Алтай многоликий. IV. Белухи манящие дали.

09.07.18

Начало пути – 8:06, высота 2753 м.
Конец пути – 16:23, высота 2598 м.
Пройдено за день – 18,5 км.

Вид с перевала Карагем на Белуху
Вид с перевала Карагем на Белуху.

Спутниковый снимок маршрута 9 июля
Спутниковый снимок маршрута 9 июля. Красная линия – мой путь. Большие красные кружки – места ночёвки на берегу р. Тураоюк и в верховьях долины Йолдоайры. Маленький красный кружок – место обеда в устье р. Аштусу.

Карта маршрута 9 июля
Карта маршрута 9 июля. Красная линия – мой путь. Большие красные кружки – места ночёвки на берегу р. Тураоюк и в верховьях долины Йолдоайры. Маленький красный кружок – место обеда в устье р. Аштусу.

Начиная с этой ночи, испортился сон. Переживания за предстоящий брод через Карагем мешали спокойному отдыху. До кучи утро омрачилось повреждением палатки. У колышков модели Tramp Rock 2, с которой я пошёл, имелись отверстия для вязочек, чтобы без проблем вытаскивать эти самые колышки из плотной почвы. Но производитель на вязочках сэкономил (в обновлённой версии палатки они появились), и оставил всё в режиме «сделай сам». Решив, что такой замечательно сообразительный, я вытаскивал колышки, подтягивая их за петли оттяжек. По большей части это проблем не создавало: оттяжки делаются из прочной верёвки. Но у данной палатки есть своеобразная конструктивная особенность: три внешние дуги лишь с одной из сторон выходят наружу из направляющих и втыкаются в специально предназначенные для этого отверстия. С другой стороны они упираются в глухо зашитые карманы из прочной ткани. И к этим же карманам из аналогичной ткани пришиты петли для колышков. Когда я вытаскивал очередной колышек, ткань-то не подвела, а вот нитки, которыми была пришита петля, порвались. Хуже оказалось то, что они же и зашивали карман. Т.е. теперь дуга не упиралась в надёжную преграду, а высовывалась наружу, лишая палатку устойчивости и нарушая её геометрию. Делать нечего – потребовался срочный ремонт. Перерыв все вещи дважды, я пришёл к неутешительному выводу, что ремнабор я в итоге не переложил в походный рюкзак, и он уехал с экспедиционными вещами в Иркутск. Позже, уже по возвращении домой, я обнаружил, что так и оказалось. Единственным вариантом было использовать индийский лейкопластырь, что я и сделал. Забегая вперёд, скажу, что он продержался весь поход, несмотря на дожди. Вечером для надёжности я прошил карман для дуги верёвочкой для сушки одежды, а её остаток пустил на петли для колышков.

Перехожу к описанию ходового дня. Река Тураоюк, на которой я ночевал, впадает в реку Кускуннур, в сторону верховий которой продолжался мой маршрут. Чтобы не сбрасывать высоту, да и срезать с километр расстояния, я, не доходя до устья Тураоюка, ушёл траверсом на левый борт долины Кускуннура. Часть высоты всё-таки пришлось потерять из-за скал на пути, зато я вышел на хорошую скотопрогонную тропу – не зря, чуть ниже по долине виднелся пастуший дом. Кроме коней стали встречаться и коровы с сарлыками.

Вид назад в сторону перевала Тюте-Кускунур
Вид назад в сторону перевала Тюте-Кускунур.

Долина Тураоюка
Долина Тураоюка с места траверса в долину Кускуннура.

Долина Кускуннура

Долина Кускуннура.

Подходы к перевалу Куркурек
Подходы к перевалу Куркурек.

Горный скот

Горный скот.

В верховьях Кускуннура я свернул налево – финальный подъём на перевал Куркурек пролегал по небольшому, но бурному ручью, вытекавшему из перевального озера.

Ручей из перевального озера
Ручей из перевального озера.

Сам перевал Куркурек (2886 м, н/к) – плоский и заболоченный, находится в безымянном отроге Северо-Чуйского хребта. А вот одноимённая река, по которой я спускался с него, как водится в этих краях, чередовала пологие болотистые участки с ущелистыми водопадными. С перевала Куркурек можно было увидеть следующий – перевал Карагем.

Вид с перевала в сторону Кускуннура
Вид с перевала в сторону Кускуннура.

Вид с перевала в сторону Куркурека
Вид с перевала в сторону Куркурека.

Перевал Куркурек
Перевал Куркурек.

Долина Куркурека

Долина Куркурека.

Голубой цветок
Голубой цветок.

Перед спуском в долину реки Джело, снизу показались две пастушьи собаки, недобро облаявшие меня. Успокоились они, лишь когда пришли к выводу, что стаду на противоположном берегу реки я не угрожаю. Вскоре за собаками показался и пастух.

Псины с лаем провожают меня
Псины с лаем провожают меня.

Куркурекские водопады
Верховья водопадов на рек Куркурек на входе в долину Джело.

В долине Джело у устья Куркурека виднелись постройки скотоводов, у которых заканчивалась дорога из низовий долины. Срезав по хорошей тропе траверсом, я вскоре вышел на неё. Но долго идти по ней я не мог – мне нужно было перебираться на другой берег Джело. Река, берущая начало в ледниках, своим коричневым потоком нисколько не вызывала энтузиазма лезть в неё. В принципе я знал, что где-то ниже по течению через неё есть мост, но мысль о том, что если я даже такую реку не смогу перейти, то с Карагемом и подавно не выйдет, заставила меня заняться поиском переправы. На одном из разливов я так и не смог найти безопасного места – сильное течение начинало сбивать с ног при глубине всего лишь до колена. Но чуть ниже перекат был мелководнее, и я без особых сложностей оказался на правом берегу. С этим бродом я потерял около получаса, потому на обед встал лишь в 12:40 на берегу р. Аштусу – притоке Джело. С места обеда отлично виднелся и мост через Джело, до которого я не захотел идти – до него было всего 600 метров.

Долина Джело

Долина Джело.

В 13:31 по дороге на Карагемскую поляну я начал подъём на перевал Карагем.

Устье р. Аштусу
Устье р. Аштусу.

Особо крутым был начальный участок. По завершению первого подъёма открылся отличный вид на долину Куркурека, по которой я спустился несколько часов назад.

Крутой подъём
Крутой подъём.

Долина Куркурека напротив
Долина Куркурека напротив.

Долины Джело и Талдуры (Чаган-Узуна)
Долины Джело и Талдуры (Чаган-Узуна). На горизонте виднеется Курайский хребет, что уже за Чуйским трактом, по которому я проезжал буквально позавчера.

Ледник в верховьях Джело
Ледник в верховьях Джело.

Выше дорога долго тянулась по пологим альпийским лугам. Особенно красивым был участок меж двух озёр.

Дорога в альпийских лугах

Дорога в альпийских лугах.

Финальный подъём был проще, нежели начальный взлёт. Перевал Карагем (2874 м, н/к) находится на перемычке Северо-Чуйского и Южно-Чуйского хребтов, разделяющей долины Талдуры и Карагема. С перевала открылся потрясающий вид на Белуху и окружающие её вершины. Хоть до неё и было почти 90 километров по прямой, её не закрывали близлежащие хребты, т.к. направление на неё находилось в створе долины Карегема, на протяжении десятков километров идущей практически по прямой. Удивительно, но именно из этих верховий у меня был наилучший вид на Белуху за весь поход (заглавный снимок).

Вид с перевала Карагем
Вид с перевала Карагем на далёкую Белуху.

Спуск с перевала
Спуск с перевала в долину Йолдоайры.

Конечная морена безымянного ледника
Конечная морена безымянного ледника.

На спуске с перевала мне встретилась группа из шести человек – чешские туристы, направлявшиеся из Чибита в Курай. «Вот и начинается освоенный туристами участок»,– наивно подумал я тогда. Меня ещё посещали мысли, будто на броде через Карагем у меня немало шансов встретить какую-нибудь туристическую группу.

На ночёвку я встал у небольшого чистого ручейка, рядом с которым имелась площадка как раз под палатку. В паре сотен метров ниже по долине Иолдоайры можно было ещё раз увидеть Белуху.

Палатка у ручья
Палатка у ручья.

Ближе к вечеру в сторону перевала на коне проехал алтаец, а ещё попозже понакрапывал дождь из какой-то локальной тучи, вскоре прекратившийся. Ночь небо растянуло и высыпали красивейшие звёзды.