Пройдено за день – 8,2 км.
Обрывистый берег о. Шкота.
Спутниковый снимок маршрута 20 сентября. Красная линия – наш путь. Оранжевая линия – мой путь в радиалке. Синий кружок – место высадки из такси. Большой красный кружок – место ночёвки на берегу моря. Маленький красный кружок – место обеда в развалинах оборонительных сооружений.
Карта маршрута 20 сентября. Красная линия – наш путь. Оранжевая линия – мой путь в радиалке. Синий кружок – место высадки из такси. Большой красный кружок – место ночёвки на берегу моря. Маленький красный кружок – место обеда в развалинах оборонительных сооружений.
Утром мы пошли на электричку, чтобы подъехать до пл. Мальцевская, т.к. вызывать такси к району пл. Весенняя было бы много дороже. Было прохладно, шёл дождь. Перспективы на прогулку по островам были туманными. Но уже на такси мы ехали практически без дождя, и к моменту высадки он полностью прекратился. Такси подвезло нас свыше 6 километров от ближайшей автобусной остановки, сэкономив нам не менее 2-х часов – автобус ходит нечасто.
Знакомым по новогодней поездке маршрутом мы спустились к косе, соединяющей о. Русский с о. Шкота.
Мелководная коса между островами Русский и Шкота.
После рек Партизанского хребта идти было одно удовольствие: вода тёплая, вместо сильного течения – лёгкие волны, в точке максимальной глубины вода чуть покрывала колени.
Надводный участок косы.
Остров Шкота, как и многие в архипелаге Императрицы Евгении, кишит множеством оборонительных сооружений. От советского времени осталась зарастающая автодорога, которая ранее соединялась посуху с о. Русский, но, к счастью, сейчас дамбу размыло. Иначе народу на нём было бы сильно больше. И так нам встретилось немало людей, иногда группами по 20 человек: кто просто гулял, кто спускался по опасным склонам к недоступным иначе пляжам, кто загорал.
Катя в развалинах орудийного полукапонира.
От косы мы направились по основной дороге поперёк острова к его южной точке. Сначала вокруг тянулись привычные широколиственные леса, но ближе к концу, когда дорога перешла в тропу, их сменили густые заросли кустарников с редкой жёсткой листвой.
Дорога по широколиственному лесу.
Граница кустарников.
Вдали виднелись крупные острова Рейнеке и Попова, а поближе – более мелкие Клыкова, Малый и Наумова.
Наверху южного края острова мы наткнулись на остатки целеуказательного поста батареи №981, где и расположились на обед. Бетонные стены хорошо укрывали нас от сильного ветра. Несколько раз начинал пробрасывать дождь, но всё ограничилось отдельными каплями. На соседнем мысу был маяк, куда мы не преминули прогуляться. А немного к востоку под нами лежал 300-метровый пляж, к которому по крутому опасному спуску двигалась большая группа. Спуск был действительно так себе, и некоторые участники надолго подвисали на склоне.
Катя у остатков целеуказательного поста батареи №981.
Маяк.
До островов Верховского на снимке свыше 5 км.
Кекуры.
Кустарники.
Видна сыпучая расщелина, по которой попадают на этот труднодоступный пляж.
Девушка на пляже.
Рисковать, спускаться к пляжу мы не стали, а пошли по тропам вдоль обрывистых склонов.
Катюха на тропе.
Сооружения вдали расположены уже на о. Русский.
Грот.
Минуем батарею №362.
Тропа по узкой перемычке над скалой с гротом.
За гротом начинался длинный пляж.
Как видно из фотографий, погода стремительно улучшалась. Внизу тянулся длинный пляж, но как спуститься к нему было непонятно, берега были сплошь обрывистыми. Да ещё мы сначала ушли слишком высоко в гору по торной тропе, потом пришлось по склону ломиться по кустам в поисках более нижней тропы. Таковая нашлась и вскоре завела нас в густые заросли, казавшиеся со стороны непроходимыми. Но ветки мешали проходу только на краю псевдочащи, внутри же движению ничего не мешало, таинственное же переплетение веток вызывало в памяти волшебные леса в разных сказочных фильмах. Из всех чудес растительного мира в этой поездке, самое незабываемое впечатление оставили именно эти перелески на острове Шкота.
Вдали поверх зарослей виден м. Тобизина (о. Русский).
Вход в волшебные заросли.
Среди ветвей переплетений.
Наконец, добравшись до небольшого ручейка, тропа развернулась и вывела нас к берегу. Вовсю светило солнце, и мы на пару часов остановились на пляже. Даже искупались. После почти недельных блужданий в туманах мы словно попали в рай (да и кущи тоже присутствовали). Остров Шкота, совершенно неожиданно для нас, оказался жемчужиной всей поездки.
Народ у ДОТа №242.
Пляж, на котором мы отдыхали.
День клонился к вечеру, и нужно было решать вопрос с ночлегом. Возвращаться назад к ручью, по которому мы спустились, не очень хотелось, т.к. в той части пляжа слишком крупные камни были; на них совершенно невозможно было надёжно растянуть колышками палатку. Пройдя немного по пляжу далее в северо-восточном направлении, мы уткнулись в труднопроходимую с рюкзаками скалу и снова залезли наверх. И в дальней части следующего пляжа нашлось отличное место с песком. Оно было достаточно далеко от моря, чтобы при усилении ветра нас не захлестнул прибой, но и не под самыми скалами. А в полусотне метров по скалам стекал чистый ручей, уходивший в камни пляжа. Верхняя часть спуска была крутой и скользкой, но провешенная верёвка делала путь практически безопасным.
Пляж сверху.
Катя спускается, держась за верёвку.
Вид от палатки.
Палатка.
Скалы над пляжем.
Ручей, уходящий в камни.
На закате мне захотелось прогуляться. Залезши наверх по верёвке, я по хорошей, но сырой тропе вдоль ручья быстро дошёл до дороги со следами квадроциклов, вскоре влившейся в более широкую. Там я повернул направо и дошёл до створного знака, виденного нами с косы во время брода. Оттуда на юг поверху вдоль обрывов тянулась тропа, и я надумал вернуться к палатке по ней. Но тропа вскоре исчезла, попытка идти поверху напрямую не удалась, т.к. путь преграждали слишком ветвистые заросли – приходилось всё время забирать вправо. В быстро сгущающихся сумерках я выбрался на квадроцикловую дорогу, а к пляжу спускался уже в ночной темноте при свете фонарика.
Содержание