Дикие хребты Хамар-Дабана. IV. По лесной глухомани.

15.06.19

Начало пути – 8:56 высота 1945 м.
Конец пути – 17:24, высота 1860 м.
Пройдено за день – 13,3 км.
Набор высоты – 926 м.
Сброс высоты – 1011 м.

Наледь
Наледь на Усуне.

Спутниковый снимок маршрута 15 июня
Спутниковый снимок маршрута 15 июня. Красная линия – наш путь. Большие красные кружки – места ночёвок на перевале Золотой Маргасан и на правом борту р. Усун. Маленький красный кружок – место обеда на перевале Икс.

Карта маршрута 15 июня
Карта маршрута 15 июня. Красная линия – наш путь. Красная линия – наш путь. Большие красные кружки – места ночёвок на перевале Золотой Маргасан и на правом борту р. Усун. Маленький красный кружок – место обеда на перевале Икс.

Хоть ночью и неоднократно капал дождь, с утра не он прекратился, но собирались мы на всякий случай под тентом – погода производила впечатление весьма неустойчивой.

На подъёме вдоль ручья Катя заметила оленя, но я усиленно убеждал её, что это камень. Уже почти убедил, когда «камень» побежал траверсом, оказавшись оленухой.

Вид на дальнейший водораздельный гребень
Вид на дальнейший водораздельный гребень.

Выбравшись наверх, мы увидели перед собой вершину Маргасан. Но пока мы шли по водоразделу, наползла низкая облачность, и мы оказались скрыты белёсой пеленой.

В облаке

В облаке.

Хорошо, хоть дождь не особо поливал, вскоре прекратившись, да и облака немного рассеялись. Спускаясь к перевалу Надежда (так как мы шли по водораздельному гребню, то к перевалам мы спускались, а от них поднимались), мы ушли левее необходимого и вылезли на какие-то сбросы, которые несложно обошлись правее. Ещё один подъём и спуск – и мы на перевале Икс, где пришло время обеда. Из-за сильного ветра мы ели под тентом, что было весьма предусмотрительно – снова пошёл дождь, и уже и не думал останавливаться.

Дальнейший путь до самого вечера проходил под его нудный аккомпанемент. Следующий подъём мы прошли целиком в облаке, после чего по намеченному днём ранее сценарию свернули с водораздельного хребта в верховье притока Тумусуна. На спуске мы выбрались из облака, а затем ушли траверсом по правому борту ручья, чтоб не забраться в кусты – по лесу идти было сильно проще. Наконец, мы спустились к речке, и пошли то по тропе, то по сохранившимся наледям почти до самого Усуна, лишь незадолго до него срезав путь напрямую через лес. Местность была дикой, следов человека не было, и на Катю весь этот лес подействовал очень удручающе.

По карте по левому берегу Усуна должна была идти тропа, показанная знаком как дорога без покрытия. На местности ничего, кроме кустов там не было. Условно неплохая тропа шла сначала по правому берегу, спустившись затем вниз к руслу. Чуть выше по течению мы вошли в неглубокое, но узкое ущелье, по которому свыше километра мы перемещались по сохранившейся очень толстой наледи (она только начала разрушаться, и промоин, затруднявших путь, было мало). Я не удержался, и достал фотоаппарат сделать пару снимков (в т.ч. заглавный). Кстати, на наледи местами встречались кучки перетёртой горной породы, словно на камчатском леднике (только размеры в этот раз сильно меньше были).

Наледь
Наледь на Усуну.

За ущельем снова потянулись кочкообразные берега, мы приближались к границе зоны леса, где вообще по карте сплошное болото. В этом месте нам попалась кирзовая туфля(!). Таких в жизни не видел. Ощущение, что если люди тут и были, то очень давно, стало уже угнетающе и на меня давить, хотя пока особого страха не появилось. За день мы уже хорошо устали, потому, когда мой взор упал на кедровый пригорок, мы без промедления устремились к нему вверх. Место под палатку удалось найти почти ровное, неподалёку тёк небольшой ручеёк, так что за водой даже не нужно было спускаться к Усуну.

Стало окончательно ясно, что данная местность сложнее для прохождения, чем я предполагал при подготовке похода, и, хотя, теоретически мы ещё успевали уложиться в намеченные сроки, это потребовало бы ежедневной нагрузки заметно выше оптимальной для нас, и поход стал бы уже не в радость. Потому я решил, что в радиалку на Утуликскую Подкову, мы не пойдём в любом случае, что образует для нас ещё один день. А вот сразу ли мы начнём поворачивать в обратном направлении, или же пройдёмся ещё вперёд по хребту, зависело от погоды. В любом случае назад мы собирались выбираться по водоразделам – ходить по лесу больше никому не хотелось.