Алтай многоликий. XII. Озеро Горных Духов.

17.07.18

Начало радиалки – 8:42, высота 1979 м.
Разворот в радиалке – 10:58-12:03, высота 2504 м.
Конец радиалки – 14:21, высота 1979 м.
Пройдено за день – 12,8 км.

Озеро Горных Духов
Озеро Горных Духов.

Спутниковый снимок маршрута 17 июля
Спутниковый снимок маршрута 17 июля. Зелёная линия – мой путь в радиалке. Большой красный кружок – место ночёвок в горном приюте "Ак-кем". Маленький красный кружок – место обеда на берегу озера Горных Духов.

Карта маршрута 17 июля
Карта маршрута 17 июля. Зелёная линия – мой путь в радиалке. Большой красный кружок – место ночёвок в горном приюте "Ак-кем". Маленький красный кружок – место обеда на берегу озера Горных Духов.

Утром пошёл умываться на Аккем и обнаружил, что Белуха открылась. Пока бегал за фотоаппаратом, облака в очередной раз сомкнулись.

Белуха спряталась за облаками
Белуха спряталась за облаками.

Но в целом погода ужасов не обещала, и я собрался в радиалку на озеро Горных Духов. Начальная часть пути пролегала по знакомым по 2013 году местам: метеостанция, озеро Аккем, бочки МЧС, часовня. Хотя были и изменения: пограничники построили себе новый дом и установили плакат о приближении к 5-километровой пограничной зоне.

Долина Ярлу
Долина Ярлу и перевал Ярлу-Боч.

Озеро Аккемское
Озеро Аккемское.

Впереди 5-километровая полоса
Предупреждающий плакат о приближении к пятикилометровой пограничной полосе.

Крест на камне
Крест на камне.

Часовня и Аккемская стена
Часовня и Аккемская стена.

Аккем вытекает из ледникового тоннеля
Аккем вытекает из ледникового тоннеля.

От часовни я свернул в долину Кароюка, и начался достаточной крутой подъём вверх. Сама река была скрыта каменной осыпью, вдоль которой и поднималась тропа. Вот эта тропа и удивила меня своей необычностью: я регулярно сбивался с неё. Сначала я не мог понять, в чём дело: за годы походов я научился неплохо предугадывать, куда продолжается потерявшаяся на время тропа. Это сильно помогало мне при следовании вдоль Карагема, к примеру. Здесь же тропа была неплохо натоптанной, терялась, в основном, в камнях, после чего продолжалась в совершенно неожиданном месте. Минут через 10 после её регулярных потерь, я наконец-то разобрался в принципе её прокладки. Она шла не в стратегически нужном направлении, а тактически обходя более крутые участки, делая путь по ней более простым, пологим, пусть и более длинным. Сказалось, что здесь не ходят длинными маршрутами, всё больше налегке. Свою роль могло сыграть и то, что до Аккем добирается много не очень походных людей (конными турами, к примеру), и они даже на не очень крутых подъёмах начинают закладывать ненужные серпантины, так как подниматься напрямую им тяжело. Стоило мне разобраться в логике этой тропы, как я перестал её терять.

За крутым подъёмом на несколько сот метров была небольшая западина, за которой Караоюк и утекал в осыпь. Но и посредине западины были места, где вода красиво вырывалась из-под камней.

Западина выше основного подъёма
Западина выше основного подъёма.

Караоюк вытекает из камней.

Вид на западину с финального подъёма
Вид на западину с финального подъёма.

Ещё один небольшой подъём – и вот оно, озеро Горных Духов. Ещё, когда я планировал эту радиалку, у меня было подозрение, что самое красивое в данном озере – название. Так оно и оказалось. Нет, я не скажу, что там убого, но многие озёра в этом походе были заметно красивее, нежели данное. Основное его достоинство – доступность для массового туризма.

Озеро Горных Духов

Озеро Горных Духов.

Посидев на берегу с 10:58 до 12:03, я засобирался назад.

Конечная морена в долине Караоюка
Конечная морена в долине Караоюка.

Разливы Аккема у часовни
Разливы Аккема у часовни.

Край Аккемского озера

Мостик через Аккем.

Мостик через Акоюк
Мостик через Акоюк.

Спустившись в долину Аккема, я увидел, что в его низовьях поливает дождь, и мрачная туча постепенно продвигается вверх по долине. Мы устремились навстречу друг другу, но туча оказалась быстрее: сильнейшим дождём меня накрыло минут за 15 до возвращения в горный приют.

Уже по проливному дождю подошли новые постояльцы. Среди них был интересный американец Стивен из Портленда, штат Орегон. Я поинтересовался у него, почему он поехал на Алтай, а не в Гималаи, на что получил ответ, что там он уже был, познакомился с кем-то из России, и новый друг сказал ему, что тот просто обязан побывать на Алтае. Стивен оказался необычным человеком: много лет работал адвокатом, хорошо зарабатывал, а потом забросил всё это и занялся преподаванием в различных небогатых странах. К примеру, год он проработал в Бутане. Набор предметов, которым он обучает, разнообразен: история, экономика, право, музыка (пианино и виолончель).

Стивен на мансарде
Стивен на мансарде.

Мой спальный уголок
Мой спальный уголок.

Мокрый лес
Мокрый лес.

Дело шло к вечеру, а Александр и Ирина (сахалинцы) никак не возвращались. Они собирались сходить на то же озеро Горных Духов, вышли позже меня, но на обратном пути я их не встретил. Появились они лишь под вечер, в 20:30. Рассказали, что не заметили перед часовней сворот налево, ушли вверх по леднику, а по пути назад свернули напрямую вверх по осыпи, вследствие чего на подъём по мокрым камням у них ушло свыше двух часов.