Mikka (mikka) wrote,
Mikka
mikka

Category:

Линия на Советскую Гавань. III. Лоси, пчёлы и кета.

21.06.21

Прошёл пешком – 39,1 км.
Проехал на попутках – 25,5 км.



Ульи на старой насыпи
Ульи на старой насыпи.


Спутниковый снимок маршрута 21 июня
Спутниковый снимок маршрута 21 июня. Красные линии – пройденный пешком путь. Большие красные кружки – места ночёвок у ст. Пони и на берегу р. Гур, неподалёку от ст. Уктур. Маленький красный кружок – место обеда на рзд. Хумма. Белые линии – участки, которые проехал на попутках.


Карта маршрута 21 июня
Карта маршрута 21 июня. Красные линии – пройденный пешком путь. Большие красные кружки – места ночёвок у ст. Пони и на берегу р. Гур, неподалёку от ст. Уктур. Маленький красный кружок – место обеда на рзд. Хумма. Белые линии – участки, которые проехал на попутках.


Утром я вернулся к станционному зданию Пони, возле которого стоял тепловоз-толкач. Машинист, высунувшись из него, спросил, не моя ли палатка стояла у горловины станции. Получив утвердительный ответ, поинтересовался, чего я тут вообще делаю. Не вдаваясь в детали я сообщил, что хочу пройти по разобранной насыпи, что интересуюсь заброшенными ж/д линиями. В ответ получил предупреждение, что, во-первых, чуть восточнее Пони ходит лосиха с детёнышем, во-вторых, в районе ульев на насыпи бывшей ж/д может ошиваться медведь. Матку с лосёнком машинист видел с полчаса назад, а про медведя слышал от кого-то. Чуть позже и путейцы сообщили, что видели копытных.

Пони
Пони.


Лосиный след
Лосиный след.


Саму лосиху я не увидел, но следы подтверждали, что она – не выдумка. Всё это время откуда-то с окрестной горы слышался мерный шум, и, когда в какой-то момент лес расступился, наверху стал виден карьер, где добывают щебень.

Щебёночный карьер на г. Лысая
Щебёночный карьер на г. Лысая.


Для лучшего понимания сделал увеличенный вариант спутникового снимка и карты участка, где ж/д идёт теперь иначе, чем ранее. Если раньше, чтобы перевалить из долины Тудура в долину Саякана, притока р. Гур, она набирала высоту склонами их притоков с небольшой выемкой на водоразделе, то недавно было открыто движение через глубокую выемку, уменьшившую набор высоты и сократившую путь почти на 3 километра.

Спутниковый снимок спрямления ж/д
Спутниковый снимок спрямления ж/д. Красная линия – мой путь.


Карта спрямления ж/д
Карта спрямления ж/д. Красная линия – мой путь. Даже на самой новой карте пока не показана современная трассировка ж/д.


Двухпутная вставка
На перегоне Пони – Кун двухпутная вставка. Справа виден отход старой насыпи.


Старая насыпь
Радиус кривой на старой ж/д был всего 240 м.


Виды старой насыпи

Виды старой насыпи

Виды старой насыпи
Виды старой насыпи.


Небольшая перевальная выемка
Небольшая перевальная выемка.


Начало спуска
Начало спуска. Виднеются наваленные брёвна перед размытым участком.


Я уже начал было думать, что ульи – это выдумка, но уже на подходе насыпи к действующей ж/д увидел два их стройных ряда (заглавный снимок). Приблизившись, я увидел, что они огорожены невысоким проволочным заборчиком, который при желании несложно было перешагнуть. Но жужжащие в межульевом проходе пчёлы не вызвали желания это делать, и я полез облазить пасеку по кустам. А вот с обратной стороны я внезапно обнаружил, что заборчик-то совсем и не декоративный, а под высоким напряжением. Вот, готовясь к поездке, я разные опасности представлял, но уж никак не получить удар тока от пасечной электроизгороди.

Ряды ульев
Ряды ульев.


Предупреждающая табличка
Предупреждающая табличка.


После ульев насыпь подошла к современной ж/д, но вскоре переместилась к северу от неё – на этом перегоне суммарно линию переместили на 4 участках, хотя остальные 3 переноса не так эпичны, как перевальный.

Насыпь бывшей ж/д
Насыпь бывшей ж/д.


Срытая насыпь
Срытая насыпь на пересечении одного ручья.


У последнего примыкания старой насыпи стоял километровый столб 89/90, за ним следовали 2 пикетных столбика, после чего – очередной километровый столб 90/93. Т.е. в 90-м километре теперь всего 3 пикета, 91-й и 92-й исчезли бесследно; таким образом линия стала короче на 2700 метров.

Вскоре я подошёл к станции Кун, где от чётных (следующих на восток) грузовых составов отцеплялись толкачи и следовали резервом назад на ст. Пони. Они-то наиболее активно и использовали второй путь перегона.

Вокзал Кун
Вокзал Кун.


Автобусная остановка у вокзала Кун
Автобусная остановка у вокзала Кун.


В 3 километрах от станции находится немалый посёлок Снежный. Скорее всего, из него и ходит автобус на станцию с учётом расписания поездов. Но сам посёлок, хоть железная дорога и «облизывает» его по краям, я так и не увидел; сразу за переездом у восточной горловины станции я поймал попутку, на которой подъехал до р. Хумма у следующего разъезда. Мужик за рулём поведал, что возил сына к врачу, так как в с. Гурское остался один взрослый фельдшер на 760 человек, а детских специалистов вообще нет.

Разъезд Хумма притулился под крутым склоном долины р. Гур, чтоб его построить потребовалась глубокая полувыемка. Что ещё интересно, служебное здание расположено выше путей, и к нему идёт отдельная автодорога. Чтобы проехать от низа лестницы у путей до верха у станционного здания нужно сделать петлю длиной аж 2 километра.

Остановку для пассажиров на разъезде отменили этой весной из-за отсутствия платформы в рамках массовой отмены после того, как где-то на выходе из вагона какая-то женщина повредила ногу и написала жалобу. Чтобы жалоб больше не было по сети РЖД отменили все остановки, где нет платформ; часть из них, правда, потом восстановили после обращения пассажиров, когда внезапно выяснилось, что остановки-то вполне востребованы.

Разъезд Хумма
Разъезд Хумма.


Лоток для ручья
Лоток для ручья с гасителями скорости и лестница от путей к станционному зданию.


Табличка с названием разъезда
Табличка с названием разъезда.


Служебное здание Хумма
Служебное здание Хумма.


В тени жёлтого контейнера, скорее всего генерирующего сжатый воздух для стрелок, я пообедал. Очень удобная ровная бетонная площадка плюс защита от палящих лучей. Жара к середине дня разыгралась знатная.

Дорога от разъезда
Дорога к станционному зданию. Немало удивило меня наличие мусорного контейнера.


Состав
Состав с порожними вагонами из-под угля.


Отбойники
Но наибольшее удивление вызвали отбойники на этой тупиковой дороге.


Впрочем, к востоку от разъезда были сооружения, которые удивили бы ещё сильнее, не расскажи мне подвозивший меня водитель о рыбоводном заводе, где выращивают мальков кеты.

Теплица
«Теплица» над рекой Хумма, помещённой в бетонный желоб.


Дома над рекой
Два дома, расположенные над рекой в самом буквальном смысле.


Железная дорога дальше вилась у края пойма Гура, автомобильная же проходила этот участок поверху по окрестным горкам, поднимаясь над рекой на сто и более метров.

Железная дорога в долине Гура
Железная дорога в долине Гура.


Дойдя до села Гурское я принял тактически неверное решение двигаться с левой стороны от путей, хотя через переезд и уходила дорога в посёлок. Но, когда выяснилось, что в пристанционной части магазинов нет, мне пришлось с полкилометра пройти в обратном направлении. Пользуясь возможностью прикупиться в дороге, я не нёс все продукты с начала маршрута.

Сам посёлок оказался ухоженным, центральные улицы асфальтированы, несколько магазинов со стандартным для таких мест двухчасовым обеденным перерывом, достаточным, чтобы сходить до дома и сварить еду. Повезло, что у разных магазинов эти перерывы были в разное время. Довольно много местных жителей используют велосипеды для поездки за продуктами, а уж дети – каждый второй на велосипеде.

В Гурском, как оказалось, отсутствовала не только поликлиника, но и вокзал. Следы старого здания и лестница к нему были на месте, но не было ни лавочки, ни навеса. А в служебном здании для пассажиров не выделили никакого закутка.

Платформа на ст. Гурское
Платформа на ст. Гурское.


Лестница к вокзалу
Лестница к отсутствующему вокзалу.


Кусты на месте вокзала
Кусты на месте вокзала.


Мост через р. Монча
Мост через р. Монча.


Автобусная остановка
Автобусная остановка, на которой останавливается автобус маршрута Комсомольск – Уктур.


В районе остановки ко мне подъехали два бухарика на квадроцикле, ставшие предлагать переночевать у них в какой-то охотничьей избушке. Сразу вспомнилось, как трейнхопер Андрей Берсенев у какого-то маргинала на Транссибе останавливался. Так что я на подобную вписку не сподвигся.

За посёлком продолжилась двухпутка, вдоль которой шла технологическая автодорога (основная опять ушла вверх по сопкам). Я уж было решил, что и на равнинных участках проложили второй путь, но оказалось, что это удлинили станцию, так что теперь поезда могут скрещиваться по ней без остановки – выходные светофоры были в 2 км восточнее старой горловины.

Технологическая автодорога
Технологическая автодорога.


Выходные светофоры
Выходные светофоры.


Р. Гур
Р. Гур.


На берегу р. Гур была пара лодок, пристёгнутых к бетонным столбикам; а пока я отдыхал, подплыла ещё одна лодка с парой браконьеров.

Откосы над ж/д

Откосы над ж/д
Откосы над ж/д.


Р. Гур
Р. Гур.


Железобетонная стенка

Железобетонная стенка
Железобетонная улавливающая стенка.


Противообвальная сетка
Противообвальная сетка.


Вот для строительства данной стенки, судя по всему, и проложили технологическую дорогу. По крайней мере, дальше её не было, и пришлось идти по путям. Был вариант остановиться на ночлег на уютной полянке над путями у моста через безымянный ручей, но я всё-таки решил дойти до Почепты и попытаться добраться от неё до Уктура. К вечеру жара спала и появились комары. Пока я ужинал на краю станции Почепта, они меня неплохо подъели.

Почепта
Почепта.


Первоначально я думал проехать 14 км до Уктура поездом, но ждать его было свыше 2 часов, а комары не унимались. Потому я решил пройти к трассе и попробовать ещё раз уехать стопом. Особой надежды я не испытывал, было уже почти 9 вечера, но никто не мешал мне в случае неудачи вернуться назад к поезду. Не успел я даже развести дымокур, как показалась легковушка, и суровый железнодорожник подбросил меня до станции. К откровенному разговору он не располагал, так что я придумал, будто у меня билет на поезд от Уктура, а добраться до него я не успел. Проскочив мимо разъезда Сагджему, местоположение которого я отсёк точкой в навигаторе, благо на этом участке автодорога по болотистой местности вдоль путей, я быстро достиг желаемой станции, где сделал пару закатных снимков.

Закат на станции Уктур
Закат на станции Уктур.


Вокзал Уктур
Вокзал Уктур.


У восточной горловины станции к югу свернула лесная дорожка, по ней я быстро вышел к берегу Гура, где и поставил палатку. Было прохладно, даже немного зябко.


Содержание
Tags: Дальний Восток, Железнодорожное, Следами былых дорог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments