Мамайская Поляна

Рассказ об осеннем двухдневном походе по Хамар-Дабану в компании с семьёй врачей из Улан-Удэ.

Гора Поляна
Гора Поляна.

Отличная погода в конце сентября, растопившая большую часть снега, выпавшего в начале месяца, а также бурная активность Юли, настойчиво звавшей нас сходить куда-нибудь в поход, привели к идее двухдневного маршрута с Мамая на Выдриную с радиалкой на гору Поляна. Правда, Катя пойти не могла из-за рабочей субботы, но пошёл Паша – Юлин муж.

Спутниковый снимок похода
Спутниковый снимок маршрута похода. Красная линия – наш путь. Зелёные кружки – места начала и конца похода на федеральной трассе. Большой красный кружок – место ночёвки в верховьях Мамая. Маленький красный кружок – место обеда на берегу Выдриной на второй день похода (в первый обедали на месте ночёвки). Оранжевые линии – радиальные выходы к Мамайскому водопаду и на г. Поляна.

Карта похода
Карта маршрута похода. Красная линия – наш путь. Зелёные кружки – места начала и конца похода на федеральной трассе. Большой красный кружок – место ночёвки в верховьях Мамая. Маленький красный кружок – место обеда на берегу Выдриной на второй день похода (в первый обедали на месте ночёвки). Оранжевые линии – радиальные выходы к Мамайскому водопаду и на г. Поляна.

Чтобы попасть к началу маршрута субботним утром, мы заночевали у уже привычной бабули в Выдрино. Я приехал туда вечерней пятничной электричкой, а Паша с Юлей – в 2:45 ночи пассажирским поездом. Уже тогда и начались столь любимые Юлей приключения. Несмотря на отправленный мной скриншот пути от станции до дома бабули, Юля решила действовать самостоятельно и вбила в Яндекс.картах адрес «Лесная, 38». Подвох был в том, что в Яндекс не внесены дома по этой улице, и доблестный навигатор увёл их аж до берега Снежной. Пришлось выходить на улицу, светить им фонариком, показывая дорогу.

Смутила меня и экипировка. Спальники у обоих висели снаружи рюкзаков. И если Юлин утром удалось впихнуть в её рюкзак, то Паше пришлось нести спальник снаружи всю дорогу – он поехал с городским рюкзаком, всего 18 литров. Но самое сильное впечатление на меня произвело отсутствие у Паши коврика. Я даже немного проснулся, когда это осознал. На мой вопрос-восклицание «А как же ночевать перед перевалом?!», Юля ответила: «Я его спросила, он сказал, что не замёрзнет; лапник постелим». Я задумался, не посадят ли меня после такого похода – а то ещё замёрзнет человек насмерть. Единственная идея, пришедшая мне в голову – это отдать Павлу на ночь свой 75-литровый рюкзак, чтобы положить его под спину. Ну и утешал очень тёплый спальник у Юли (экстрим -38), в котором на крайняк Паша мог спасаться от замерзания.

Утром такси доставило нас до начала дороги в Мамайский цирк, знакомой по прошлогоднему походу с Катей. Приятным отличием была подмёрзшая по утру земля, так что весь грязный участок мы преодолели без проблем.

Заиндевевшая трава
Заиндевевшая трава парит на солнышке.

Ещё одним отличием было появление множества пугательно-медведных знаков.

Осторожно, медведи!

Для меня было непривычно видеть Мамайский цирк без снега.

Дорога в горах
Дорога в горах.

Мамайский цирк

Мамайский цирк.

Хирург и психиатр
Хирург и психиатр.

Тропа, по которой мы шли, уходила вверх правым бортом долины, по ручью – притоку Большого Мамая. И только мы решили, что водопада на Большом Мамае мы не увидим, как следы, направлявшие нас, спустились к воде и перешли на другую сторону ручья.

У брода через приток Большого Мамая
У брода через приток Большого Мамая.

Вид вниз по долине
Вид вниз по долине.

Следы продолжились на другом берегу, но ощущения, что мы идём по тропе, не было. Когда же они повернули направо по склону, я предложил сходить налегке, проверить, куда они идут. Оказалось, что кто-то ходил в радиалку на озеро Лесная Сказка (откровенно говоря, больше напоминавшему большую лужу) и как раз на водопад на Большом Мамае.

Озеро Лесная Сказка
Озеро Лесная Сказка.

Мамайский водопад
Мамайский водопад.

Возвращаясь с водопада, я чуть ускорился, спустился к ручью и обнаружил потерянную тропу на другом берегу. Выяснилось, что нам и не следовало переходить через ручей, смутили следы. Но зато водопад и озеро увидели.

Мы поднимались, приближаясь к перевалу. Уже стоило искать место под палатку, но или не было ровных площадок, или таковые встречались слишком далеко от воды. Наконец, удалось найти хорошее, почти ровное место на последнем выполаживании перед перевальным взлётом, на высоте 1200 метров. Ручей в этом месте тёк среди кочек спокойным узким глубоким (свыше метра) потоком.

Ручей

Ручей метровой глубины.

Палатка
Палатка.

К нашей удаче, вокруг палатки росло множество пихт, и Паша достаточно быстро наломал большое количество лапника. Его хватило на всех, ещё и с запасом. Опасения, что он ночью замёрзнет от холодной земли, покинули меня.

На обед была корейская лапша. Острая. До этого, когда мы брали т.н. «неострую», мы с Катей думали, что продавщица нас обманывает – достаточно было полпакетика специй, чтоб глаза на лоб лезли. Но нет, не обманывала. Настоящая острая лапша была такой ядрёной, что мне вспомнился визит Хрюнделя в пиццерию, когда Лохматый постарался от души.

После обеда мы направились в радиалку на г. Поляна (заглавный снимок), причём путь до перевала Мамай совпадал с маршрутом следующего дня.

Вид с подъёма
Вид с подъёма на плоский участок, где мы поставили палатку.

После подъёма по каменной осыпи нас ждал очередной болотистый плоский участок с красивым озером.

Верховое болото
Верховое болото.

Озеро под перевалом
Озеро под перевалом.

К перевалу вела хорошая несложная тропа. Сам же перевал был почти невыражен в профиле рельефа – мы почти незаметно для себя оказались уже в долине притока Выдриной, подошедшей снизу, сбоку.

Вид вниз по притоку Выдриной
Вид вниз по притоку Выдриной.

Гора Поляна (высота 1756 м), судя по снимкам не должна была представлять каких-то сложностей. Да и со стороны она смотрелась совсем нестрашно. Начальный путь к её подножию тоже был лёгок и приятен.

Озеро в цирке г. Поляна

Озеро в цирке г. Поляна.

Проблемы начались при подъёме от озера. Я неверно решил подниматься на седловину гребня. Летом это может и не составило бы проблем, но лежавший снежок и заметная крутизна склона оказались существенным препятствием. Было скользко, и особо не за что держаться. Часть пути пришлось лезть по скалам, цепляясь за ветки кустов. Было ясно, что спускаться необходимо будет другим маршрутом.

С гребня открылся вид на пик Нефтяник (высота 2175 м) на другой стороне долины одной из многочисленных в этой части Байкала Осиновок. А прямо по гребню виднелась вершина горы Поляна.

Пик Нефтяник
Пик Нефтяник.

Гора Поляна
Гора Поляна.

Неприятной неожиданностью оказалось, что и путь по гребню далёк от лёгкой прогулки. Камни, покрытые замёрзшим лишайником, представляли серьёзную опасность упасть. Так что даже при относительно пологом подъёме, дался он нелегко. Но буквально за несколько минут до контрольного срока, когда разворачиваться нужно было бы в любом случае, мы поднялись на вершину.

Берег Байкала в восточном направлении
Берег Байкала в восточном направлении.

Берег Байкала в западном направлении
Берег Байкала в западном направлении.

Вершина
Вершина.

Последние метры подъёма
Последние метры подъёма.

Автор на горе Поляна
Автор на горе Поляна.

Участники на горе
Наша группа на горе Поляна (снимок Юлии Твердохлебовой).

Исток Ангары
Исток Ангары.

На спуске вдоль гребня оказалось проще и безопасней идти чуть в стороне по кедровому стланику. Там и юго-западная экспозиция была, т.е. снег стаял, да и за ветки держаться было удобно. С самого же гребня мы начали спуск, не доходя до седловины. И такой вариант оказался весьма правильным. На спуск суммарно мы затратили на полчаса меньше времени, чем на подъём. Когда дошли до перевала Мамай, я сбегал вниз посмотреть начало спуска; ручей, приток Выдриной, тёк в ущелье с водопадами, и было опасение, что на следующий день мы уткнёмся в непроходимый обрыв. Но оказалось, что до самого ручья тянется вполне приличный спуск по травянистому склону.

Ночь, проведённая в горах, оказалась весьма тёплой. Был очень слабый минус – колышки даже не схватились замёрзшей землёй. В совокупности с толстым слоем лапника это привело к тому, что все хорошо выспались.

Утро 6-го октября было пасмурным, а ближе к моменту выхода по боковым гребням с Байкала поползла облачность.

Ползут облака
Ползут облака.

Только я успел сфотографировать Поляну, как её скрыло хмарью, стремительно опускавшейся всё ниже. Возникли опасения, что обещанный к вечеру дождь начнётся сильно раньше, но затем процесс пошёл в обратную сторону, и даже несколько раз выглядывало солнышко.

Водопады на ручье
Водопады на ручье, спуск к которому я изучил накануне.

Спуск с перевала Мамай

Спуск с перевала Мамай.

Вид вниз по течению
Вид вниз по течению.

При подготовке похода, я спросил на сайте «Природа Байкала» о спуске к Выдриной. Ответа не получил. Судя по тому, что вдоль ручья мы вообще не встретили следов присутствия человека, перевал используется исключительно для пути на Поляну. Впрочем, первые сотни метров высоты (из требуемых 800) мы сбросили без проблем. Даже очередной крутой сброс ручья мы обошли правым бортом, сначала по траве, а потом по приятному ельнику.

Обход ручья правым бортом
Обход ручья правым бортом.

А вот дальше начались сложности. Так как справа подходил ещё один приток, мы вынуждены были спуститься к ручью, спуск вдоль которого был совсем не сахар. Шли мы левым берегом, т.к. на правом регулярно встречались скальные прижимы. Спуски с каменных глыб перемежались крутыми склонами, поросшими травой, их сменяли более мелкие камни и т.д. Хорошо, что на этой высоте уже отсутствовал снег. Порадовал лесной участок в стороне от ручья, который мы бодро прошагали, словно по парку. Но всё счастье закончилось, когда стало ясно, что левым бортом дальше пройти нельзя – к руслу примыкали сбросы, уходящие вверх на десятки метров. Я попробовал перейти на другую сторону, но меня подвели какие-то чрезмерно скользкие водоросли на камне. Хорошо, что ограничилось мокрым ботинком – чуть ниже ручей уходил сливом высотой с метр, и упасть туда было чревато. Пришлось немного вернуться назад, где был более вменяемый переход. По правому берегу мы прошли от силы 100 метров, после чего потребовалось вернуться на левый. Паша, шедший без палочек, решил просто прыгнуть с камня на берег, и даже допрыгнул. Но висевший снаружи спальник сыграл дурную шутку: качнувшись маятником, он стукнул по Павлу, тот потерял равновесие и плюхнулся в ручей, намочив и штаны, и злосчастный спальник. Не зря мне это висение снаружи сразу не понравилось.

А ещё дальше мы уткнулись в полный непроход: ручей падал высоким водопадом в узкое ущелье. Хоршо, что к этому моменту мы уже настолько приблизились к Выдриной, что столо нам подняться метров на 15 от ручья, как мы уже оказались в долине большой реки, спуск к которой был, пусть и крутоват, но относительно прост и безопасен.

В конце спуска мы неожиданно напоролись на зимовьё странной восьмиугольной формы, труба которого была укрыта камуфляжной сеткой.

Необычное зимовьё
Необычное зимовьё.

Табличка на входе пояснила, что оно используется ГРУшниками, видимо для тренировок по маскировке и выживанию в горной тайге.

Объект 4
Объект №4.

Очаг в зимовье
Очаг с вытяжкой.

Мусор у зимухи
Мусор у зимухи.

Но никакой тропы не наблюдалось ни у зимовья, ни по берегу Выдриной. Идти, конечно, стало проще и быстрее, нежели вдоль ручья, но выражалось это в том, что скорость выросла с одного до двух километров в час.

Протока Выдриной
Протока Выдриной.

По пути встречались прижимы, но все они преодолевались без проблем. На некоторых из них даже появлялась тропа с зарубками, с тем, чтобы исчезнуть на ровном участке. Где-то через 40 минут после выхода к Выдриной мы остановились на обед. В этот момент обещанный дождь проявил себя первыми редкими каплями. Хотя по прогнозу обещан он был с восьми вечера. Хорошо, что капли эти вскоре закончились.

После обеда продолжился неспешный путь вдоль Выдриной. Лишь пару раз он приятно менялся на плоские мховые участки на речных островах, идти по которым было веселее и быстрее.

Мховый остров
Мховый остров.

Причём, оба раза этот остров начинался сухими протоками, а заканчивался широкими водными преградами, подпёртыми основным руслом. Перебираться через них была ещё та песня. Время шло, а нарисованная на «Природе Байкала» тропа всё никак не начиналась. Появились опасения, что засветло мы выбраться не успеем; в темноте же с двумя фонариками на троих идти несколько кучеряво. Наконец, мы добрались до т.н. Сухой протоки. Далее уже не ожидалось никаких прижимов, а в трёх километрах ниже по течению река и вовсе вырывается из горной долины на болотистую равнину, тянущуюся до Байкала свыше 6 километров. Сухая протока сухой оказалась только первые пару сотен метров. Часто впадавшие притоки быстро наполнили её водой, пришлось идти по траве, дополненной болотами, кочками, и поваленными деревьями. Попытки подрезать тропу, двигаясь зигзагом от протоки до борта долины, успеха не приносили. Временами мы натыкались на какие-то тропы, но они быстро терялись, оказываясь звериными. Начался постепенно усиливающийся дождь. До кучи в стороне начали кричать самцы оленей. Звук достаточно жуткий, особенно в сгустившихся из-за плотных туч сумерек. Даже висевший на одной из троп пакет не добавил Юле оптимизма. Она мрачно заявила, что и пакет, наверное, тоже олени повесили. Наконец, в очередное приближение к протоке, мы наткнулись на человеческую тропу – стали встречаться пропиленные деревья. Хотя видно было, что обустраивали её давно. Все пропилы были старыми, новые завалы никто не разгребал. Да и по самой тропе заметно было, что хоть она и глубоко вдавилась в землю, и когда-то была весьма торной, сейчас по ней ходят много реже. К слову, подрезали мы её в пяти километрах ниже по течению, чем по карте. Видимо, выше она совсем заросла. Юля продолжала мрачно вещать, что и деревья на тропе пропилили олени, но пошлось реально веселей, и я окончательно уверился, что мы успеем выйти из леса.

Тропа постепенно перешла в дорогу, мы пересекли ЛЭП, и стало настолько темно, что пришлось включать фонарик. Так мы добрались до посёлка Речка Выдрино в 19:40, всего на 40 минут позже намеченного плана. Изначально предполагался 7-километровый путь вдоль Байкала до ст. Кедровая-Сибирская, но промокшим и уставшим он уже не казался нам таким привлекательным. Так что мы просидели несколько часов в домике с печкой, где и поужинали, а до станции уехали на вызванном из Выдрино такси. Точнее Юля с Пашей доехали до Кедровой-Сибирской, а я уехал на этой же машине в Выдрино, где имелся вокзал: т.к. мой поезд проходил сначала станцию Кедровая-Сибирская, то я мог сесть на него и позже – на Выдрино. Ждать же поезда на улице в одиночку совсем не хотелось: после отправления состава на Улан-Удэ, мне пришлось бы толочься не перроне ещё 55 минут.

Утром в понедельник все уже добрались до своих домов. Так и завершился этот двухдневный октябрьский поход с Мамая на Выдриную.
Tags: Байкал, Хамар-Дабан

• Гребень Броненосца

Весь поход получился, как этот лист бадана. Начну с двухминутки ненависти. Путин, уже не зная, как поправить свой рейтинг, изрядно просевший…

• «Я люблю Подкаменную»

Я люблю Подкаменную. Когда по весне в конце лыжного сезона я увидел установленную в Подкаменной стандартную уже на текущий день стелу с…

• Толта. V. Грибной дождь.

23.08.20 Начало пути – 11:47, высота 1131 м. Конец пути – 15:07, высота 888 м. Пройдено за день – 7,6 км. Набор высоты – 68 м. Сброс высоты – 312…