Алтай многоликий. VI. Брод через Карагем.

11.07.18

Начало пути – 7:17, высота 1654 м.
Конец пути – 13:27, высота 1533 м.
Пройдено за день – 8,7 км.

Верхний их трёх разливов Карагема
Верхний их трёх разливов Карагема.

Спутниковый снимок маршрута 11 июля
Спутниковый снимок маршрута 11 июля. Красная линия – мой путь. Большие красные кружки – места ночёвок в среднем течении Карагема напротив устья Караайры и на берегу его протоки. Маленький красный кружок – место обеда после брода.

Карта маршрута 11 июля
Карта маршрута 11 июля. Красная линия – мой путь. Большие красные кружки – места ночёвок в среднем течении Карагема напротив устья Караайры и на берегу его протоки. Маленький красный кружок – место обеда после брода.

В это утро встал пораньше, чтобы успеть к месту переправы через Карагем до начала повышения уровня воды. По уже знакомой поляне вернулся на тропу. Река Каиндыодру представляла из себя скорее скопище ручьёв, нежели полноценную речку. Этакая дельта посреди леса. За рекой я наткнулся на первый на своём пути свежий лавинный след – весна в 2018 году была аномально снежной, и по всему Алтаю сошло множество лавин. Ну, если быть точным, не по всему – в восточной, более сухой части лавин не наблюдалось, зато по пути на запад я встретил свежеповаленные деревья в более чем десяти местах.

Прорвавшись через поваленные деревья какое-то время шёл по хорошей тропе до сухого притока со следами селевого выноса.

Сухое русло
Сухое русло притока со следами сошедшего селя.

За ним начался горельник, в котором тропа теряется. Необходимость перелазить через горелые поваленные стволы, а местами и под ними дополняется плотной и высокой травой, наросшей за десятилетие с момента пожара. Река течёт где-то далеко внизу в скальной теснине. Неожиданно, словно из неоткуда появилась тропа, завела на плоский участок, огороженный почти со всех сторон от ветров (до пожара он звался Райской поляной), и снова исчезла.

Тропа
Тропа.

Бывшая Райская поляна
Бывшая Райская поляна.

За краем этой плоскотины тропа появилась вновь, а главное: показался вид на разливы Карагема.

Разливы Карагема
Начало Карагемских разливов.

Стоит несколько подробней остановиться на описании переправы через Карегем в среднем течении. На первый взгляд кажется, зачем лезть через полноводную реку на другой берег, если в 17 км ниже по течению ты всё равно вернёшься на правый уже по полноценному автомобильному мосту. В конце концов ведь уже преодолено, пусть и с трудом, 16 километров от Карагемской поляны. Но дело в том, что ниже по течению характер правого берега реки меняется кардинально: Карагем прижимается вплотную к становящимися всё более крутыми склонам Северо-Чуйского хребта. Местами обрывы достигают многих сотней высоты, а притоки текут в непроходимых скальных ущельях. Возможность обойти прижимы поверху отсутствует – придётся подниматься до самого водораздельного хребта, который совершенно не пригоден для ходьбы по нему. Так что переправа необходима. И на счастье путников в среднем течении Карагем разливается на множество проток, делающих переправу возможной. На протяжении четырёх километров последовательно имеются три разлива. Правда, как оказалось на местности, интерес представляют лишь два верхних, ибо уже на втором русло вплотную прижимается к скальному обрыву, делая невозможным достичь нижнего разлива правым берегом. Судя по отчётам, большая часть людей перебирается на верхнем разливе.

Так в чём же подвох? Дождей давно не было, вода в реке в целом невысокая – что могло помешать моей переправе, если, судя по отчётам, в малую воду часто максимальная глубина не превышает колена? Как и у всякой горной реки за пределами теснин, узор проток Карагема непостоянен и меняется от паводка к паводку. На приведённых спутниковых снимках видно, насколько разным может быть расположение проток в различные годы, и это только два варианта, на деле их много больше – каждый год отличается от других.

Место брода через Карагем
Место брода через Карагем в разные годы.

Как следствие, вполне могло оказаться, что мне не повезло, и как минимум одна из проток непереходима в брод по причине глубины и скорости течения. Большие группы могли бы переправиться стенкой. В более сложных случаях бывало, что сильного участника отправляли вплавь на другой берег, страхуя его верёвкой. Там он валил дерево и организовывал переправу или навешивал перила для остальной группы. Мне же оставалось лишь надеяться на то, что июль 2018 года окажется благосклонным для соло-туриста.

Так вот, увидев разливы Карагема, я обрадовался: сверху казалось, что река растекается на достаточное количество примерно равноценных проток – переправа вброд выглядела реалистичной. Тропа круто сбросила высоту, вывела меня к устью Нижней Каиндыодру и затерялась в селевых выносах, но она мне уже и не нужна была. Бросив рюкзак в 9:40, я занялся поиском места переправы. Обычно в случае брода через реки с водой выше сапога я снимаю все носки и вытаскиваю стельки, надеваю сапоги на босу ногу, и на другом берегу обуваюсь заново. В данном случае такой вариант был невозможен: мало того, что за несколько проток замёрзли бы ноги, главное, что при поиске места переправы, я бы их стёр. Потому переодевание выразилось лишь в замене х/б штанов на непромокаемые.

Первую протоку я преодолел без проблем. Пройдя по острову вдоль второй, я впал в уныние. Вроде бы, в одном месте её можно было пересечь на пределе, но последующая за ней протока была полноводней и явно непереходима. Уже начав смиряться с мыслью, что придётся возвращаться назад дорогой, которой пришёл, я, скорее для очистки совести пошёл к следующему разливу реки. Примерно через километр прыганья по камням и продирания через прибрежные заросли я вышел к многочисленным протокам среднего разлива Карагема. Самая первая протока на пути вскоре упиралась в отвесные скалы, потому, если бы я не смог преодолеть её – нужно было разворачиваться. На моё счастье от верхней части острова на другом берегу был заметен перекат, диагонально пересекавший протоку. Глубина оказалось чуть выше колена, течение было сильным, но переправиться на остров мне удалось. С рюкзаком, соответственно, идти было бы проще – дополнительный вес позволил бы надёжней сопротивляться потоку воды. За первой протокой было несколько мелководных, после чего ещё одна достаточно серьёзная. По итогу она оказалась даже проще первой, но переход через неё был хитрее – сначала нужно было идти чуть вверх по течению, а с середины протоки наоборот вниз, чтобы не попасть в глубокое место. Ещё пара небольших проток, и, наконец, меня отделяет от противоположного берега последняя протока шириной 3-4 метра. Она подмывала левый берег, ветки кустов свешивались прямо в воду. Глубина её была больше предыдущих, но зато течение было поспокойней, и вот с некоторым удивлением для себя я осознал, что достиг левого берега. Но радоваться и плясать было ещё рано: нужно было вернуться за рюкзаком и повторить маршрут с ним. А даже по прямой до места, где его оставил, было более километра.

На обратном пути дойдя до последней протоки я чуть не встрял: со стороны острова было совершенно непонятно, где же я перебрался через самый сложный участок. Мысль остаться куковать без вещей придала мне энергии, и в конце концов я нашёл тот единственный приемлемый перекат. Чтобы не повторялось, я отметил его палкой. К рюкзаку я вернулся в 10:55, надел его и быстро пошёл к найденному броду – ожидался самый минимум дневного уровня воды. Брод с рюкзаком действительно оказался проще – не было ощущения, что ещё чуть-чуть и я не удержусь под напором воды. Сюрприз меня ждал после того, как я выбрался на левый берег и пошёл напрямую через болото к склону в поисках тропы. Выяснилось, что я пересёк не все протоки – последняя текла среди заболоченных кустов с непроработанным руслом – видимо, вода нашла этот путь недавно. Но данная переправа не составила никаких проблем – даже в сапоги не залилось. Суммарно сама переправа заняла у меня всего 13 минут – от момента вхождения в первую протоку до завершения пересечения последней.

Позже я сообразил, что при следовании в обратном направлении найти этот брод было бы очень затруднительно. Тропа идёт далеко от реки и выходит к ней лишь у верхних разливов. Путь вдоль реки затруднителен: протоки текут вплотную к поросшему кустами берегу. Чуть выше и чуть ниже по течению протоки сливаются и становятся невозможными для перехода. Как, продравшись через болото и кусты выйти к тому единственному месту, где переход возможен – совершенно непонятно!

У склона (который принадлежал уже Южно-Чуйскому хребту) я наткнулся на тропу, идущую вдоль безымянного прозрачного притока. Найдя место, я остановился на обед и просушку вещей в 11:40. Продолжив путь в 12:44, чуть ниже по течению я наткнулся на красивое расширение ручья в прозрачную зеленовато-голубую заводь.

Обед
Обед у присклонного ручья.

Заводь
Ручейная заводь.

Изначально я планировал сразу после брода устроить полуднёвку: гонка вдоль Карагема измотала меня и физически, психологически. Но, к сожалению, если место пообедать было, то палатку ставить у этого ручья было негде – пришлось идти дальше.

Вскоре ручей отвернул от склона, а тропа набрала небольшую высоту. В месте пересечения с безымянным притоком Карагема мест для установки палатки тоже не было, а когда такие места появились в приятном лесу, было уже слишком далеко от воды. Наконец, тропа сбросила высоту и вышла к небольшой протоке Карагема, где я наконец-то нашёл хорошее место, и остановился восстанавливать силы.

Полуднёвка
Место полуднёвки.

Протока Карагема
Протока Карагема.

После небольшого отдыха я отправился погулять. Почистил первую сотню метров тропы от упавших деревьев, вышел на нижний разлив Карагема, чувствуя, как напряжение последних дней постепенно отступает. Кстати, на этих разливах я нашёл чей-то налобный фонарик. Интересно, где потерял его владелец: здесь же, или его принесло течением откуда-то из верховий?

На нижнем разливе Карагема
На нижнем разливе Карагема.

Фонарик
Фонарик в речной грязи.

За день почти прозрачная изначально протока к вечеру помутнела и поднялась примерно на 20 сантиметров. В это время суток брод через Карагем был бы невозможен. В этот день впервые увидел дикую живность: белку и кого-то покрупнее, так быстро скрывшегося в деревьях, что приглядеться я не успел.

Tags: Алтай

• Притяжение Каспия. I. 3 суток 22 часа 4 минуты.

До Волгограда мы с Катей добирались раздельно: она – самолётом, а я – поездом. Это была чуть ли не самая долгая поездка в поезде за всю жизнь – как…

• Саган-Нур

На льду Саган-Нура. Третья зимняя экспедиция у нас состоялась на оз. Саган-Нур, что в 5 километрах от улуса Сорок Окинского района Бурятии.…

• Заснеженный Очаул

Очаул, вид с берега. В 2018 году мы уже ездили бурить оз. Очаул. Но нам понадобился дополнительный материал, и вскоре по возвращению с оз.…