Mikka (mikka) wrote,
Mikka
mikka

Categories:

Притяжение Каспия. III. Город вдоль Волги.

Станция Гаситель на ДЖД
Станция Гаситель на ДЖД на фоне Волги.


Утром 15 июля я встал пораньше, чтоб прокатиться на городской электричке в южную часть города. Большая часть электричек идёт до станции с необычным названием Шпалопропитка, а три – до более дальней станции Южная посреди промзоны. Время в пути от Тракторной-Пассажирской до Шпалопропитки – примерно 1 ч 20 мин. Хоть железная дорога и проложена параллельно Волге, на берег она ни разу не выходит, самая ближняя точка в 150 метрах от реки находится. Маршрут весьма востребован, временами пассажиры даже стояли. По пути к Шпалопропитке я сидел слева по ходу, т.е. с восточной солнечной стороны. На обратном пути хотел поснимать высокий левый берег, возвышающийся над Волгоградом, но там была новая электричка с закрытыми окнами.

Стартовал я от ст. Краснооктябрьская, куда дошёл пешком от хостела. Хотелось бы сказать, что по утренней прохладе, но нет, даже в полседьмого утра температура уже была +27.

Двухуровневое пересечение
Двухуровневое пересечение линии скоростного трамвая с проспектом Металлургов.


Станция Краснооктябрьская
Станция Краснооктябрьская.


Двухметровые травы
Двухметровые травы.


Башня сталинки
Башня одной из «сталинок» на просп. им. Ленина.


Ближе к концу маршрута железная дорога пересекла Волго-Донской канал, откровенно меня разочаровавший.

Мост через Волго-Донской канал
Мост через Волго-Донской канал на фоне мкр. Марийский.


Грязные воды канала
Грязные воды канала. Вдали виден мост на просп. Героев Сталинграда, за ним – шлюз №1.


Мост через Волго-Донской канал
Мост через Волго-Донской канал на фоне мкр. Посёлок 1-3.


На Шпалопропитке у меня было полчаса до обратной электрички, которая шла от ст. Южная (таких всего четыре штуки в будни и три в выходные). Я решил пройтись до следующей остановки под названием Керамическая, расположенной чуть ли не в чистом поле у развалин кирпичного завода. Но в километре за ней, ближе к Волге, находится небольшой посёлок, потому несколько пассажиров на остановке было.

Платформа Керамическая
Платформа Керамическая.


На обратном пути я вышел на ст. Ельшанка, чтоб дойти до одноимённой станции скоростного трамвая, самой южной из всех. Несмотря на одинаковое название, расстояние между ними – два километра, да ещё приходится пересекать по тропкам две железных дороги, т.к. адекватного пешеходного прохода в этой части города нет.

Вокзал Ельшанка

Вокзал Ельшанка
Вокзал Ельшанка.


Станция скоростного трамвая Ельшанка

Станция скоростного трамвая Ельшанка
Станция скоростного трамвая «Ельшанка».


Станция скоростного трамвая ТЮЗ
Станция скоростного трамвая «ТЮЗ».


Станция скоростного трамвая Профсоюзная
Станция скоростного трамвая «Профсоюзная».


Астраханский мост через р. Царица
Астраханский мост через р. Царица.


Долина р. Царица
Долина р. Царица.


Станция скоростного трамвая Площадь Ленина
Станция скоростного трамвая «Площадь Ленина».


Накатавшись на электричках и трамвае, я направился к музею-панораме «Сталинградская битва» мимо памятника дому Павлова и руинам мельницы Гельгардта.

Мемориальная стена
Мемориальная стена «Дом Павлова», установленная в 1985 году. Немцы были остановлены менее чем в 400 метрах от Волги.


Детский хоровод
Реплика фонтана «Бармалей» у мельницы Гергадта. Рядом стоит легендарная полуторка.


Комплекс памятных сооружений и самого музея-панорамы «Сталинградская битва» установлен на бетонной площадке, значительно возвышающейся над естественным рельефом. Потому мельница и фонтан расположены ниже всего комплекса, и подойти к ним нельзя.

Наша родина – СССР
Памятник «Наша родина – СССР» и самолёт Як-3.


Самолёт Су-2
Самолёт Су-2 и спуск к набережной 62-й Армии.


Руины мельницы Гельгардта

Руины мельницы Гельгардта
Руины мельницы Гельгардта, в отличие от стены дома Павлова, настоящие.


После Сталинградской битвы все городские здания, что ещё уцелели, выглядели не лучше мельницы. Потому в 1943 году часть её помещений отремонтировали и заселили. После решения сохранить её как памятник, все следы ремонта демонтировали. До 1980-х годов мельница была открытой для посещения и можно было посмотреть следы разрушительной битвы внутри здания.

Воинский эшелон
У одной из сторон мемориального комплекса находится воинский эшелон.


Музей-панорама
Музей-панорама «Сталинградская битва».


Как оказалось, сам музей далеко не исчерпывается панорамой, а состоит из большого числа залов. В одном из них установлен макет города во время сражений, и впечатление он оставляет сильное – ни одного целого здания. Не зря считалось, что дешевле возвести город на новом месте, чем восстанавливать из руин. Но символический смысл возрождения Сталинграда, словно феникс, превзошёл экономические причины. Но меня же, кроме макета города, заставил обратить внимание снимок нацистов у волгоградского вокзала. Всё-таки экспозиции, посвящённые Великой Отечественной войне, оставляют больший эмоциональный след, когда рассказывают о событиях, происходивших в городе, где музей находится. В Иркутске залы, посвящённые войне, не вызывают такого душевного отклика – в конце концов от моего города, по прямой, Гималаи ближе, нежели самая восточная за всю войну линия фронта.

После музея я пообедал в неплохой столовой «Первое, второе и компот», что на углу 7-й Гвардейской и просп. им. Ленина. После чего пошёл прогуляться по зелёной зоне между набережной 62-й Армии и ул. Маршала Чуйкова, а затем и по парку Победы. Даже тень от деревьев плохо спасала от дневной жары. Путь мой шёл вдоль Волги, но великая русская река, прямо скажем, разочаровала, особенно на фоне величия Лены возле Якутска, поразившего меня годом ранее. Ширина Волги в Волгограде – менее полутора километров. Конечно, из неё уже вытекла Ахтуба, почему-то носящая гордое название реки, хотя по факту – это просто протока, но не это главное. Причина этого, при том, что расход воды Лены у Якутска и Волги у Волгограда сопоставим,– в разной глубине, у Лены она примерно 3 метра, а у Волги 8-11. Но с берега глубина не видна, потому общее впечатление от Волги много слабее.

Речникам волжской флотилии, погибшим во время Сталинградской битвы
Памятник речникам волжской флотилии, погибшим во время Сталинградской битвы.


Работы
Работы по реконструкции парковой зоны ниже музея-панорамы.


Дорожка на склоне
Тропка на склоне.


Мирным жителям Сталинграда, погибшим во время бомбардировок

Мирным жителям Сталинграда, погибшим во время бомбардировок
Памятник мирным жителям Сталинграда, погибшим во время бомбардировок.


Орден Ленина на жилом доме
Орден Ленина на жилом доме.


Казачья слава
Казачья слава.


Ресторан Маяк
Ресторан «Маяк», культовое место ещё в советское время из-за удачного расположения с видом на Волгу.


В Волгограде столкнулся с занимательным явлением – на многих летних террасах вокруг столиков распылялись мелкие капельки воды, словно из увлажнителя, дарящие комфорт и прохладу в летний зной. От парка Победы я заглянул на детскую железную дорогу, не работавшую из-за ковидных запретов, и направился к железнодорожному вокзалу.

Стация Гаситель на ДЖД
Стация Гаситель на ДЖД.


Астраханский мост
Астраханский мост и станция скоростного трамвая «Пионерская».


Зайка
Зайка Агнии Барто.


Вокзал Волгоград-1

Вокзал Волгоград-1

Вокзал Волгоград-1
Вокзал Волгоград-1.


Пригородный вокзал Волгоград-1
Пригородный вокзал Волгоград-1.


На пригородном вокзале крутили лживый ролик, сначала показывющий тяготы жизни при ковидных ограничениях, включая фразу «и все мы устали от масок», а потом бодро вещающий: «Но теперь мы можем всё изменить», после чего шёл призыв к вакцинации. По факту же прямо под звуки этого ролика по залу ходили охранники и проверяли, надеты ли у пассажиров маски. А вакцинированы они или нет, никого не волновало.

Я же пришёл на этот вокзал, чтобы уехать в аэропорт – встретить Катю. По идее мы должны были стартовать одновременно: я – на экспресс-электричке, она – на самолёте из Шереметьево, по которому была стыковка с рейсом из Иркутска. Но в Москве прошёл дождик, вода почему-то перестала утекать со взлётного поля, и, пока её разгоняли техникой, вылет задержали на полтора часа. Так что в город нам пришлось ехать автобусом – аэропортовские экспрессы ходят не часто. Удивительно, что они вообще ходят: цена проезда всего 40 рублей, а пассажиров 3-5 человек на вагон.

Ограждение аэродрома
Ограждение аэродрома.


Ст. Аэропорт Гумрак
Ст. Аэропорт Гумрак.


Строительство пригородной линии к аэропорту обошлось не особо дорого – от магистральной железной дороги потребовался всего лишь 800-метровый отворот. Обычно, когда аэропорт находится за городом, в его окрестностях нет простых магазинов и/или кафешек. Но аэропорт Гумрак (так называется волгоградская воздушная гавань) стоит всего в 300 метрах от посёлка Аэропорт и в полукилометре от поселкового магазина. В нём-то я и купил йогурт с булкой, которыми пополдникал. Был у аэропорта и необычный минус – возле него ошивались бродячие собаки недоброго вида, пара из которых вообще разлеглась между входными группами дверей.

Прилетев, Катя первым делом написала мне: «А чего тут так тепло?!» Всё-таки, читать про +33 и находиться в них – совсем разные вещи.

Вечером мы погуляли по местам, посещённым мною днём. В темноте, когда жара ушла, народу там было в разы больше. Играли уличные музыканты, открылись киоски с едальнями, жизнь бурлила. А мельница Гергардта в подсветке, словно пламени пожаров, производила ещё более сильное впечатление.

Мельница Гергадта
Мельница Гергадта.


Содержание
Tags: Европа, Железнодорожное, Метро, Флора
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments