Монголия и приграничье. III. Пересечение границы.

Вроде ещё и Россия, а вроде и...

Чуйская степь, неподалёку от границы.

Утро началось с починки машины, а точнее с попытки понять, почему отказали тормоза. Оказалось, что Макс (тот, что в запой ушёл) не поменял старые колодки, закинув новые просто в салон. Как следствие, когда старые колодки истёрлись в ноль, то просто провалился цилиндр, и вытекла тормозная жидкость. Но это ещё не всё – сам тормозной шланг был примотан какой-то проволочкой, перетёршей его за поездку. Стоило взяться за шланг, как он треснул. Нас, похоже, провожали так, чтоб мы не вернулись. Ну или Макс, осознав, насколько «классно» он подготовил машину в поле, решил, что лучше уйти в запой и быть уволенным, нежели на такой ехать.

Схема нашего пути 23 июня

Схема нашего передвижения 23 июня. Красная линия – наш путь, красные кружки – места ночёвок в Акташе и на берегу оз. Дунд-Нур.

Стоит отдельно сказать о гостинице, где мы остановились. Это – бывшее караульное помещение погранчасти, когда-то располагавшейся в Акташе. Остальная территория погранчасти отдана под республиканский психоневрологический интернат, где на постоянной или длительной основе проживают люди с психическими заболеваниями. После починки машины как раз в боксе на территории интерната мы и оставили прицеп дожидаться нашего возвращения из Монголии. В прицепе я оставил и свой рюкзак, подготовленный для будущего похода, чтобы не таскаться с ним лишний раз.

Наша гостиница

Наша гостиница.

Саша

Саша – мозговой центр и духовный лидер нашего отряда.

Курайский хребет

Курайский хребет и долина р. Чибитка.

На про всё ушло немало времени, и выехали мы из Акташа в 13:59. До КПП «Ташанта» нужно было проехать 160 километров, а закрывается погранпереход в 18 часов.

По дороге мы могли любоваться ещё заснеженным Северо-Чуйским хребтом с величественным четырёхтысячником Актуру. Как-то странно было осознавать, что через полмесяца мой поход начнётся как раз с перевала через этот хребет. С дороги хорошо был виден створ долины Тюте, заворачивающей затем меж главным хребтом и его безымянным отрогом. Там я окажусь 8 июля.

Северо-Чуйский хребет

Северо-Чуйский хребет.

Долина р. Тюте

Долина р. Тюте чуть левее центра кадра.

Протекавшая вдоль дороги река Чуя смущала своей коричневой водой, но мне объяснили, что это не признак паводка, а её нормальный цвет. После устья Чаганузуна Чуя прозрачной не бывает.

Р. Чуя

Р. Чуя.

Чуйская степь, по которой мы постепенно набирали высоту, больше напоминала полупустыню – неоднократно попадались солончаки, да и растительность была скорее не степной. На некоторых съездах с дороги стояли предупредительные плакаты «Внимание! Природный очаг чумы». В населённых же пунктах присутствовали баннеры с призывом не охотиться на сурков – природных переносчиков этой болезни, от одного названия которой веет мраком Средневековья. Пограничники, кстати, тоже в обязательном порядке снабжают всех памятками про эндемичные на чуму районы.

Чуйская степь

Чуйская степь.

На КПП «Ташанта» мы приехали в 16:56. Впереди стояла очередь из 11 машин, а по бокам тянулась контрольно-следовая полоса с колючей проволокой.

КСП

Контрольно-следовая полоса.

Машины запускали на территорию КПП на удивление шустро, и уже в 17:25 мы въехали за ворота. Сам досмотр и оформление документов заняли ещё с полчаса, и в 18:06 мы выехали в сторону границы, напутствуемые нашими погранцами: «Вы не тяните, а то монголы границу закроют, и придётся вам возвращаться». Вообще, памятуя рассказы о многочасовых ожиданиях на границе, до сих пор с трудом верится, что мы успели в тот день проскочить.

За КПП «Ташанта» начинается 20-километровый подъём на пограничный перевал Дурбэт-Даба (2482 м), являющийся одновременно водоразделом между Северным Ледовитым океаном и бессточным бассейном Центральной Азии. На всём отрезке категорически запрещается останавливаться и съезжать с трассы. Расстояние от КПП до самой границы, конечно, на удивление большое.

На нейтральной полосе

Чуйская степь меж КПП и границей (заглавный снимок тоже сделан на этом отрезке).

На самой границе стоит небольшой пост пограничников, проверяющих уже только паспорта и номера автомобилей. По рации они связываются с КПП «Ташанта» и сообщают, что мы никуда не свернули, и пересекли границу. Аккурат после таблички «Монголия» заканчивается асфальт, и начинается 5-километровый спуск к КПП «Цаганнуур» уже монгольской стороны.

Прохождение монгольской границы заняло несколько больше времени: пришлось оплатить автостраховку, да и вообще монголы особенно не торопились. Радовало то, что вообще впустили – закончили прохождение границы мы уже в районе семи вечера, через час после официального закрытия. Было забавно, когда после получения штампов в паспорта мы минут 15 со своими вещами (личные вещи требуют выгружать из машины и проносить владельцами) стояли перед досмотровой лентой, а потом я увидел, что наши водители уже спокойно ходят снаружи. Решив провести эксперимент, я взял свои рюкзаки и просто пошёл на выход. Никто меня не остановил, так что я свистнул остальных, и вскоре мы выехали наружу.

Роман с Аней сказали, что сегодня у нас будет ночёвка на берегу красивого озера с лебедями Дунд-Нур. Когда я увидел озеро, то пришла мысль, что у всех своё представление о красоте – какая-то мелководная лужа с заболоченными берегами. Но мы проехали мимо, и вскоре показалось второе озеро, уже вполне приличное на вид. Но и это оказалось не оно. А вот третье озеро оказалось действительно красивым, да и размеры его впечатляли. Мы пересекли вброд р. Хавцалын-Гол и через километр встали лагерем на берегу Дунд-Нура, но об этом уже в следующей части.

Tags: Алтай, За науку, Монголия

• Сердобольные тётушки

Есть странный типаж женщин, которые особенно рьяно переживают об алкашах, прохиндеях и подобной публике. Я их называю "сердобольными тётушками".…

• Обратный перелёт

Логистика авиасообщений в России построена так, что часто, чтобы добраться из точки А в точку Б, нет выбора, кроме как лететь через Москву.…

• Размер наценки? Предела нет.

После того, как у портативного ирригатора сдох аккумулятор, решил купить модель, работающую от сети. Для человека с коронками, а тем более с мостом,…