Mikka (mikka) wrote,
Mikka
mikka

Утерянная пасторальность

В Иркутской области есть железнодорожная ветка Черемхово – Макарьево. Станция Черемхово находится в одноимённом городе, а Макарьево – в городе Свирск на берегу Ангары/Братского водохранилища. До конца 90-х годов по линии трижды в день ходил пригородный поезд из двух общих вагонов, ведомых маневровым тепловозом, но проехать на нём я не успел. К тому времени, как я решил заснять эту линию для сайта transsib.ru, пассажирское движение на ней было отменено. Так что в 2004 году я просто прошёл её пешком от начала до конца. На долгие годы мне запомнились пасторальные пейзажи долины Черемшанки, по которой большей частью и идёт данная ветка. Причём, если залезть наверх, то становятся видны многочисленные терриконы: пейзаж превращается в техногенный, но от путей все отвалы скрыты склонами долины. И 17 июня мы с Катей прошли значительную часть этой линии от Свирска вверх (перепад высоты свыше 100 метров).

Берёза

Берёза в небольшом логе.


Карта пути

Карта нашего пути. Чёрные кружки – начало похода в центре Свирска и конец на станции Гришево в Черемхово. Красные кружки – места обеда и полдника.


От иркутского автовокзала маршрутка до Свирска ходит лишь по будням, потому уезжали мы от ж/д вокзала, с которого в Свирск ежедневно 8 рейсов. Заранее купить билет нельзя, только в день отправления. Первая маршрутка по расписанию уходит в 10:30, мы приехали в 9:30, и это было не лишним. На купленных билетах было написано "Время отправления до 10:30". Я уточнил в кассе, что это значит. Мне пояснили, что в 10:30 мы поедем по-любому, а если маршрутка заполнится до этого, то возможно и более раннее отправление. Ситуация прямо противоположная первой маршрутке на Слюдянку: по расписанию она в 9:00, но в это время только начинается посадка, а отправляется она лишь после полного заполнения. Маршрутка на Свирск заполнилась к началу одиннадцатого, и в 10:05 мы тронулись в путь. Так сложилось, что за все прожитые в Иркутске годы, я ни разу не ездил по федеральной трассе на запад дальше Ангарска: за ним для меня начались новые места (Катя-то ездила). Забавно, что буквально через два дня у меня началась экспедиция, и я проехал по федералке уже до Кемерово.

Попав в несколько кратких но сильных ливней, маршрутка свернула с автодороги Р-255 в Михайловке, где была первая остановка. Выехав из данного посёлка, водитель спросил, выходит ли кто в Касьяновке или Петровке, и не получив положительного ответа, свернул с уже местной дороги просто в поля, дорога по которым оказалась на удивление неплохой и вывела в село Зерновое на автодороге на Свирск. В Свирске нас ждал неприятный сюрприз: оказывается, иркутская маршрутка доходит только до центра города, а не до станции Макарьево, как черемховский автобус, так что нам пришлось ещё пять километров идти по городу. В итоге пообедали мы в какой-то роще у обочины ул. Ленина.

Миновав станцию Макарьево, мы свернули с основной дороги перед переездом, дошли по местной дороге до брошенного известкового карьера, за которым предполагалось начало приятной прогулки по деревянным шпалам вверх по долине Черемшанки. Но не тут-то было! Ладно ещё, что за прошедшие 14 лет деревянные шпалы сменили железобетонными. Критичным фактором стало использование данной линии как склада рельсовых плетей: на протяжении всей дороги между путями лежало 3-4 рельса, сильно затруднявших прогулку по ней. Так что при любой возможности мы сходили с железной дороги на тропы и полузаросшие дороги, где после очередного дождевого заряда было сыро и неуютно.

Катя и дождевая туча

Катя и дождевая туча.


Известковый карьер

Бывший известковый карьер.


Хвост уходящего поезда

Хвост уходящего поезда.


Рельсовые плети

Рельсовые плети

Четыре рельсовые плети внутри путей.


Свежедождесть

Только что прошёл дождь.


Не добавляла пасторальности и река Черемшанка, вдоль которой мы шли: я совсем забыл, что река загнана в бетонную трубу вместе со сточными водами Черемхово. Кстати, очистные сооружения с отстойниками тоже лежат в данной долине, неподалёку от железки.

Бетонная труба

Бетонная труба с рекой Черемшанкой и сточными водами.


Виды

Виды

Виды

Виды

Виды вдоль дороги.


Когда очередная просёлочная дорога вскоре за местом полдника начала забираться вверх, мы решили уже не возвращаться на железную дорогу, а подняться наверх.

Вид вниз по долине Черемшанки

Вид вниз по долине Черемшанки.


Микрорайон Разрез-3

В центральной части снимка – поднимающаяся вверх по долине железная дорога; на заднем плане – микрорайон Разрез-3.

Впрочем, через посёлок 4-й Штольни, напоминавший скорее деревню, мы идти не хотели и попробовали спуститься назад к путям, но не тут-то было. Мы вышли прямо к обрыву действующего каменного карьера, пришлось подниматься назад и траверсом идти к идущей от карьера дороге. Дальше уже путь был тривиален. Автодорога шла между железной дорогой от Макарьева и грузовой линией от станции Касьяновка. Когда мы достигли станции Новохрамцово на последней, дорога поднырнула под пути, сделала крутой поворот и превратилась во 2-ю Линейную улицу, по которой мы и дошли до станции Гришево. От Гришево прямая электричка за 3 часа довезла нас до Академической, почти до дома.
Tags: Железнодорожное, Иркутск и окрестности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments