Дикие хребты Хамар-Дабана. VI. Приключения продолжаются.

17.06.19

Начало пути – 8:48 высота 1991 м.
Конец пути – 16:42, высота 1908 м.
Пройдено за день – 12,9 км.
Набор высоты – 1049 м.
Сброс высоты – 1124 м.

Кедровый стланик
Очень одинокий кедровый стланик.

Спутниковый снимок маршрута 17 июня
Спутниковый снимок маршрута 17 июня. Красная линия – наш путь. Большие красные кружки – места ночёвок у перевала Тумусунский и в истоках Улан-Кутула. Маленький красный кружок – место обеда у перевала Надежда.

Карта маршрута 17 июня
Карта маршрута 17 июня. Красная линия – наш путь. Большие красные кружки – места ночёвок у перевала Тумусунский и в истоках Улан-Кутула. Маленький красный кружок – место обеда у перевала Надежда.

Наконец-то вернулась хорошая погода. От места ночёвки мы направились не напрямую к вершине, а правее – на водораздельный гребень. Так и подниматься было проще, чем длительным траверсом, а, главное, сверху открывались виды, в том числе и на наш дальнейший путь. За счёт поворота хребта мы даже смогли хорошо рассмотреть перевал Икс.

Снежный надув
Снежный надув.

Катя на подъёме
Катя на подъёме.

Перевал Икс
Перевал Икс.

Пологий путь к безымянной вершине
Пологий путь к безымянной вершине.

Почти наверху увидели ещё одного оленя, вдали на боковом отроге. Сколько же там животин!

Вид назад
Вид назад. Немного левее виднеется недостигнутая нами Утуликская Подкова, правее которой ещё одна плоская вершина, на этот раз безымянная, что выше Подковы на несколько метров.

На спуске к перевалу Икс колено, травмированное мной 14-го числа, неожиданно ощутимо разболелось. Пришлось наложить тейп, хотя помог он лишь частично.

У перевала Икс
Автор у перевала Икс.

Перевал Надежда
Перевал Надежда.

На обед мы остановились неподалёку от перевала Надежда; рядом с местом обеда тёк весёлый ручей. Пока обедали, пришли тучи, и было ощущение, что вот-вот пойдёт дождь, но затем немного растянуло, хотя с разных сторон и виднелись падающие водяные нити.

Поднимались на вершину Маргасан мы немного севернее пути спуска с неё двумя днями ранее. Так мы обошли стороной все сбросы, да и подъём был равномернее. На вершине оставили записку (почему-то ёмкость для записок была, но в ней ничего не обнаружилось). К этому времени снова стал попадаться кедровый стланик, отсутствовавший в дальней точке нашего похода – ведь в этой части Хамар-Дабана проходит западная граница его распространения. Добравшись к нам от самого Тихого океана, западнее он продвинуться не смог.

Вершина Маргасан

Остатки
Остатки триангуляционной вышки.

Вершинный тур
Вершинный тур с банкой для записки.

Конус Маргасанской сопки
Конус Маргасанской сопки.

Бешечный хребет
Почти у горизонта виден плоский Бешечный хребет, по которому нам выходить из гор. В средней части кадра – озеро Спасшин с болотистыми берегами.

Уже на спуске вдоль ручья к перевалу Золотой Маргасан Катя увидела на противоположном склоне долины пятно, напоминающее медведя. Вдруг рядом с пятном появился олень, резко развернулся и рванул прочь. Пятно бросилось вслед. Возникли мысли, что может это всё-таки оленёнок, но тогда странно, что его мать так быстро от него убегает. Вскоре пятно замедлило темп, развернулось и двинулось в первоначальном направлении. Всё стало понятно. Молодой медведь шёл траверсом вдоль водораздела, когда на него из-за перевала выскочил олень, что было неожиданностью для обоих. Медведь, понятно, решил не упускать возможности, и рванул к оленю, но тот оказался проворнее, а в погоне медведю за ним не угнаться. У медведя вокруг шеи была белая окантовка, да и на груди виднелся белый треугольник – словно косил под гималайского.

Мы продолжили путь, постоянно косясь на медведя. И вдруг Катя вскрикнула: «Смотри, он к нам бросился». Действительно, первое впечатление было, что зверь ускорился и направляется в нашу сторону. Но по факту он просто съехал по снежнику, после чего продолжил путь косогором, скрывшись через несколько минут за водоразделом.

Теперь знакомые уже места выглядели совсем иначе. Осознание того, насколько здесь редко бывают люди, а звери особо непуганы, вызывало желание уйти из этих мест подальше. Даже дрова на перевале Золотой Маргасан уже так не радовали – было видно, что принесли их туда давно.

Дрова
Старые дрова на перевале Золотой Маргасан.

Озеро
Озеро у перевала Золотой Маргасан. Мы спустились к нему вдоль распадка в центральной части кадра (ручей из которого протекает через данное озеро).

На подъёме левее Маргасанской сопки в этот раз мы ушли дальше вниз по долине, чтобы не корячиться по неудобной сыпухе. Вместо этого мы поднимались по удобному кедровому редколесью, в какой-то степени даже приятному… До того момента, пока мы не увидели в 15 метрах от себя удаляющуюся мохнатую задницу – спугнули молодого медведя. Метров через 100 медведь оглянулся, и смотрел на нас в течение минуты. Наконец, видимо порыв воздуха донёс до нас его запах, и он дал стрекоча, скрывшись в склоновых зарослях.

Оглядев долину Улан-Кутула, я решил, что лучшим местом для ночёвки будет её поворот к перевалу через Бешечный хребет – долина к перевалу Солнечному была смесью каменных осыпей и болот.

Озеро под перевалом Солнечный
Озеро под перевалом Солнечный.

К концу дня колено разболелось настолько, что я хромал уже и не только на спуске, но и на подъёме и горизонтальных участках. Если бы не трекинговые палочки, не знаю, как дошёл бы в этот день. Так что по факту оказалось очень хорошо, что мы развернулись в обратном направлении днём ранее.

Спустившись в широкую долину, мы подрезали тропу с перевала Солнечный, вызвавшую большую радость – было очевидно, что тропа человеческая, не звериная, а, значит, мы выбираемся в менее дикие места.

На подъёме к перевалу удалось найти только одно приемлемое место под палатку, и то на весьма покатом склоне. Пришлось под ноги класть рюкзаки, чтоб не укатиться сквозь палаточную стенку. Но, на удивление, суммарно с ягелевой подушкой ложе оказалось настолько удобным, что на следующее утро спина не выказывала никаких недовольств – видать, случайно удалось соорудить почти анатомический матрас.

Катюха
Катюха у палатки. Впереди – безымянный водораздел на Бешечном хребте.