Монголия и приграничье. X. Ачит-Нур.

Луна над Ачит-Нуром

Луна над Ачит-Нуром.

Ачит-Нур – пресноводное озеро, находится на высоте 1435 метров, имеет размеры 28*16 км с глубинами до 4 метров. Хоть оно и пресное, но вода из него для питья пригодна не сильно больше, чем у солоноватого Урэг-Нура. Из-за своей мелководности оно сильно эвтрофицировано, то бишь населено большим количеством самой разнообразной живности, нисколько не улучшающей питьевые качества воды.

Спутниковый снимок Ачит-Нура

Спутниковый снимок оз. Ачит-Нур. Красным кружком отмечен наш лагерь, красные линии – мои прогулки по берегу и в окрестностях озера.

Береговая кромка озера

Береговая кромка озера.

Почти сразу по приезду я обнаружил потерю ножа. Последний раз я его доставал ещё перед отъездом с Урэг-Нура, но была надежда, что он выпал на последней остановке, буквально в полусотне метров от будущего лагеря. Попытавшись по памяти найти это место, я начал нарезать концентрические круги с постепенно увеличивающимся радиусом. Затем я вернулся в уазик и решил перебрать рюкзак более тщательно. В этот момент Ване зачем-то срочно понадобилось лезть через меня к своей сумке и рыться в ней. Но затем он достал из сумки мой нож и вручил его мне – оказалось он его подобрал перед отъездом с Урэг-Нура. Саша прокомментировал это так: «Зачем ты так быстро-то отдал, Миша так целеустремлённо круги нарезал, что вполне мог радиус и до Урэг-Нура нарастить?» Затем Саша оживился и попросил Ваню сфотографировать меня: «Давай быстрее лови момент, пока Миша такой радостный».

После вручения ножа

С вновь обретённым ножом.

Встал вопрос, где ставить палатки. У берега почва позволяла надёжно воткнуть колышки, но вся растительность кишела уже изрядно поднадоевшими хираномидами. Наверху же насекомых не было, но под тонким слоем дресвы сразу же начинались скалы и проблематично было растянуть палатку.

Зелёная лужайка

Зелёная лужайка с множеством насекомых.

Насекомых нет

Местность над берегом.

В конце концов, нежелание иметь дело с хираномидами перевесило, и мы пошли ставить палатки наверху.

Установка палатки

Установка палатки.

Однако уже после того, как я поставил свою под пристальным взором хищника-рыболова, Саша с Ваней всё-таки решили, что надёжность превыше комфорта и ушли вниз. На мою фразу «заманили, а сами свалили» Саша ответил: «Летим, птичка, там много вкусного». Кстати, о птичках. Кроме хищников-рыболовов, на берегу встречались и удоды. Саша предупредил, что удод – этакий скунс в мире птиц, способный защититься струёй помёта с выделениями из копчиковой железы.

Рыболов в полёте

Рыболов в полёте.

Красная пустыня

Красная пустыня.

Андрей

Андрей осматривает окрестности.

Взлетающий хищник

Взлетающий хищник. Многочисленные пятна на фотографии – хираномиды.

Дождь за озером

Дождь за озером.

Палатка

Палатка, растянутая камнями.

В какой-то момент неподалёку проходила коза. Я ожидал, что за ней потянутся и другие животные из стада, но она прошествовала в одиночестве.

Одинокая коза

Одинокая коза.

На закате

На закате.

После заката

После заката.

На следующее утро я проснулся ещё до шести часов, памятуя о своём позднем подъёме на Урэг-Нуре, и пошёл будить коллег, чтобы они успели отработать до волны. Но благодарности в ответ я не услышал, и меня отправили спать дальше. Уже за завтраком мне пояснили, что т.к. Ачит-Нур много мельче, чем Урэг-Нур, здесь волна проблем не создаст.

Времени до их возвращения было навалом, и я прогулялся до скал, возвышавшихся посреди каменной пустыни. Расстояние на глаз в такой местности без ориентиров определять тяжело, и вместо 2,5 км до них оказалось свыше четырёх. Удивительно, но в такой негостеприимной местности за скалой обнаружился небольшой загон и домик.

Пустынная растительность

Пустынная растительность.

Скальный массив

Скальный массив.

Загон для скота

Загон для скота.

Ачит-Нур и Дзун-Хол-Нур

Вид на юго-восточную оконечность Ачит-Нура и озеро Дзун-Хол-Нур, расположенное ниже по течению.

Когда я вернулся к озеру, Андрей был уже не один. К нам подъехали ещё одни коллеги из Новосибирска и Германии, тоже занимающиеся изучением озёр в составе четырёх человек. Ближе к вечеру они решили поставить сетку, с ними поехал и Андрей, я же вернулся в палатку почитать книжку. Через какое-то время и до этого неслабый ветер усилился, так, что потребовалось вылезти наружу и посмотреть, что же там творится. А снаружи всё было весьма мрачно. На юге висела свинцовая туча, мощь ветра стремительно росла, и камни, на которых была растянута палатка, из-за невозможности воткнуть колышки, уже не могли её удерживать. Как только натяжение оттяжек ослабло, дуги стали гнуться сильнее, и возникла реальная опасности их поломки. Я начал спешно вытаскивать их из пазов, чтобы уронить палатку. Это мне удалось, но вот дальше я попал в патовую ситуацию: слезть с палатки я не мог, так как ветром её начало бы тащить и могло порвать о камни, а в пределах досягаемости больших камней не было. К счастью, именно в этот момент подъехал уазик с Романом, Анной и другими старыми знакомыми – они вернулись даже раньше предполагаемого срока. Артём сразу бросился помогать мне, и вскоре палатка, пусть и в виде бесформенной кучи, была надёжно придавлена. После этого я бросился смотреть, что же с нашей кухонной: она была установлена внизу. К сожалению, несмотря на то, что её колышки держали крепко, сама конструкция оказалась непрочной, и одна из поперечин сломалась, угрожая порвать тент. Пришлось и эту палатку срочно ронять и закреплять камнями. После этого ввиду приближающегося дождя я перенёс свою палатку в грузовой отсек уазика. К этому моменту вернулись наши незадачливые рыбаки: никакую сеть они поставить не успели, зато промокли от боковой волны до нитки. Особенно не повезло нашему Андрею, которого захлёстывало больше прочих. А ещё минут через 15 показалась лодка и Саши с Ваней. Отработать они успели по полной – взяли три керна, но на обратном пути попали в сильную волну.

Когда непогода ушла, я вытащил палатку из уазика и поставил её внизу в нашем разросшемся палаточном городке. Что интересно, палатка Наталии Рудаи (из группы, подъехавшей днём) тоже стояла наверху, но она выдержала ветер, т.к. колышки по альпинистскому способу были вкручены в межскальные трещины.

Наш лагерь

Объединённый лагерь трёх отрядов.

Роман и Артём

Роман и Артём.

Саша, Анна и Наталия

Фрагмент Саши, Анна и Наталия.

Мужики из группы Рудаи

Мужики из группы Рудаи подготавливают трубы для отбора проб.

С местными

Жители соседнего посёлка подъехали поглазеть, чем мы тут занимаемся.

Лучи

Лучи.

После того как ветер стих была ещё одна, в этот раз более удачная попытка порыбачить. Но Андрей на всякий случай воздержался от повторной поездки. Впервые попробовал рыбу осман из семейства карповых с интересным вкусом, но множеством костей.

Т.к. это был первый день после отъезда из Иркутска, когда ехать никуда не надо было, Андрей наконец-то получил возможность полазить под машиной, доставшейся ему «в подарок». Новые сюрпризы подготовки транспорта к экспедиции не замедлили обнаружиться: к примеру, выяснилось, что двигатель не прикручен, а лишь зашлицован.

28 июня день предполагалось, что до обеда Саша, Ваня и вся четвёрка вновь прибывших отправятся на совместное бурение для обмена опытом, а после обеда мы расстаёмся и выезжаем на озеро Дунд-Нур, ближе к границе. По пути предполагалось заехать на интересные с научной точки зрения горы Сонгинтын-Уул. До обеда я немного погулял по окрестностям и нашёл место, очень полюбившееся зайцами – как туда не придёшь, так очередной заяц убегает.

Птицы кружат над местом чистки рыбы

Птицы кружат над местом чистки рыбы.

Наш объединённый лагерь

Наш объединённый лагерь.

Заяц

Заяц.

Зайцев здесь бывает много

Зайцев здесь бывает много.

Полёт рыболова

Полёт рыболова.

Вскоре после полудня на горизонте показалась лодка. Мы срочно собрали палатки, после чего оказалось, что вернулись вовсе не Саша с Ваней, а другая лодка. Наши новые коллеги утопили две трубы и поехали за запасными. Заодно они сообщили, что сегодня мы уже не поедем никуда. Накормив их обедом и собрав перекус для Саши с Ваней, Роман решил, что тогда не стоит терять зря время и съездить до гор Сонгинтын-Уул радиально, с возвращением назад. Я напросился с ними, и ничуть не пожалел (об этой поездке будет отдельный пост). Забавно вышло, что несмотря на три ночёвки в одном месте, я трижды ставил там палатку.

Закат на Ачит-Нуре

Закат на Ачит-Нуре.

С утра 29 июня Саша с Ваней под руководством Анны съездили на интересный для них объект, оставшиеся же собирали лагерь. К этому моменту студент Даниил своей ленью успел достать обычно спокойного Романа, высказавшего, что как-то странно получается, когда научные и старшие научные сотрудники занимаются бытовыми работами по лагерю, а студент ходит и слушает музыку в плеере. И когда на просьбу закопать мусор, Даниил стал торговаться, на какую его глубину надо закапывать, Роман не выдержал.

– Вот здесь стояла кухонная палатка. Видишь, что её теперь нет? А что ты сегодня сделал для лагеря?
– Палатку сложил.
– Ты сложил свою палатку. Это как зубы почистить. Что ты для всех сделал?!

Возмущение Романа понять можно: основная забота о приготовлении пищи была им добровольно взята на себя. И у него был забавный ответ благодарящим его по завершении трапезы: «Спасибо тем, кто съел; приготовить каждый может».