Солзан зимний

Солзан
Вид на лыжню по Солзану со снегоходки.

По р. Солзан, впадающей в Байкал в городе Байкальске я дважды ходил летом. Вспоминая удачные зимние выходы по Утулику и Снежной, надумал пройтись по нему и на лыжах. Вечерней электричкой я приехал в Мангутай, где всего за 565 рублей переночевал в гостевом доме «Рыжая сова» с милыми тематическими кружками и пр.

Сова в прихожей
Сова в прихожей.

Совы
Совы – не то, чем кажутся.

В 6:20 я уже загрузился в электричку Слюдянка – Выдрино, за 24 минуты домчавшую меня до о/п 5347 км. Перейдя через федеральную трассу, я начал надевать лыжи. Вскоре где-то поблизости раздались звуки попсы, а затем по тропке из микрорайона Южный вывалил мужик с телефоном.

Предыдущим вечером и ночью подвалило снега, но твёрдая подложка, первые сотни метров автомобильная, а затем снегоходная, позволяла идти бодро.

Раннее утро
Раннее утро.

Большую часть времени снегоходный след шёл по лесу, часто довольно далеко от реки, но местами и выбирался на лёд.

Снегоходный след по Солзану
Снегоходный след по Солзану.

В одном месте лыжня со снегоходным следом расходились, а т.к. мне надоело идти по лесу, решил пойти по лыжне, что вела по реке. Это оказалось и тактической, и стратегической ошибкой. Лыжня в некоторых местах была полностью переметена ветром, но под снегом в целом угадывалась наощупь.

Переметённая лыжня
Переметённая лыжня.

Но в одном месте понять, где проходила лыжня, не удалось, и я провалился в снег примерно на метр (снег тянулся с камня на камень, оставляя под собой пустоту), макнув лыжу в воду. Лёд, выбравшись оттуда, я счистил, но у моих креплений есть проблема – при большом количестве снега, да тем более при попадании воды, крепление постепенно, шаг за шагом, приоткрывается и перестаёт держать ботинок. Но это случилось двумя часами позднее, а пока что я шёл, наслаждаясь видами. Облака исчезали, а из-за гор показывалось солнце.

В ожидании солнечных лучей
В ожидании солнечных лучей.

Меж тем, чуть ниже устья Поперечной снегоходный след забрался высоко над красивым скальным ущельем, летом преодолеваемый без проблем по скальным полкам. Видно было, что много снегоходчиков разворачивались на верхней площадке, но след, пусть и сильнее занесённый снегом, продолжался ещё примерно два километра. Перед очередным пересечением Солзана закончился и он, далее тянулась нитка лыжни, временами теряющаяся под снегом. Пройдя с полтора километра по ней, я дошёл до развилки – один старый след уходил далее по основной долине, другой же сворачивал в крутой распадок. Дело было к обеду, я предположил, что в распадке скрывается зимовьё, где было бы неплохо подсушиться, а главное, оттаять крепление у лыж.

Свернув в сторону, я начал набирать высоту. Подъём становился всё круче, и лыжа, купавшаяся в реке, наконец просто свалилась с ботинка, отказываясь держаться на нём. Я попробовал пробраться-таки далее, но снег совершенно не держал пешехода, распадок становился всё круче и круче, а никакого зимовья видно не было. Пришлось развернуться и спуститься к точке развилки лыжней. Пообедав, я потратил с 20 минут на попытку очистить крепления, но безуспешно. Какой-то период я шёл на одной лыже, но это вызывало слишком много усилий, потому пришлось снять лыжи полностью и пробиваться назад пешком, местами проваливаясь по колено и более. Этакая лайт-версия весеннего похода на Шумак.

На обратном пути по лыжному следу

На обратном пути по лыжному следу.

Добравшись до старой снегоходки, я увидел свежайший след, и даже запах выхлопных газов чувствовался. По снегоходке идти стало много легче, а уж после полянки над ущельем, так и вовсе почти как по тропе. Как раз перед ущельем увидел снегоход с уходящей от него вверх по Поперечной новой лыжнёй.

Склон
Склон.

Свежий след
Свежий след.

Солзан
В Солзане хватало участков открытой воды, несмотря на сильные морозы. Видимо, выходят относительно тёплые подземные воды, как на Утулике.

Навстречу стали попадаться лыжники из Байкальска, вышедшие на прогулку по свежему воздуху. На обратном пути в месте расхождения снегодного следа и лыжни, в этот раз я пошёл по следу – пешком это было сильно сподручнее (заглавный снимок).

Снежный надув
Снежный надув.

В итоге, в Байкальск я вышел в начале четвёртого. Достаточно не только, чтобы успеть на электричку до Слюдянки, что в начале шестого (а по Слюдянке стыкующейся с иркутской), но и сдать билет на поезд свыше 8 часов до отправления, т.е. без штрафа, а со смешным сейчас комиссионным сбором 2 руб. 20 коп. Изначально я собирался пройти дальше вверх по долине и покинуть Байкальск ближе к полуночи.

В Слюдянку пришёл растущий маразм транспортной «безопасности». На вокзале открыли, закрытый годами, вход со стороны Байкала и устроили досмотр всем входящим. А с неработающим интроскопом действо сие медленное и печальное:
– Что это у вас в рюкзаке металлическое?
– Термос.
– Раскройте, покажите.
А термос при этом где-то в центральной части рюкзака. Вход же со стороны перрона теперь официально работает только на выход, и возле него стоит унылый охранник, отправляющий пассажиров в обход вокзала. Проход к поездам, при этом, свободный. Т.е. на вокзал имеет смысл заходить только купить билет / укрыться от холода или непогоды / посетить туалет. Медведев уже свыше года ни при делах, но мерзкое детище его правительства цветёт и пахнет.
Tags: Железнодорожное, Маразм, Хамар-Дабан

• Первые тоннели Кругобайкалки

Вид из тоннеля 5 на галерею 2. Исторически первый тоннель на всём протяжении Транссиба был в 10 км от истока Ангары, на Кругобайкальской…

• Саган-Нур

На льду Саган-Нура. Третья зимняя экспедиция у нас состоялась на оз. Саган-Нур, что в 5 километрах от улуса Сорок Окинского района Бурятии.…

• Заснеженный Очаул

Очаул, вид с берега. В 2018 году мы уже ездили бурить оз. Очаул. Но нам понадобился дополнительный материал, и вскоре по возвращению с оз.…