Mikka (mikka) wrote,
Mikka
mikka

Category:

Железнодорожности Западной Сибири. XXVIII. Таштагол: туда – автобусом, обратно – электричкой.

Арочный мост над р. Учулен
Арочный мост над р. Учулен.


Молитвами губернатора Кемеровской области курсирование электрички до Таштагола изменили с ежедневного на «по чётным числам». Но ехать туда и обратно на электричке мне не хотелось: уж слишком раннее отправление из Новокузнецка, в начале шестого утра. Зато до Таштагола курсирует несколько автобусов в день, и на самый ранний рейс (8 утра) я и купил билет заранее (к моменту отправления все билеты раскупили).


Паровоз-памятник
Паровоз-памятник у остановки «Транспортная».


Автовокзал Новокузнецка строго блюдёт постановление правительства о транспортной безопасности, и даже на посадочный перрон можно пройти только с билетами. Повторная проверка уже при непосредственной посадке в автобус. Я ощутил безмерную благодарность партии и правительству за такую защиту. Но «не всё так однозначно». Автобус выехал за пределы автовокзала, проехал с полкилометра и остановился у скверика возле остановки «Транспортная», где ранним утром я сфотографировал паровоз-памятник. Там село человек 5-6, ехавших до ближайших поселений, куда официально билеты на этот рейс не продают – он всё-таки имеет статус междугороднего. Соответственно, они платили налом водителю мимо кассы, и, понятное дело, миновали строгий контроль на входе в автовокзал. Очередное подтверждение тезиса, что большинство антитеррористических мер никакой реальной преграды террористам не создают, а создают лишь неудобства обычным пассажирам до кучи плодя и без того безмерную армию дармоедов-охранников.

Объявление в автобусе
Объявление в автобусе.


Выехав на трассу, в течение нескольких десятков километров я ехал тем же маршрутом и в ту же сторону, что в далёком июне на начальном этапе экспедиции, когда мы ещё только направлялись на Алтай. Затем в Кузедеево мы свернули с трассы на Бийск; к этому времени вышло большинство «нелегальных» пассажиров. Проехав Мундыбаш, автобус вскоре остановился за мостом через одноимённую реку, в том месте, где я видел его накануне при поездке в Ахпун. За время стоянки успел сбегать до виадука через Учулен, а чуть позже мимо прошла и ахпунская электричка.

Арочный мост над р. Учулен
Арочный мост над р. Учулен.


Электропоезд Новокузнецк – Ахпун
Электропоезд Новокузнецк – Ахпун.


Автовокзал в Таштаголе расположен в 6 км, не доезжая одноимённой станции. К счастью, вскоре проходил местный автобус из Шерегеша, на котором я и подъехал до пункта отправления электрички. Правда, автобус был небольшим ПАЗиком, а число желающих подъехать на нём велико, так что влезть удалось с большим трудом.

Мост через р. Кондома в Таштаголе
Мост через р. Кондома в Таштаголе.


Северная горловина станции Таштагол со стоящей электричкой
Северная горловина станции Таштагол со стоящей электричкой.


Вокзал Таштагол
Вокзал Таштагол.


Вид в сторону конца линии вверх по долине Кондомы
Вид в сторону конца линии вверх по долине Кондомы.


Электричка порадовала меня нормально открывающимися окнами. На начальной остановке село немного народу, зато на о/п 571 км электричка заметно пополнилась пассажирами. Но оказалось, что значительная часть едет не до Новокузнецка, а до ст. Калары, где большая часть вышедших пересела в стоящий ПАЗик. Дело в том, что в 5 км от Калар находится посёлок Базанча, и если между этими двумя посёлками функционирует приличная гравийка, то на «большую землю» проложена лишь некачественная грунтовка. Потому для населения данных электричка – единственный способ добраться. А суммарно в них проживает свыше тысячи человек. Думаю, что именно из за отсутствия альтернативных вариантов на данном участке, электричку не отменили окончательно – далее она начала пополняться пассажирами лишь начиная за Мундыбашем.

Р. Кондома в Таштаголе
Р. Кондома в Таштаголе.


О/п 571 км
О/п 571 км.


Автобусная остановка у о/п 571 км
Автобусная остановка у о/п 571 км.


Горы Пустаг
Вдали виднеются горы Пустаг над горнолыжным комплексом «Шерегеш».


Вокзал Кондома
Вокзал Кондома.


Петля в долине безымянного ручья
Петля в долине безымянного ручья, которую и не разглядеть из-за залесённости склонов.


Чугунаш
Чугунаш.


Храм Григория Аверина
Храм Григория Аверина в Чугунаше.


Бобровая запруда
Бобровая запруда.


Посёлок Калары
Посёлок Калары.


Вокзал Калары
Вокзал Калары.


Пассажиры, вышедшие на станции Калары
Пассажиры, вышедшие на станции Калары.


Вдоль линии неоднократно встречались бобровые плотины, но в целом отрезок железной дороги до примыкания ветки с Ахпуна был менее интересным, чем последующий, который я уже видел за день до этого. Между Учуленом и Таштаголом склоны долин не такие высокие и крутые, как вдоль Кондомы, несколько петель оказались так залесены, что их практически и не видно на местности. Самым интересным объектом оказался тоннель на 516 км в долине р. Анзас, который пришлось построить из-за слишком резкого поворота реки. Длина тоннеля – всего 105 м. Интересно, что строили его в двухпутном исполнении, хотя все остальные объекты на линии однопутны. Даже удивительно, что в проекте рассматривался вариант прокладки второго пути на этой ветке. Но остаток породы под второй путь выбирать не стали, потому внутри поезд идёт прямо рядом с остатками подземной скалы. Хорошие снимки тоннеля есть на сайте Сергея Болтенко.

Долина Мундыбаша

Долина Мундыбаша

Долина Мундыбаша

Долина Мундыбаша

Долина Мундыбаша

Долина Мундыбаша

Долина Мундыбаша

Долина Мундыбаша
Линия спускается по долине Мундыбаша.


Долина Анзаса
После впадения в Мундыбаш р. Анзас железная дорога свернула в долину последней.


О/п 517 км
О/п 517 км.


Тоннель строили заключённые, среди которых было немало попов. По легенде, когда 12 из них обратились с просьбой освободить их от работ на Пасху, их закопали заживо, в память о чём и поставили памятник.

Памятник
Памятник погибшим при строительстве тоннеля.


Тоннель
Тоннель в долине р. Анзас.


Долина р. Анзас
Долина р. Анзас.


Посёлок Амзас
Посёлок Амзас.


Вокзал Алгаин в посёлке Амзас
Вокзал Алгаин в посёлке Амзас.


Посёлок Амзас
Посёлок Амзас.


Станция Тенеш

Станция Тенеш
Станция Тенеш.


Недалеко от посёлка Каз, за станцией Тенеш, железная дорога вернулась к автомобильной, а вскоре электричка проехала мимо Темиртау, откуда подошла ветка со станции Ахпун. Далее потянулись уже знакомые места.

Отход линии на грузовую станцию Каз
Отход линии на грузовую станцию Каз.


Стела посёлка Каз
Стела посёлка Каз.


Стела посёлка Темиртау
Стела посёлка Темиртау со старым написанием через дефис.


Посёлок Темиртау

Посёлок Темиртау
Посёлок Темиртау.


Церковь Живоначальной Троицы в Темиртау
Церковь Живоначальной Троицы в Темиртау.


Примыкание линии со станции Ахпун

Примыкание линии со станции Ахпун
Примыкание линии со станции Ахпун.


О/п 405 км
Вокзал на о/п 405 км в г. Осинники.


Содержание
Tags: Железнодорожное, Сибирь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments