• Mood:

Тунка-2009. Часть 7. 4-7 июля 2009.

Так кончаются горы

Так кончаются горы.

4 июля 2009

Место ночёвки после непогоды

Место ночёвки после непогоды.

Встаю. Наконец-то я вижу долину, по которой пришёл.

Долина Правой Билюты

Долина Правой Билюты.

Верхушки гор освещены солнцем, но ко мне оно придёт очень не скоро. Собираюсь как никогда медленно. Походная одежда всё-таки ещё сильно мокрая, а вчерашнего заадреналининного настроя уже нет. В итоге вышел только в 10:12. Вода за ночь спала сильно – Правая Билюты выглядит уже обычной горной рекой, а не злобным монстром. Приток тоже преодолевается без особых проблем. Негативом является то, что за вчерашнюю пробежку сбил старый мозоль и сильно хромаю. Пластырь помогает слабо, и болящая нога омрачает затем весь день. Сразу после притока тропа начинает забирать вверх по склону. Иду в ожидании тропы с верховий притока. Но на выполаживании тропа вдоль Билюты теряется. Если и тропа сверху такого же качества, то несложно и мимо пробежать будет. С такими мыслями поворачиваю направо и лезу прямо вверх по склону. Когда я натыкаюсь на тропу, становится понятно, что её пропустить сложно было бы. В отличие от тропы вдоль реки, с этой я ни разу не сбиваюсь ни разу. Прохожу мимо множества мест стоянок, поднимаюсь выше зоны леса. Натыкаюсь на следы некоей драмы – брошенные много лет назад вещи, одежда, рюкзак, проржавевший фонарик… Что-то случилось в этих местах…

Следы драмы

Следы драмы.

Пятый приток

Пятый приток.

Расположившись на обед, устраиваю большие посушилки: расстилаю палатку, тент, развешиваю на камнях одежду. Слева впереди уже виднеется нужный мне перевал БЕПКАН. Ещё один взлёт – и я на берегу озера, лежащего прямо под перевалом.

Озеро под перевалом БЕПКАН

Озеро под перевалом БЕПКАН.

Перевал БЕПКАН

Перевал БЕПКАН.

Начинаю подъём и натыкаюсь на тропу. Вот наличие тропы меня несколько и сбило с верного пути – дойдя до скалы, вижу слева кулуар, в который уходит тропинка. Основная же седловина вверху украшена скальным сбросом, поэтому углубляюсь в кулуар, даже не удосужившись взглянуть на GPS. Тропа-то вроде и есть, но почему-то камни неустойчивые как ни на одном другом перевале – некоторые катяттся вниз на 10 и более метров. Начинаю сомневаться в правильности выбранного пути, но перед гребнем вижу дрова, которые явно кто-то сюда притащил, что успокаивает. Вот и гребень. М-да… А подо мной всё то же озеро в верховьях правого притока Билюты: кулуар вывел на боковой отрог. Я наконец-то решаю достать GPS. До перевала больше 300 метров. Путь вверх на основной водораздел отсюда выглядит слишком страшным, так что приходится спускаться назад по кулуару с живыми камнями. С другой стороны скалы, от которой я повернул в неверную сторону опять натыкаюсь на тропу. Но в этот раз, судя по показаниям навигатора, она ведёт меня куда надо. Не дойдя до скального сброса, тропа-таки поворачивает налево в очередной кулуар, но в нём камни если и смещаются, то на сантиметры, а не скачут, громыхая по пути.

На подъёме к перевалу

На подъёме к перевалу.

Вот я и на перевале. Последнее пересечение ГВХ. Впереди виднеется перевал Динозавр, на который мне завтра. Спуск с перевала несложен, неприятно только в нижней части по руслу идти было – снежники ещё не растаяли, идти по ним было тяжело, так как снег проваливался, а на другом склоне приходилось лезть по чемоданам.

Снежник для покатушек

Снежник для покатушек.

А вот и очередное озеро. Возле него множество мест стоянок, здесь решаю заночевать и я. Справа же открывается вид на Тункинскую долину – впервые с 25-го июня я вижу как кончаются горы (снимок в начале поста). Какое-то странное чувство посещает меня – с одной стороны радость, что самая сложная часть уже позади, и дальше я уже как-нибудь выберусь, с другой грусть, неужели всё уже заканчивается…

Озеро, у которого я заночевал

Озеро, у которого я заночевал.

Палатка в горах

Палатка в горах.

Вечернее озеро

Вечернее озеро.

5 июля 2009

Утреннее озеро

Утреннее озеро.

С утра отличная погода. Нога поджила не сильно, но всё равно идти заметно легче, чем в предыдущий день. Спускаюсь вдоль ручья, вытекающего из озера, и подхожу к очередному полю чемоданов. Преодолев его, с помощью навигатора выясняю, где же надо мной перевал Динозавр – снизу весь гребень выглядит весьма устрашающе. Под перевалом натыкаюсь на тропку. Без неё подъём был бы почти невозможен, но и с ней идти страшно. По субъективным впечатлениям, это был самый страшный для меня перевал – местами приходилось подниматься чуть ли не лазанием, уклон достигал 60-70 градусов. Наконец, я наверху.

Оглянувшись назад, радуюсь, что не приходится спускаться в сторону Барун-Хандагая – слишком уж круто там. Спуск к Зун-Хандагаю более пологий. На каменных участках регулярно встречаются турики, помогая выбрать оптимальный путь. Видно, что места очень посещаемы – повсюду встречаются консервные банки, пластиковые и даже стеклянные бутылки.

Благодаря тропе без особых проблем спускаюсь к озеру, расположенному на самом Зун-Хандагае, после чего пересекаю морену, что ниже по течению и недалеко от устья ручья, текущего из-под пика СОАН, ставлю палатку. Пообедав, налегке иду в радиалку, посмотреть на СОАН и озёра под ним.

Как же легко идти с пустым рюкзаком! Что доставляет неприятность, так это жара и духота. Окунаюсь в ручье и даже бросаю в него футболку, чтобы было прохладней идти. Да-а. Позавчера не знал, где сухое место на себе найти, а сегодня специально в воду лезу. Уже становится понятной причина духоты – на горизонте зреют грозовые тучи. Надеюсь, что погоды по крайне мере в одну сторону хватит. Прохожу мимо нижнего озера и продолжаю путь к верхним.

Нижнее озеро на ручье из-под пика СОАН

Нижнее озеро на ручье из-под пика СОАН.

Проходя под перевалом Иванникова, слышу странные звуки. Поднимаю голову и вижу 4-х человек. Машем друг другу. Когда становится ясно, что спускаются они в мою сторону, решаю подождать их, переброситься словами – всё-таки, не считая Шумака, больше нигде никого не встречал. Оказывается, все они работают в Институте солнечно-земной физики (тоже в Иркутске). Заходили они по Бугатаю, после чего перевалили на Толту, а оттуда – в приток Зун-Хандагая. Завтра собираются выходить в Аршан. Пожелав друг другу удачи расстаёмся.

Я вскорости оказываюсь у второго озера, которое из-за низкой воды распалось на 2, разделённых небольшой перемычкой. Плавают толстые льдины (попробовал встать на ту, что у берега – она меня выдержала). А впереди уже грозно возвышается пик СОАН.

Обмелевшее озеро

Обмелевшее озеро.

Пик СОАН

Пик СОАН.

Айсберги

Айсберги.

Ещё небольшой подъём – и я под озером, что прямо у южной стены СОАНа.

Памятник под пиком СОАН

Памятник под пиком СОАН.

Озеро под пиком СОАН

Озеро под пиком СОАН.

В это время начинается дождь, поэтому я не засиживаясь и поворачиваю обратно. От среднего озера, однако я иду не привычным путём, а спускаюсь с правой стороны, выходя таким образом к ещё одному озеру, мимо которого не проходил на подъёме.

Ниже последнего озера догоняю и обгоняю четвёрку туристов через полчаса оказываюсь у палатки. Дождь к этому моменту прекращается и я ложусь спать при хорошей погоде.

Палатка под флажными кедрами

Палатка под флажными кедрами.

6 июля 2009

С утра встаю и собираюсь оперативней, чем обычно, так что выхожу в 8:45. Погода отличная. Тропа тоже. Идётся легко. Пересекаю несколько притоков Зун-Хандагая, после чего тропа надолго отходит в сторону от реки. Последующие притоки на самом деле были только сухими руслами. Хорошо, что для меня это было некритично, а если рассчитавать на воду из них при подъёме, можно сильно встрять.

Сильно меняется растительность – впервые за поход попадаются лиственные деревья, которые постепенно начинают преобладать.

Вот и резкие сбросы высоты при выходе Зун-Хандагая в Тункинскую долину. Надо сказать, что ещё перед походом я интересовался у разных людей о наличии тропы от Аршана до Зун-Хандагая вдоль гор – никакого желания идти через бурятскую деревню Тагархай я не испытывал. Ответы были разными, но все достаточно размытыми, в духе «вроде бы должна быть».

Не заметив никакого приличного сворота спускаюсь явно ниже подножия гор. Тропа превращается в лесную дорогу. Наконец, вижу более менее приличную дорогу, отворачивающую налево. Сворачиваю на неё. Через какое-то время дорога теряется, но многочисленные конные тропы облегчают путь. Через километр выхожу на дорогу к Папьему Аршану и иду по ней. Уже стоит неимоверная жара, так что холодная вода источника – в самый раз. От источника вдоль гор начинается маркированная тропа. Радуясь, иду по ней. Радовался я недолго: тропа быстро потерялась и мне приходится идти просто по лесу. Беснуются пауты, которых не было в горах. Дохожу до Малого Бугатая, где полностью окунаюсь в воду. Становится немного легче. Там же обедаю, после чего продолжаю двигаться в сторону Субурги, от которой путь до Аршана мне хорошо известен. Жара и пауты достигают апогея. В одном месте выхожу на безлесый участок, заросший двухметровой травой. Это был самый худший этап пути – никакой спасительной тени, а трава, похоже, аккумулирует жару. После этого снова натыкаюсь на маркированную тропу и даже иду по ней метров 300 до того как снова её потерять. Наконец-то Толта. Крутой спуск, снова в воду, подъём и я на лесной дороге, которая выводит меня к Субурге. Ну, можно считать, что я уже в Аршане. Перед Бугатаем встречаю четырёх человек интересующихся далеко ли до Субурги.

Перед Аршаном захожу в Аршанский дацан, отставляю там пожертвование за счастливое спасение с Байконура, после чего остаётся совсем немного. В Аршане без проблем нахожу место для ночёвки (всего за 150 рублей) да ещё и с бане в придачу.

В этой сараюшке я ночевал в Аршане

В этой сараюшке я ночевал в Аршане.

На автостанции встречаю уже знакомую группу с ИСЗФ. Вечером принимаю баню и иду объедаться в «Хамар-Дабан» по совету хозяина, у которого я остановился. Действительно, позы там великолепны, а чебуреки огромны. Колобком закатываюсь назад в гору и ложусь спать.

7 июля 2009

В 10:30 загружаюсь в маршрутку и уже через 3 часа я в Иркутске. Поход завершён.

Карта первой части похода.

Карта второй части похода.

Карта третьей части похода.

Красными кружками показаны места ночёвок, зелёными - старта и финиша.