Mikka (mikka) wrote,
Mikka
mikka

Category:

Притяжение Каспия. IX. Лиановый лес и экраноплан.

Лианы
Лианы.


Утром 21 июля нас довёз до вокзала охранник гостиницы по предварительной договорённости с хозяином. К нашему удивлению он отказался брать деньги за дорогу. Как мы выяснили на следующий день, нам весьма повезло, что нас довезли, т.к. утром такси в Дербенте работает отвратно, мы бы просто не успели на электричку, уходящую в 6 утра.

Паровоз-памятник

Паровоз-памятник
Паровоз-памятник на ст. Дербент.


Перрон ст. Дербент
Перрон ст. Дербент. Деревьями скрыт фасад вокзала.


Несмотря на небольшой трафик (летом ходило по 3 электрички в сторону границы и в сторону Махачкалы, а также московский поезд раз в два дня), на перроне расположен магазинчик, где можно взять стаканчик растворимого кофе. Это при том, что на перрон проход только через досмотр на вокзале. Передо мной там активно закупались ЛОВДшники, а мы, по причине раннего подъёма, не успели попить кофе в гостинице.

Наш состав выставили на первый путь. Народу было не особо много, в вагоне было человек 15–20. Пригородной кассы на вокзале нет, билеты нужно покупать в электричке. И, думаю, пригородных тарифов дешевле в России не найти. Стоимость билета до остановочного пункта 2451 км составила 38 рублей 10 копеек, это при расстоянии 37 километров. Машинист или помощник, делая объявления, откровенно развлекался. На станции Дербент он говорил: «До отправления осталось всего 3 минуты... всего 1 минута», «Мы взлетаем!» Вокзалы на этой линии – старинные, красивые, не испорченные сайдингом.

Араблинская
Араблинская.


Белиджи
Белиджи.


Самур
Самур.


Мечеть у о.п. 2449 км
Мечеть у о.п. 2449 км.


Высадившись на остановочном пункте 2451 км в посёлке с загадочным названием Хтун-Казмаляр, мы какое-то время не могли сориентироваться, где начинается дорога в сторону посёлка Приморский, т.к. на Яндекс.Картах местоположение этой остановки было указано ошибочно. Кроме нас, вышла ещё семейная пара, тоже неместного вида. Судя по их виду, они, как и мы, хотели попасть в Приморский, где хороший малолюдный пляж. Вдруг, неожиданно для нас, к нам подъехал «Жигуль» – водитель отлавливал желающих попасть на море; заодно и ту пару подвёз, взяв с каждых по 200 рублей. Отсутствие необходимости идти 8 километров по асфальту порадовало; назад-то мы собирались идти лесной дорогой.

Посёлок Приморский расположен у самой границы с Азербайджаном. В самой ближней точке от нас до соседней страны было всего 700 метров. Потому на окраине посёлка стоит погранчасть, по лесу и вдоль дороги расставлены плакаты «Пограничная зона», а вдоль берега периодически перемещались погранкатера. Вместе с тем, пока мы отдыхали на действительно приятном пляже, кто-то, судя по всему, переместился в Азербайджан или, как минимум, передал груз. На наших глазах с северо-западной, российской стороны прошёл небольшой катер, встав на якорь уже явно напротив азербайджанского берега. Там его ждала моторная лодка. Между катером и лодкой произошла какая-то движуха, после чего они разошлись в разных направлениях: катерок ушёл назад в сторону Дербента, а лодка уплыла на юго-восток за мыс.

Пляж у посёлка Приморский
Пляж у посёлка Приморский.


Хорошо побатонившись на берегу Каспийского моря, мы пошли гулять по единственному в России субтропическому лиановому лесу, памятнику природы Самурский лес. На его территории сейчас образовали национальный парк, но на местности его существование никак не заметно, денег, соответственно, тоже никто не собирает. Данный лес на так-то засушливом побережье Каспия смог сохраниться благодаря многочисленным протокам реки Самур, в т.ч. и подземным, которые питают его водой. Но из-за двух каналов – Самур-Дербентского, в основном питающего сельхозугодья в районе Дербента и Дагестанских Огней, и Самур-Апшеронского, одного из ключевых источников водоснабжения Баку – река заметно обмелела, дебет подземных вод с каждым годом уменьшается, и лес медленно, но верно засыхает. Истоки Самура находятся выше трёх километров над уровнем моря, и это хорошо чувствуется, когда пересекаешь его холодные протоки вброд. Также прохладе вод способствует и то, что многие протоки частично текут под землёй, выходя на поверхность посреди лесного массива.

Спутниковый снимок Самурского леса
Спутниковый снимок нашей прогулки по Самурскому лесу. Красная линия – наш путь пешком, синяя линия – путь на машине.


Карта Самурского леса
Карта нашей прогулки по Самурскому лесу. Красная линия – наш путь пешком, синяя линия – путь на машине.


Знакомство с лесом
Знакомство с лесом.


Лиана
Лиана.


За погранзаставой дорога вышла к какому-то забору, пока мы не дошли до основной, тянущейся прямой стрелой от села Тагиркент-Казмаляр. Эта стрела упиралась в закрытые ворота, за которым несколько проток Самура разливались в рыборазводный пруд с болотистыми берегами. Так что вдвойне хорошо, что мы не попытались продраться через заросшее высокими травами болото.

Забор вокруг рыборазводного пруда
Забор вокруг рыборазводного пруда.


В лесу

В лесу

В лесу
В лесу.


Густой лес неплохо укрывал нас от солнца, но вместе с тем и от ветра. Потому, под его пологом стояла тягучая липкая жара. Приятную свежесть, временами, дарила возможность умыться в одной из холодных проток Самура, пересекаемых дорогой. Да ещё радовала своими ягодами ежевика, росшая вдоль дороги.

Протока Самура
Протока Самура.


Дорога
Дорога по Самурскому лесу.


Лиана
Лиана.


Острые и жёсткие колючки
Острые и жёсткие колючки у берега протоки.


В какой-то момент со стороны Тагиркента показалась машина. Я несколько напрягся, т.к. не был уверен, что для этой местности не нужен пропуск в погранзону. Но за рулём оказалась заблудившася женщина с ребёнком на заднем сиденье. По её словам, она приехала со знакомыми на пляж, потом ей стало скучно, и она решила уехать сама. Но дорогу помнила смутно, «не знала куда свернуть на многочисленных перекрёстках, т.к. интернета тут нет, потому навигатор не работает», и на всякий случай поехала назад к морю. Я весьма удивился, т.к. основная дорога прямо без всяких поворотов выводит к посёлку у железной дороги, а на всех лесных развилках хорошо видно, что отвороты менее наезжены. Сказал, что она зря развернулась, нужно-таки ехать по основной дороге, и там будет посёлок.

В конце концов и мы вышли в посёлок Тагиркент-Казмаляр, основное население которого лезгины. Купили в магазине воды и фруктов, которые помыли в придорожном кране, после чего уселись под деревом напротив местной почты. Пока мы там отдыхали, с соседнего двора на нас несколько раз выглядывали пацаны лет по 10–11. А затем они неожиданно вынесли нам 4 больших, свежих, ещё горячих пирожка с картошкой. Шёл второй день Курбан-байрама, когда принято угощать бедных, а вид у нас после ходьбы по жаркому влажному лесу был весьма измождённым. Катя, однако, отнеслась к подношению с недоверием. После моего замечания, что как раз пирожки вполне подпадают под кавказское гостеприимство, Катя несколько расслабилась. Но удивление было общим: одно дело – читать про подобное, и совсем другое – столкнуться вживую. Пирожки, кстати, весьма вкусными были.

Т.к. на конечной электричек, о.п. Граница, нет путевого развития, в обратном направлении до ст. Самур они идут по неправильному пути. Это мы обнаружили, когда уезжали с остановочного пункта 2449 км. По сравнению с утренним рейсом населённость электропоезда заметно выросла. Вагон был заполнен примерно на две трети. Но ехали мы ещё не до Дербента, а до о.п. 2429 км у села Авадан, чтобы посмотреть на экраноплан «Лунь», перевезённый в прошлом году из Каспийска и вытащенный наконец-то на берег уже в этом. Вокруг него собираются возвести местный парк «Патриот», но строительство находится ещё на самой ранней стадии. Напрямую от остановки до «Луня» не более 2,5 км, но вокруг по дорогам – свыше 4,5 км. Переходить вброд речки и лезть сквозь колючие кусты не хотелось, так что мы пошли вокруг.

Остановочный пункт 2429 км
Остановочный пункт 2429 км.


Вид с платформы в сторону экраноплана
Вид с платформы в сторону экраноплана.


Домишки
Какие-то покосившиеся убогие домишки.


Часть пляжа, где размещён экраноплан, отгородили песчаными валами с запрещающими табличками, но по факту никто ходить через них не мешает. А вот группу квадроциклистов, решившую покататься под «Лунем», охранник вежливо, но жёстко выпроводил восвояси. Судя по всему, квадрики для этой местности в новинку – многие из отдыхавших на пляже устроили селфи с этими агрегатами. Что же самого экраноплана, он огромен, величествен и печален. Во время вытаскивания на берег его заметно повредили. Несмотря на запрет, народ лазит по крыльям, а под ними устроили туалет. Словом, это настоящий осколок погибшей цивилизации.

Табличка на валу
Табличка на валу.


Экраноплан Лунь

Экраноплан Лунь

Экраноплан Лунь

Экраноплан Лунь

Экраноплан Лунь

Экраноплан Лунь

Экраноплан Лунь

Экраноплан Лунь
Экраноплан «Лунь».


Старьё под парк
Заготовки для экспонатов будущего парка.


За различной старой техникой был небольшой пустырь, с другой стороны которого шла нужная нам дорога – обратно идти по песку мы не хотели. Но злобные охранники не разрешили пройти через него, пришлось обходить; хотя, что именно они там охраняли, было непонятно – к поломанной технике-то мы спокойно подошли. Зато, когда мы обогнули всё это поле по периметру, они неожиданно стали вежливо интересоваться, откуда мы, и нравится ли нам тут. Катя прокомментировала: «Сначала послали, а теперь подлизываются».

Неработающее кафе
Неработающее кафе в корпусе старого автобуса.


Когда мы шли в обратном направлении к остановке, нам повезло: остановилась машина, и нас предложили подвезти. Причём, узнав, что в конечном итоге нам нужно в Дербент, решили довезти до города, а затем посмотреть новую набережную, которую сами не видели. А вообще-то изначально они ехали лишь до соседнего села Араблинское. Так нам не пришлось ждать 2,5 часа электричку, а высадили нас прямо напротив гостиницы. Решив, что раз нам так повезло, стоит ещё раз сходить в понравившееся нам кафе «Сердце магала», мы, переодевшись, на такси доехали до старого города. На обратном пути мы наткнулись на одну из граней ночной жизни магала, словно перенесясь сквозь века и страны. На одном из перекрёстков горел большой костёр, вокруг него сидели дети лет 10–12, хором скандируя песню на своём языке, стуча себя кулаками в грудь, чем руководил взрослый мужчина. Катя сказала, что это напоминает какое-то посвящение, я же не пытался понять суть происходящего. Сложно было поверить, что это происходит в твоей стране. Всё-таки, хоть и живущие рядом с нами буряты, намного сильнее отличаются от нас внешне, чем любой из жителей Кавказа, самобытности у бурят много меньше, они гораздо плотнее влились в русскую цивилизацию. В магале Дербента же это было что-то совсем иное, чуждое привычному нам. Однако, позже мы столкнулись с ещё более яркими гранями кавказской самобытности.

Магалы ночью

Магалы ночью
Магалы ночью.


Ковёр на входе в ковровый магазин
Ковёр на входе в ковровый магазин.


Луна над Дербентом
Луна над Дербентом.


Содержание
Tags: Железнодорожное, Кавказ, Каспий, Флора
Subscribe

  • Притяжение Каспия. I. 3 суток 22 часа 4 минуты.

    До Волгограда мы с Катей добирались раздельно: она – самолётом, а я – поездом. Это была чуть ли не самая долгая поездка в поезде за всю жизнь – как…

  • Саган-Нур

    На льду Саган-Нура. Третья зимняя экспедиция у нас состоялась на оз. Саган-Нур, что в 5 километрах от улуса Сорок Окинского района Бурятии.…

  • Заснеженный Очаул

    Очаул, вид с берега. В 2018 году мы уже ездили бурить оз. Очаул. Но нам понадобился дополнительный материал, и вскоре по возвращению с оз.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments