Охкур
Облака на склонах хр. Охкур.

Tags: Кавказ

• Курортное побережье. VI. Керчь.

Большая Митридатская лестница ночью. Летом рынок в Керчи открывается в 6 утра – что-то невообразимое по иркутским меркам. И как раз к его…

• Курортное побережье. IV. Аибга.

Хр. Аибга с г. Каменный Столб. 5 августа мы поехали на Красную Поляну, оказавшуюся в действительности Розой Хутор – до этого дня я полагал, что…

• Волшебная Ингушетия. IX. Тхаба-Ерды и Таргим.

Крест внутри храма Тхаба-Ерды. Спутниковый снимок нашего пути 31 июля. Красная линия – наш путь, большой красный кружок – месторасположение…