Mikka (mikka) wrote,
Mikka
mikka

Categories:

Дикие хребты Хамар-Дабана. VIII. Лесными дорогами.

19.06.19

Начало пути – 8:22 высота 1805 м.
Конец пути – 18:50, высота 806 м.
Пройдено за день – 34,7 км.
Набор высоты – 463 м.
Сброс высоты – 1461 м.



Глухарёнок
Глухарёнок.


Спутниковый снимок маршрута 19 июня
Спутниковый снимок маршрута 19 июня
Спутниковый снимок маршрута 19 июня. Красная линия – наш путь. Большой красный кружок – место ночёвки в зимовье за северной оконечностью Бешечного хребта. Маленький красный кружок – место обеда у зимовья в верховьях р. Тултуй. Синий кружок – место завершения похода на автодороге Култук – Монды.


Карта маршрута 19 июня
Карта маршрута 19 июня
Карта маршрута 19 июня. Красная линия – наш путь. Большой красный кружок – место ночёвки в зимовье за северной оконечностью Бешечного хребта. Маленький красный кружок – место обеда у зимовья в верховьях р. Тултуй. Синий кружок – место завершения похода на автодороге Култук – Монды.


Вид от зимовья
Вид от зимовья.


Взгляд на Бешечный хребет
Взгляд на Бешечный хребет.


Лесная дорога
Лесная дорога.


Утром мы бодро начали путь по хорошей (для пешехода) лесной дороге. Меньше, чем за два часа мы добрались до оз. Хелик. В 2017 году к нему я пришёл из Тибельти, но мы собирались выходить по иной дороге, чтобы выйти на трассу ближе к Быстрой – в случае проблем с вызовом такси, оттуда можно было дойти до Култука за день. До соседней дороги, начинавшейся (хотя, конечно, заканчивающейся) у очередного охотничьего зимовья в верховьях р. Тултуй, по прямой было всего 2,5 км. Но многочисленные болота не вызывали желания по этой самой прямой ходить.

Оз. Хелик
Оз. Хелик.


По воспоминаниям, за оз. Хелик шла хорошая конная тропа в нужную нам сторону – по ней-то мы и собирались пойти. Тропа действительно была, и первые 800 метров из 2,5 км мы весело преодолели по ней. Однако далее тропа меняла восточное направление на северное и сваливала в исток Средней Тибельти. Пришлось перейти на менее торную тропу, уводившую нас, однако, чересчур на юг.

Босан
Босан на горизонте.


К счастью, пройдя у подножия невысокой горки, она всё-таки повернула в восточном направлении, но всё равно продолжала неумолимо сваливать в сторону Быстрой. Пришлось сойти с неё и направиться напрямую по навигатору. Пару раз мы ещё подрезали какие-то тропы, но те были явно звериными. Наконец, после нудных блужданий по жаре, мы выбрались к каменистому спуску в верховья Тултуя, среди болот которых виднелись следы квадроциклов. По ним-то мы и дошли до дороги, а через 300 метров пути по ней – и до зимовья.

Следы квадриков в верховьях Тултуя
Следы квадриков в верховьях Тултуя.


Вид на пригорок, с которого мы спустились
Вид на пригорок, с которого мы спустились.


Зимовьё
Зимовьё в верховьях Тултуя.


Эта зимуха была сильно приятней той, где мы ночевали: всё было аккуратно прибрано, дом сухой, чистый. Складывалось впечатление, что вот-вот кто-нибудь может приехать. Потому, посовещавшись, мы решили не оставаться здесь на ночлег, а выходить дальше – проблема была в том, что почти до самого низа не ожидалось воды.

Пройдя первые километры пути по дороге от зимухи, мы поняли, что опасения, будто кто-то приедет, были абсолютно напрасными – местами встречались упавшие деревья, перегородившие проезд. К сожалению, несмотря на магистральный спуск вниз, нам предстояло и несколько наборов высоты, самый большой из которых превышал 200 метров.

Дорога
Дорога в горно-таёжной местности.


Постепенно к нам стали примыкать другие дороги, поваленные деревья исчезли, стали попадаться костровища без следов ночёвок. Возникло ощущение, что до цивилизации не так и далеко. К тому же дорога стала такой хорошей, что я даже смог переобуться из резиновых сапог в сандалии. Настроение портили только попадавшиеся в ненужном изобилии клещи и сгустившаяся духота – позади так уже и вообще сформировались грозы. Но счастье оказалось дальше, чем мы уже размечтались. За 12 километров до трассы торная сухая дорога ушла влево с тем, чтобы свалить в Среднюю Тибельти, подняться на другой борт, где объединиться с дорогой через оз. Хелик. Нужная же нам дорога была малоезженной и с множеством луж – пришлось снова переобуться в сапоги. Зато на этой дороге нам повезло увидеть глухарку с выводком (заглавный снимок)!


Глухарята.


На какое-то время эта встреча подняла нам боевой дух, но общая усталость, а у меня ещё и разболевшееся колено, делали своё чёрное дело. Радовало, что к вечеру стало прохладнее. Примерно за 3 километра до трассы был отворот к возможному месту ночёвки у небольшого ручья, но мы решили выбираться в цивилизацию. Наконец, ещё одна, непонятная развилка, от которой мы пошли по точкам по более старой левой дороге. Так мы вышли к карьеру базальтов, причём вышли своеобразно: сверху кромки отбора породы и прошли как раз над экскаватором, осуществлявшим погрузку в самосвал (самосвалы там сменялись каждые 10 минут). Было немного неприятно идти в этом месте из-за опасения обвала кромки.

Наконец, мы выбрались на трассу, побегав по которой нашли, где ловится Теле2, и вызвали машину из Култука. Через полчаса приехала та же женщина, что подвозила меня с мамой в начале мая к Ильчинским щёкам. Всего за 500 рублей мы добрались до станции Култук на Кругобайкалке, отошли от посёлка на полтора километра и поставили палатку у берега Байкала. Обнаружилось, что меня укусил клещ. Причём, после этого его раздавила лямка рюкзака, и из футболки он выпал уже дохлым.

Рассвет над Хамар-Дабаном
Рассвет над клубящимся Хамар-Дабаном.

Наутро нас встретил красивый розовый рассвет, осветивший тучи, клубящиеся над Хамар-Дабаном, мы шустро собрались и поднялись до о/п Земляничный, откуда в 6:35 уехали в Иркутск.


Содержание
Tags: Байкал, Фауна, Хамар-Дабан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments