Самоизоляция по-китойски. II. "...Есть лишь одна тайга, а над ней – Ярило..."

01.05.20

Начало пути – 8:19, высота 591 м.
Конец пути – 17:26, высота 693 м.
Пройдено за день – 31,0 км.
Набор высоты – 746 м.
Сброс высоты – 649 м.

Мини-карьер
Мини-карьер для подсыпки дороги.

Спутниковый снимок маршрута 1 мая
Спутниковый снимок маршрута 1 мая. Красная линия – мой путь. Большие красные кружки – места ночёвок в долине Большой Черемшанки и у охотничьей базы на р. Сарамта. Маленький красный кружок – место обеда у родника.

Карта маршрута 1 мая
Карта маршрута 1 мая. Красная линия – мой путь. Большие красные кружки – места ночёвок в долине Большой Черемшанки и у охотничьей базы на р. Сарамта. Маленький красный кружок – место обеда у родника.

Рано утром мимо меня проехали два мотоцикла, больше в движении никаких транспортных средств не попадалось. Красивые сосновые леса сменились смешанным молодняком, явно не успевшим восстановиться после массовых вырубок. На дороге начались развилки, и не всегда путь предстоял по более торной дороге. Регулярно встречались плакаты и таблички о принадлежности территории тому или иному охотколлективу. На склонах местами попадались останцы.

Дорога в долине Большой Черемшанки
Дорога в долине Большой Черемшанки.

Первая развилка
Первая развилка. По дороге, уходящей налево, можно попасть не только к местам лесозаготовок, но и в посёлок Ходарей, откуда уже через Тальяны выехать в цивилизацию. Похоже, это самый доступный способ попасть на левый берег Китоя на машине летом.

Справа – крутой склон, слева – болото.

Ещё одна развилка
Вторая развилка. Мне прямо.

Лесная дорога
После второй развилки дорога стала заметно уже, исчезли отсыпанные участки.

Чувстовалось, что места дикие. На склоне выше меня кто-то лаял, постепенно удаляясь вверх. После 4 км пути по менее езженной дороге мне предстояло уйти из долины Большой Черемшанки, перевалив в безымянный приток Китоя. В принципе, я мог прийти, куда надо, и продолжив путь прямо, но это было бы на 5 километров длиннее. Изначально, в месте отворота я собирался обедать, но оказалось, что дорога уже поднялась высоко над рекой, и воды поблизости не наблюдалось. Т.к. набор высоты до перевала в этом месте был небольшим, я решил поесть уже с другой стороны водораздела.

Подъём на водораздел
Подъём на водораздел.

Но и по другую сторону воды не наблюдалось. Болотистый ручеёк был сухим, а вода в лужах между кочками не выглядела привлекательно. Зато в какой-то момент я увидел стоявших на дороге трёх оленух! Те посмотрели на меня и ушли вправо вниз на болото. Через несколько секунд слева показался самец, остановился, окинув меня оценивающим взглядом, и последовал за своим гаремом. В этом же месте на дороге чётко виднелись медвежьи следы, а также стали массово встречаться клещи. Не было только питьевой воды.

Через 2 километра дорога свернула в другой распадок, по которому должна была вывести на длинный участок с двумя перевалами, где воды не предвиделось даже по карте. К счастью, в месте поворота дороги я обнаружил набольшой родник, из которого вытекал маленький ручеёк. Зачерпнуть воду без грязи было почти невозможно, но я выкопал ямку в нижнем течении ручейка (он впадал в покрытую ряской и тиной лужу), вдавил в неё бутылку и смог заполнить её неспешным потоком воды.

Арника
Арника.

Вскоре после обеда вышел к перекрёстку с висящим на нём плакатом. Порадовала и «грамотность» авторов, перепутавших буквы «и» и «е» в слове «пребывание», и незаконное требование о согласовании нахождения на территории. Отдельной вишенкой было перечисление синонимов («нахождение» и «пребывание»), будто речь идёт о чём-то разном.

На перекрёстке я сначала ошибочно пошёл по более торной дороге направо, но быстро понял, что она выведет меня к Китою. Вернувшись назад, я начал набор высоты по слегка заросшей и потому приятной дороге.

Начало подъёма
Начало подъёма.

После длинного подъёма меня ждал резкий сброс высоты с весёлыми пихтами у дороги. А затем я вышел на ещё один перекрёсток, где, напротив, дорога стала более торной, виднелись следы машин, между колеями исчезли кустики.

Пихты
Пихты.

Перекрёсток
Возвращение на наезженные места.

После третьего за день водораздела последовательно прошёл 2 развилки. С первой всё было ясно: дорога налево уводила через высокий водораздел назад в долину Большой Черемшанки. А вот на второй я задумался. Было видно, что обе дороги пойдут вниз по распадку, но с противоположных бортов. Вроде бы мне следовало идти по правой, но на ней росли уже не просто кустики, а целые сосёнки, так что я выбрал левый борт. После 2 км пути стало ясно, что дорога забирает не туда (уже дома я глянул, что и она вывела бы меня, куда требуется, разве что на километр длиннее, зато более удобно). В этом месте вниз уходил какой-то старый зимник, и я решил перебираться на правый борт. Идти по кочкам было не особо удобно, но за полкилометра я выбрался на дорогу на противоположном склоне, вздохнув было с облегчением. К вящей неожиданности менее чем через километр, она спустилась в заболоченную падь Большую, превратившись в обычный зимник.

Зимник
Зимник.

Рядом протекал чистый ручей, и я уже собрался было ночевать на сухом возвышенном участке, как обнаружил на нём мотоцикл с мопедом и палатку под навесом. Видимо, они и проехали утром мимо меня.

Без людей
Мотоцикл, мопед и палатка.

В это время уже не раз начинал пробрасывать дождик, небо всё темнело и угрюмело, напоминая о третьей строчке куплета, вынесенного в заглавие: «...Если Ярила нет, то тогда – могила.» В болоте виднелись свежие мотоциклетные следы, наконец сбоку подошла лесовозная дорога и я вышел к мосту через Сарамту. Сразу за мостом, уходя на развилке налево, дорога резко поднималась в гору, где я неожиданно наткнулся на большую охотбазу. Мужик с неё порекомендовал мне поставиться у соседней базы, что ближе к воде (это на развилке направо), и проводил меня к ней.

Мост через Сарамту
Мост через Сарамту.

Палатка у охотбазы
Палатка у охотбазы.

Рядом стояла старая техника лесорубов, зимой которых много больше, чем охотников. Сторожей на базы завезли ещё в декабре и должны были сменить в марте. Но из-за ранней весны Китой вскрылся раньше времени, и пришлость им оставаться здесь сверх программы. Свора собаков, оставленная лесорубами, доставляла дополнительные проблемы, т.к. их чем-то надо было кормить. Но собаки собаками, а меня-таки угостили двумя солёными и одним копчёным хариусом, выловленными накануне в Сарамте.