Толта. IV. Тропа как подарок.

22.08.20

Начало пути – 8:45, высота 2024 м.
Конец пути – 17:16, высота 1131 м.
Пройдено за день – 9,4 км.
Набор высоты – 203 м.
Сброс высоты – 1113 м.

Тропка
Тропка.

Спутниковый снимок маршрута 22 августа
Спутниковый снимок маршрута 22 августа. Красная линия – наш путь. Оранжевая линия – радиалка в верховья Толты. Большие красные кружки – места ночёвки в цирке левого притока Толты и в долине Бугатая. Маленький красный кружок – место обеда на берегу Толты.

Карта маршрута 22 августа
Карта маршрута 22 августа. Красная линия – наш путь. Оранжевая линия – радиалка в верховья Толты. Большие красные кружки – места ночёвки в цирке левого притока Толты и в долине Бугатая. Маленький красный кружок – место обеда на берегу Толты.

Наконец-то с утра была хорошая погода! Правда, ещё до обеда снова натянуло облачность, но дождя в этот день так и не случилось.

Пик Труд над долиной Толты
Пик Труд над долиной Толты.

Спуститься в долину Толты можно было или слева, или справа от выступа-«языка». Стратегически было бы разумнее уйти влево, чтобы спуститься к реке ниже по течению. Но мы хотели прогуляться вверх в сторону пика СОАН, потому пошли вдоль русла, на берегу которого стояли. Спуск был достаточно крутым, иногда приходилось немного сползти с камня, спрыгнув вниз – подниматься таким маршрутом было бы очень неудобно.

Крутой спуск
Крутой спуск.

Облака"
Облака перетекают через перевал между Бугатаем и Толтой.

Вдали виден пик СОАН
Вдали виден пик СОАН.

Внизу мы поставили рюкзаки под большим кедром и пошли вверх. Многочисленные звериные тропки регулярно терялись, кустарник, начавшийся ближе к воде, путь не украшал, потому мы перебрались на другой берег, где обнаружилась еле заметная тропка, зато шедшая без всяких кустов среди мхов, лишайников и камней.

Памятник

Памятник.

П. Красотка
Пик Красотка. В правой части снимка виден распадок, по которому мы возвращались назад.

В истоках Толта, что типично для тункинских рек, разливается по болоту. Дальше мы не пошли, т.к. ничего нового увидеть уже не смогли бы. Спустились к реке и обратно пошли левым бортом, что оказалось ничуть не хуже, главное было не спускаться к кустам у самой реки.

Болото в истоках Толты
Болото в истоках Толты.

Гребень

Водораздел между Толтой и Зун-Хандагаем.

Пик СОАН
Пик СОАН.

Путь спуска
Вид на распадок, по которому мы спустились в долину Толты. За ним находится выступ-«язык».

Вид на верховья Толты
Вид на верховья Толты от места, где оставляли рюкзаки.

Пришла пора идти вниз по долине Толты. Первые сотни метров пути шли по редкому кедрачу. Регулярно встречались тропы, столь же регулярно терявшиеся или уходившие явно не туда. Попалось две хороших стоянки.

Высохшее озерко
Высохшее озерко.

Затем мы спустились к реке, и скорость заметно упала. Часто приходилось продираться сквозь чащу кустов, обходя непроходимые берега, но были и участки лугов, идти по которым было не сильно хуже, чем по тропе. Иногда удавалось пройти по сухой протоке.

Лужок
Лужок.

Толта
Толта у устья левого притока.

На этих камнях мы остановились пообедать. Ниже по течению был виден мыс, непроходимый понизу. Но перед ним можно было подняться на борт и обойти этот мыс левее. Так мы и сделали. Наверху обнаружилась псевдодолинка с неплохой тропой, но которой мы шустро прошли полкилометра. Долинка, правда, за это время рассосалась, но крутой склон не составлял сложностей для передвижения. Сложности начались, когда мы упёрлись в глубоко прорезавшую склон долину ручья. Пришлось спускаться сначала в распадок, а потом по нему к Толте. Дальше идти по склону было нельзя, т.к. впереди он выходил к скалам.

Ручей, по которому мы спустились к Толте

Ручей, по которому мы спустились к Толте.

По левому берегу в этом месте идти было нельзя, пришлось бродить на правый. Возникло опасение, что теперь придётся регулярно перебираться с берега на берег. На другом берегу мы наткнулись на какое-то подобие тропки. Это была одна из самых необычных троп, которые я когда-либо видел. Малохоженная, но расчищенная и не рассыпающаяся на множество троп, она явно была человеческой. Она совершенно неожиданно ныряла в заросли, обходя неприступные берега, мастерски огибая глыбы и другие препятствия. Снимками невозможно передать ощущение, возникавшее, когда мы шли по ней, то вьющейся среди деревьев, то выходящей на берег. Переходить на левый берег Толты больше не пришлось до самого сворота на перевал (точнее один раз мы перешли, неверно поняв стоящий турик, но вскоре потребовалось вернуться обратно). Реально неприятное место было единожды, когда нужно было по скальной полке пройти над ущельем, а сверху нависала другая скала. В том месте мы передавали друг другу рюкзаки, одному преодолевать тот участок с грузом было бы не очень удобно.

Турик
Турик, ошибочно принятый нами за место брода.

Скалы у Толты
Скалы у Толты.

Ущелье

Ущелье с неприятным участком.

Катя
Катя поднимается по тропе.

По пути поели интересный вариант смородины: ягоды были чёрными, а листья не пахли, словно у красной.

Наконец мы добрались до отворота на перевал в Бугатай. Все описания сходились на том, что ниже по течению Толты тропа отсутствует. Но почему-то тропа по долине шла даже лучше, чем на брод к перевалу. Оставив Катю с вещами, я пошёл на разведку. Меньше чем через 100 метров тропа ушла вниз и сошлась с предыдущим отворотом. Вниз по долине же уходило непонятно что.

Вид на седловину перевала
Вид на седловину перевала.

Зимовье
Охотничье зимовье. Тункинский парк – очень интересное место. Просто за выход на природу с туристов пытаются собирать дань (в начале тропы на Шумак вполне успешно), а местные охотятся, как и всегда.

Подъём на перевал оказался заметно заковыристей, чем сложилось впечатление по описанию. Он действительно шёл вдоль скал, а не через них. Но и в лесу, где пролегало это самое «вдоль», доставало мест не очень приятных, а местами и опасных – сверзиться и пролететь по склону несколько десятков метров на них не составляло труда.

Скалы у тропы

Скалы у тропы.

Узкая долина Толты

Узкая долина Толты осталась внизу.

Ближе к перевалу склон стал положе, и тропа превратилась в обычную лесную безопасную дорожку. Начало спуска тоже, кстати, было проще, чем средняя часть.

Вид со спуска к Бугатаю
Вид со спуска к Бугатаю.

Трёхглавая
Вдали возвышается Южная башня горы Трёхглавая. С этого ракурса не видно ни остальных башен, ни крутизны горы.

Распадок в нижней части спуска

Распадок в нижней части спуска.

Заночевали мы уже на знакомой нам полянке перед входом Бугатая в непроходимое понизу ущелье.