Дикие хребты Хамар-Дабана. III. Через Босан на Маргасан.

14.06.19

Начало пути – 8:03 высота 1826 м.
Конец пути – 15:08/15:24, высота 1945 м.
Пройдено за день – 12,5 км.
Набор высоты – 881 м.
Сброс высоты – 762 м.

Озеро Звериное
Покрытое льдом оз. Звериное сильно выделялось на фоне освободившихся ото льда перевальных озёр.

Спутниковый снимок маршрута 14 июня
Спутниковый снимок маршрута 14 июня. Красная линия – наш путь. Большие красные кружки – места ночёвок на озере в истоке притока Среднего Солбаха и на перевале Золотой Маргасан. Маленький красный кружок – место обеда у озера над перевалом Солнечный.

Карта маршрута 14 июня
Карта маршрута 14 июня. Красная линия – наш путь. Большие красные кружки – места на озере в истоке притока Среднего Солбаха и на перевале Золотой Маргасан. Маленький красный кружок – место обеда у озера над перевалом Солнечный.

Утром при сборе вещей, я неудачно присел на колено, потянув внутреннюю связку. Сначала я не придал этому особого значения, т.к. болевых ощущений практически не было, лишь пару раз из-за этого неудачно оступился на траверсе. Основные последствия данной травмы проявились лишь через 2-3 дня.

Утром на озере
Утром на озере.

Со стратегической точки зрения место ночёвки у восточного берега озера оказалось удачным: начав утром подъём прямо в гору, мы вскоре подрезали тропу. А при подъёме вдоль западного берега нам бы пришлось полазить по немалым глыбам.

Здесь водится брусника
Здесь водится брусника.

Наверху нас ждала рясная прошлогодняя брусника – пришлось даже сделать питательную остановку для заправки витаминами. После длительного следования траверсом по красивому редколесью тропа наконец-то вышла на хребет. Но набрав немного высоты турики уводили в сторону по каменистому склону, чтобы избежать ненужного подъёма, а, главное, непроходимого обрыва в конце данной горы. Когда два года назад я шёл в обратном направлении, я потерял турики, и сбросил слишком много высоты, спустившись к истокам горного ручья. Сейчас же ручей остался внизу, и мы радовались своей предусмотрительности – воду в дорогу набрали ещё в озере в начале дня.

Катя поднимается на водораздел
После длительного траверса Катя поднимается на водораздел. Позади виднеется озеро у места ночёвки.

У горы Босан
У горы Босан.

Босанские столбы
Босанские столбы.

Пока мы поднимались на Вершину Босан и спускались к Босанским гранитным столбам, вокруг ощутимо портилась погода (заглавный снимок сделан вскоре после столбов). И во время нашего обеда у озера над пер. Солнечный закапал дождь. К счастью, он продлился не очень долго, прекратившись к окончанию трапезы.

Обед
Обед под прикрытием скалы. Катя в ожидании моего возвращения с водой.

От места обеда мы спустились к перевалу Солнечный, пройдя через очень уютное местечко с высохшим временным озером, и начали подъём на Маргасанскую сопку.

Высохшее озеро
Высохшее озеро.

С этого момента местность поменялась по многим параметрам, некоторые из которых были очевидны, а некоторые стали понятны лишь через пару дней. Так, с этого момента заканчивались граниты, формировавшие красивые скалы, и нас ждало множество плоских вершин – остатков поверхности выравнивания, поднявшейся вверх в ходе тектонических процессов. Проблема была в том, что даже относительно небольшие водотоки прорезали глубокие перевалы в этих самых плоских вершинах. И предшествовавшие до этого перепады высоты 50–100 м, редко доходившие до 150 м, сменились вверх-внизами 300-метровой высоты. Менее очевидным было то, что предстоящий нам участок был не просто реже посещаем, нежели районе озера, да и Бешечный хребет, а на порядок более дикий. Тем немногим кострищам, что в дальнейшем попались нам на пути, было свыше десятка лет. И звери в тех краях водятся во множестве, причём совершенно непуганные человеком.

Безымянная гора
Безымянная гора между Босаном и Маргасанской сопкой.

Босан и др.
Босан, озеро над пер. Солнечный и сам перевал.

Почти поднялись
Почти поднялись.

Маргасанская сопка
Маргасанская сопка.

Но всё это мы узнали позже. В настоящий день мы, пропыхтев на подъёме, забрались на первую плоскую вершину, в дальней части которой маячил конус Маргасанской сопки. Решив, что через гору мы не пойдём, стали сбрасывать высоту траверсом в долину ручья, с истоками у двух перевалов. У дальнего, Золотого Маргасана, мы и планировали ночевать. Тактически мы ошиблись, решив сбрасывать высоту слишком плавно, и вместо простого пути по ягелевым подушкам среди кедров, получили каменистые осыпи, местами не совсем устойчивые. Внизу маячила отличная тропа, и мы в конце концов пошли напрямую к ней. По тропе мы бодро дошагали до перевала Золотой Маргасан, где нашли подходящее место для палатки под осыпным склоном.

Золотой Маргасан
Вид на перевал Золотой Маргасан.

Автор на перевале Золотой Маргасан
Автор на перевале Золотой Маргасан.

Маргасанская сопка
Маргасанская сопка и озеро у перевала Золотой Маргасан.

Палатка у склона
Палатка у склона.

Оценив, насколько небыстро мы преодолели короткое по сути расстояние от места обеда до места ночёвки, я решил немного модернизировать дальнейший маршрут, используя возможность обойти часть хребтовых участков по долинам – суммарно за два последующих дня это должно было уменьшить перепады высот на 450-500 метров.