Притяжение Каспия. VIII. Древний город.

Улочка в магале
Улочка в 7-м магале.

Утром 20 июля была единственная возможность заказать завтрак в гостинице – последующие дни мы покидали её слишком рано – и мы не преминули ей воспользоваться. Хозяин, то ли в шутку, то ли всерьёз, сказал, что коли завтрак нам не понравится, можем его не оплачивать – деньги мы давали не ему, а двум готовившим еду девушкам. Но завтрак был отменным, даже чересчур плотным на наш взгляд.

Вид с гостиничной террасы во время завтрака
Вид с гостиничной террасы во время завтрака.

Поев, мы отправились смотреть сердце этого старинного города, чью пальму первенства древнейшего города страны перехватила в 2014 году Керчь. Жители Дербента на это несколько обиделись, полагая, что данное решение было вызвано скорее политическими мотивами. Первым пунктом нашей программы было посещение цитадели Нарын-Кала, значительно возвышающейся над основной частью города. Возникла она в VIII в., и до XVI столетия не раз перестраивалась. Т.к. с утра было не особо жарко, мы пошли вверх пешком.

Намаз за 1 день
Религиозная реклама «Намаз за 1 день».

Надпись на горе
Надпись «Дербент» на горе.

Нужно отметить, что понятие Дербентской крепости значительно шире, чем Нарын-Кала. В неё входят и две стены, тянущиеся от цитадели к морю, и горная стена, уходящая примерно на 40 километров вверх по склонам, перегораживающая горные тропы.

Городская стена

Городская стена.

Зреет гранат
Зреет гранат.

Лестница к цитадели
Лестница к цитадели.

Вид на город
Вид на южную часть города.

Под стенами Нарын-Кала
Под стенами Нарын-Кала.

Вид на город
Вид на северную часть города.

Нарын-Кала музеифицирована, вход в неё платный. Взяв билеты, мы отправились гулять по территории. Интересно, что по большей части стен изнутри есть пешеходная дорожка, сохраняющаяся в неизменном виде – местами весьма узкой, и везде без ограждений. А высота её над внутренним двором иногда превышает 5 метров.

Окно и бойница в стене цитадели
Окно и бойница в стене цитадели.

Дорожка по стене
Дорожка по стене.

Цитадель для повышения обороноспособности построена на краю горного отрога, повернувшегося в своей оконечности с восточного в северном направлении. Потому сразу за её стенами – распадок 70-метровой глубины.

Распадок за стеной цитадели
Распадок за стеной цитадели.

Пока мы гуляли по территории, я задумался, а как же, в случае осады, решали проблему с водой. Вскоре загадка разрешилась: мы наткнулись на подземное водохранилище в форме креста, а чуть позже нашли ещё одно, прямоугольное.

Крестово-купольное водохранилище
Крестово-купольное водохранилище.

Каменные водоводы
Каменные водоводы.

Ханский дворец
Ханский дворец.

Покинув цитадель, мы направились в магалы, сохранившие атмосферу средневекового мусульманского города. Магалом, собственно и называется небольшой район мусульманского города вокруг мечети. Его извилистые запутанные улочки с множеством тупиков в своё время имели оборонительное значение: враг, прорвавшийся в город, легко терялся в этом лабиринте. Конечно, жилые дома в магалах неоднократно возводились заново, и старше 200 лет их уже и не найти, но общая планировка сохранилась. А мечети так и вовсе ведут свой счёт с давних времён. Интересно, что улицы внутри магалов безымянные, и адресом является номер магала (а всего их в Дербенте 9) с номером дома и/или квартала. В этом законсервированном жилом музее в настоящее время обитает около 10 тысяч человек, примерно 8% жителей всего города. И, хотя на узких извилистых улочках можно встретить автомобиль, магалы живут по своему укладу; и поздние, современные века, попадая в них, словно становятся незримыми; жернова прогресса не перемололи в стандартизированную бездушную муку их самобытный мир.

Лестница от цитадели спускается в 8-й магал
Лестница от цитадели спускается в 8-й магал.

Улочка 8-го магала
Улочка 8-го магала.

Мужская баня VIII века постройки
Мужская баня VIII века постройки.

Интересно, что прямо под 7 магалом проложен тоннель им. 50-летия СССР длиной 318 метров, по которому проходит федеральная трасса Р-217. Самой же большой достопримечательностью магала является Джума-мечеть 733–734 гг. постройки, старейшая на территории России. Слово «джума» означает, что мечеть предназначается для обязательного пятничного намаза, поэтому она заметно больше, нежели обычные мечети по магалам. В XIV в. мечеть была заметно повреждена землетрясением, восстановлена в 1368–1369 гг. Тогда же во внутреннем дворе были посажены 4 платана, чьи корни с годами стали демпферами для последующих подземных толчков. Сами же платаны выживают в засушливом климате Дербента, благодаря особенностям постройки мечети: две её стены врыты в склон, т.е. по сути являются подземными, соответственно, там сохраняется прохлада и конденсируется вода. Этой-то водой и подпитываются платаны. Вот такой симбиоз! В самой мечети можно увидеть непонятные «таблетки» диаметром примерно 4 сантиметра. Оказывается, это – спрессованная земля из Медины. Дело в том, что по суннитскому течению ислама, во время намаза лоб должен касаться именно земли, а не искусственной поверхности – ковров, бетона, дерева. Потому, на время молитвы, прихожане разбирают эти «таблетки», совершая затем поклоны так, чтобы коснуться их лбом. Много из этой информации я узнал от одного из работников медресе. Жителям Дербента, как мы заметили, приятно, что их город вызывает интерес и почтение, а уж узнав, что мы приехали к ним за много тысяч километров из Иркутска, чтобы посетить его, становились ещё более приветливыми. Ну и определённую роль играло, что Катя носила в городе платок и длинную юбку, что отметил хозяин гостиницы: «Вы уже почти как мы».

Внешняя стена Джума-мечети
Внешняя стена Джума-мечети. Частично уходя под землю, она формирует влажную прохладу внутри неё.

Внутренний двор Джума-мечети с платанами
Внутренний двор Джума-мечети с платанами.

Женская баня XVII века постройки
Женская баня XVII века постройки.

Попив чай в восточным сладостями в тенистом уличном кафе напротив мечети, мы поняли, что в такую жару обедать нам не хочется, и направились вниз, к морю, через магалы.

Ул. Керима Мамедбекова
Ул. Керима Мамедбекова идёт вдоль северной городской стены.

В какой-то момент, когда мы проходили мимо автобусной остановки, к ней подкатила маршрутка, и мы единственный раз воспользовались таким способом передвижения по Дербенту. Было в ней не сильно комфортнее, нежели в астраханской. Потусив на пляже, и искупавшись в Каспийском море, мы направились к въездным воротам Дербента по непарадным улочкам.

Ул. Жюль Верна
Ул. Жюль Верна.

Въездные ворота
Въездные ворота.

Пока мы пыльными улочками набирали высоту к указанным воротам, вся свежесть от купания быстро рассосалась. Хотелось уже куда-то примоститься и отдохнуть. Взяв такси, мы вернулись к магалам, проехав по тоннелю под ними. Ещё раз заглянули в Джума-мечеть, где наконец-то увидели зарезанных баранов, точнее их шкуры – мы попали в Дербент как раз на Курбан-Байрам. А затем очень вкусно поужинали в кафе «Сердце магала», за одним из столов в котором сидели французы, как-то прорвавшиеся через ковидные кордоны.

Вид от кафе
Вид от кафе «Сердце магала».

Поужинав, мы направились пешком в гостиницу, по пути закупившись едой на следующий день, на который у нас был запланирован выезд за город с небольшим походом.

Цветущее дерево и газовая труба
Цветущее дерево и газовая труба.

Узкая улочка
Узкая улочка в магале.

Выпечка у Валиды
Выпечка у Валиды.

Из общих наблюдений по Дербенту: с масками там никто не парится. В магазинах, аптеках и пр. их не требуют; даже на подбородке носить не надо. И, что характерно, никакого массового мора без этого, если верить кремлёвской пропаганде, «ставшего привычным аксессуара», не наблюдается. Что и убеждает в нецелесообразности масочного режима, причиняющего многочисленные неудобства, ради очень небольшой пользы.