Алтай многоликий. XVI. Заповедные дебри.

21.07.18

Начало пути – 8:04, высота 2485 м.
Конец пути – 16:13, высота 1495 м.
Пройдено за день – 14,5 км.

Река Кураган
Река Кураган ниже цепочки озёр.

Спутниковый снимок маршрута 21 июля
Спутниковый снимок маршрута 21 июля. Красная линия – мой путь. Большие красные кружки – места ночёвок в верховьях ручья под перевалом Кураган и на кордоне "Казиниха". Маленький красный кружок – место обеда на берегу р. Кураган.

Карта маршрута 21 июля
Карта маршрута 21 июля. Красная линия – мой путь. Большие красные кружки – места ночёвок в верховьях ручья под перевалом Кураган и на кордоне "Казиниха". Маленький красный кружок – место обеда на берегу р. Кураган.

Погода с утра была хорошей. Предстоящий путь под гору и общее приближение похода к концу морально расслабляли, потому мне пришлось ещё раз перефразировать выражение наставника канатоходца: «Даже если оставшийся путь смотрится простым, ты всё ещё в походе». Хотя в этот день и сама природа дала меня понять, что трудности ещё далеко не закончились.

Долина Иолдо
Долина Иолдо. Вид с места ночёвки.

Самым простым этапом пути за весь день были первые 15 минут, когда я лихо прошуршал вниз, сбросив за один километр полторы сотни метров высоты. Нерастаявший снежник в узкой западине, покрывавший ручей, позволял идти быстро и особо не глядеть под ноги.

Снежник

Удобный для спуска снежник.

За снежником появилась тропинка, приятно шедшая по берегу вдоль пологого участка ручья.

Тропа в травах
Тропа в травах.

Всё изменилось в худшую сторону после впадения существенного правого притока. Судя по всему, берег с тропой подмыло. Пришлось корячиться по какому-то её подобию по крутому поросшему травой склону. За этим участком лучше не стало: тропа исчезала в зарослях травы, а текущие среди них протоки других ручьёв были нетривиальны для бродов, чтоб не замочить ноги.

Подмытый берег
Подмытый участок тропы.

Остров на Иолдо
Остров на Иолдо.

Все эти «прелести» дополнились валом из глыбняка, перегородившего всю долину. Речка, вдоль которой я шёл уходила под этот вал.

Вал поперёк долины
Вал поперёк долины.

Иолдо
Иолдо перед исчезновением в камнях.

Перевал Кураган
Пройденный днём накануне перевал Кураган.

Вдоль правого борта виднелась тропинка, огибавшая этот вал поверху, для чего поднималась примерно на 50 метров. Сначала я думал не набирать всю высоту, а перелезть через вал по глыбняку в низком месте. Но к счастью, решил пойти по тропе. Насколько же верным оказалось такое решение! За валом никакой реки не продолжалось, лишь тянулся нескончаемый курум (реально его длина оказалась около двух километров).

Двухкилометровый курум
Двухкилометровый курум.

Ручьи с водопадами
Ручьи с водопадами, теряющиеся в куруме.

Тропа, заметно улучшившаяся по качеству, шла правым бортом достаточно высоко над глыбовым завалом.

Тропа над каменной долиной
Тропа над каменной долиной.

Лишь когда река вырвалась из каменного плена, тропа несколькими зигзагами спустилась на самый низ. В тот момент я ещё подумал, что в обратном направлении этот отворот вверх совсем не очевиден.

Река вырывается из каменного плена
Река вырывается из каменного плена.

Тропа серпантином
Тропа серпантином.

Неподалёку виднелась оборудованная стоянка – её сделали работники Катунского заповедника. Сам заповедник при этом находится на левом берегу р. Иолдо (на карте этим названием ошибочно подписано верхнее течение Курагана), тропа же идёт за его пределами – по правому. В очередной осыпи тропа смотрится, словно миниатюрная железнодорожная выемка – все крупные камни убраны в сторону, вполне можно ехать на конях. В отличие от Прибайкальского нацпарка, любящего использовать дармовой труд недалёких волонтёров, всё обустройство в Катунском заповеднике и его буферной зоне создавалось трудом его инспекторов практически вручную.

Оборудованная стоянка

Оборудованная стоянка.

Тропа по осыпи
Тропа по осыпи.

Иолдо
Иолдо.

Тропа посреди луга
Тропа посреди луга.

Наконец я вышел к устью реки Иолдо. На другом берегу виднелось множество табличек, извещавших о необходимости разрешения для посещения заповедника, но мне туда и не надо было.

Таблички заповедника на левом берегу Иолдо
Таблички заповедника на левом берегу Иолдо.

Судя по картам, мне следовало пройти вниз по Курагану примерно два километра и перебраться на левый берег в районе его разливов, образующих озёра. Так я попадал в Катунский заповедник, но исходя из отчётов, я знал, что туристам, идущим сверху, с гор, выписывали разрешения прямо на кордоне. Заранее его необходимо получать только при следовании в противоположном направлении (управление находится в селе Усть-Кокса, которое не миновать при въезде в Уймонскую долину).

Чуть ниже по течению Курагана была ещё одна оборудованная стоянка на так называемой Тёплой поляне. Именно туда и вывела меня тропа, ответвлившаяся от уходившей вверх по Курагану.

Тёплая поляна
Тёплая поляна.

На этой поляне я и планировал пообедать. Но сначала для спокойствия решил посмотреть, куда же идти дальше. От нижней части поляны продолжалась некая тропа, но слишком уж она была заваленной – явно по ней не ходили давно. Побегав ещё по поляне без явных результатов, я решил посмотреть, что творится на другом берегу. В этом месте Кураган течёт широким и неглубоким руслом, потому перейти его было несложно. На левом берегу (уже входящем в заповедник) тропа была. Не сказать, чтобы особо хорошая, но всё-таки.

Решив, что по такой тропе два километра я как-нибудь пройду, а дальше ко мне подойдёт отличная тропа с правого берега, которую я каким-то образом потерял, я перебрался на другую сторону Курагана и устроил себе обед (с 12:00 до 12:58).

Кураган
Вид с места обеда на берегу Курагана.

Сразу после обеда тропинка потерялась. Мысли вернуться на правый берег и поискать там тропу получше я отмёл, как пораженческие. И вскоре моё упорство было вознаграждено: среди редких ёлок, ягеля и камней чётко виднелась тропа. Старое-старое костровище окончательно убедило меня, что я на верном пути. На этом отрезке Кураган протекает через четыре озера длиной от сотни до четырёхсот метров. Озёра соединяются бурными шумными участками реки.

Каменные островки
Каменные островки.

Тропа среди ёлок и ягеля
Тропа среди ёлок и ягеля.

Озёра в течении Курагана

Озёра в течении Курагана.

За последним озером падение долины резко возросло, Кураган стремительно и громко устремился вниз (заглавный снимок). В этом месте тропа уткнулась в крупный глыбняк, по которому пришлось идти по наитию – туриков, отмечавших тропу не наблюдалось.

Глыбняк
Глыбняк.

Ниже глыбовой осыпи в Кураган впадал серьёзный правый приток. Никаких брёвен через него видно не было, сам он был непереходим, и я окончательно убедил себя, что я на верном берегу. Проблема была в том, что тропы ниже глыбовой осыпи так и не появилось. Пришлось бросить рюкзак у реки, на всякий случай отметив точку на навигаторе, и полезть вверх по склону в поисках потери. Увы, и наверху ничего напоминавшего тропу не было. Пришлось вернуться к рюкзаку и пойти вдоль берега по бездорожью. Но вскоре и такой вариант стал невозможен – река плотно прижалась к левому берегу, не оставляя вариантов, кроме как лезть на склон. Продравшись через кусты и вспоминая Сахалин с его зарослями, я вырвался к ручью, текущему двумя протоками. Берега его первой протоки были такими крутыми, что и спуск, а особенно подъём, заставили потратить немало усилий. Вторая протока была попроще, но все силы уходили на то, чтобы прорываться вперёд, на внимательность оставалось всего ничего. Так я оступился на не очень крутом склоне и застрял в кустах вместе с рюкзаком. С трудом отцепился от поклажи, отдельно вытащил рюкзак, отдышался, и стал думать, что делать дальше. А выбора-то особо и не было. Мест под палатку не наблюдалось, оставалось лишь идти дальше вниз по течению. По походным описаниям я был уверен, что от р. Осиновка (на карте Кара-Айры) тропа будет отличной, т.к. помнил про мост через эту реку, перед которым расположен кордон заповедника. По прямой до этой самой Осиновки было меньше восьми километров, что означало около четырёх часов ходу, если путь не станет ещё труднее.

Вторая протока безымянного ручья
Вторая протока безымянного ручья.

На моё счастье после ручья появилась какая-никакая тропа, кусты расступились, и мой путь пролегал большей частью по приятному лесу. Лишь изредка осыпи спускались к самой реке. Но и там при должной внимательности можно было не сбиваться с тропы. Так я прошёл свыше полутора километров, после чего подошёл к широким брёвнам через реку. К этому моменту уже оформились некоторые сомнения, а не идёт ли всё-таки тропа правым берегом – как-то уж очень странно после выложенных в осыпях участках, пригодных для коней, идти по такому. Бросив рюкзак, я без проблем перебрался на другой берег. Там я обнаружил ещё одну небольшую протоку, за которой пошёл искать тропу. Меня ждал сюрприз. Далее обнаружилась третья, самая крупная протока, без всяких брёвен. Пришлось разворачиваться назад. Как назло, после этого стала теряться тропа, но полторы сотни метров удалось без проблем преодолеть по почти сухой протоке.

Протока Курагана
Протока Курагана.

За протокой тропа исчезла окончательно, но ещё 600 метров сносно шлось и без неё. Так, уже хорошо уставшим я вышел на зелёный мыс – кусок берега, омываемый с трёх сторон рекой. На противоположном берегу вроде бы даже виднелась тропа, уходившая в снежник. Но т.к. с другой стороны снежника она отсутствовала, я решил, что это природное явление.

Зелёный мыс
Зелёный мыс.

Вид вниз по течению Курагана
Вид вниз по течению Курагана.

Ниже этого места Кураган входил в непроходимые берегом скальные теснины. Пришлось лезть вверх, набрав около сотни метров высоты. После крутого и местами корявого подъёма путь по верху был весьма неплохим. Даже по месту бывшего оползня идти было несложно, за ним же начался приятный пологий лесной участок. Несколько смущала предстоящая переправа через р. Казиниха, так что я решил по возможности не сбрасывать высоту, полагая, что может проще будет перебраться через неё подальше от устья. Хотя усиливающийся шум навевал безрадостные мысли о предстоящем броде. И в этот момент мне наконец-то улыбнулась удача, совсем было покинувшая меня после полудня. Я вышел на отличную торную тропу, маркированную числом «4».

Отличная тропа
Отличная тропа.

Было понятно, что такая тропа никуда не потеряется, и я устремился по ней вниз к Курагану. Показавшееся сбоку ущелье Казинихи показало, насколько мне повезло: река смотрелась абсолютно непереходимой.

Казиниха
Казиниха.

Тропа же весело бежала вниз и вскоре вывела меня к кордону заповедника – я неправильно понял описание похода, и на самом деле кордон здесь, а не в устье Осиновки.

На кордоне было два инспектора: Иван и Ренат. По их словам за все годы их работы в заповеднике, я второй человек, пришедший левым берегом. Уже давно инспектора проложили отличную тропу по правому. Через Казиниху же и Кураган построены капитальные деревянные мосты, выдерживающие навьюченную лошадь.

На ночь меня разместили на кухне, пристроенной к жилому домику. По словам инспекторов за всю их двухнедельную смену, я первый турист. Они уже совсем заскучали, и их стремление к общению несколько превышало моё желание. Вечером затопили баню, и впервые после ночёвки в гостинице Кош-Агача я помылся горячей водой. На Аккеме платить четыре тысячи мне как-то не захотелось – там плата была почасовая, независимо от числа человек (максимум 10). Здесь же стоимость была 250 рублей с человека. Ещё 500 я отдал за две ночёвки. Эти деньги шли мимо кассы напрямую инспекторам. Сверх этого пришлось оплатить 600 рублей за двое суток посещения заповедника – за них выдали вполне официальные билеты. Катунский заповедник, вопреки распоряжению Минприроды, продолжает брать посуточную плату, хотят должен взимать разово лишь за сам факт входа, независимо от продолжительности посещения. С другой стороны, в отличие от того же Прибайкальского парка, обустройство троп в Катунском заповеднике куда более критично. Сколько человек в своё время погибло при переправе через эти реки, где сейчас кондовые мосты! Да и тропа, проложенная правым берегом, сильно выигрывала перед буераками, по которым я шёл левым. Так, я решил задержаться на кордоне на сутки. Хотелось и отдохнуть после выматывающего дня, а главное, сходить по хорошей тропе до Тёплой поляны, чтобы понять, где же я сбился с тропы.

Мост через Казиниху
Мост через Казниниху.

Мост через Кураган
Мост через Кураган.

Информационные плакаты заповедника

Информационные плакаты заповедника.

Инспекторский домик с пристроенной к нему кухней
Инспекторский домик с пристроенной к нему кухней.