Вьетнам. XV. Слоны и озеро Лак

Слон

Слон.

Поездка в Даклак, вторая экскурсия от Leto, которую мы взяли, была самая людная: аж целых 13 человек набралось. При этом все как один были ненапряжными в общении, потому общая атмосфера поездки была спокойной. Экскурсоводом в этот раз Денис – молодой парень с хорошо подвешенным языком, но несколько слабовато владеющий фактурой. К примеру, ещё по дороге туда я поинтересовался высотой озера Лак над морем. Денис ответил, что около 50 метров. Я сильно удивился, что при таком малой высоте удалённая от моря местность почти со всех сторон окружена горами. В реальности высота оказалась 415 метров. Но в целом подобные огрехи никак не умаляли общей прелести поездки.

Хотя, если под словом поездка подразумевать именно дорогу, то её-то никак прелестной не назовёшь. Во-первых, заявленный комфортабельный микроавтобус никак таковым не назовёшь: даже в чартере места для ног было много больше. За несколько часов, пока колени упирались во впереди стоящий ряд, ноги сильно затекали. Как объяснил Денис, все микроавтобусы во Вьетнаме такие, так как рассчитаны на низкорослых азиатов. Во-вторых, по дороге и туда, и обратно оказался незаявленный в программе 800-метровый перевал с кучей серпантинов на подходах. А манера вождения вьетнамских водителей очень своеобразна: при вхождении в поворот они ускоряются. Как следствие, примерно половину туристов укачало. Было бы не лишним предупреждать о подобном заранее, чтобы можно было подготовиться, выпив таблетку от укачивания (т.к. во время переездов в районе Хюэ и пещер подобных проблем не было, нам и в голову не пришло, что они могут понадобиться позднее).

Карта нашей поездки в Даклак

Карта нашего пути в Даклак 3 апреля. Красные кружки – Нячанг и озеро Лак. Красная линия – наш путь на микроавтобусе.

Карта наших катаний 3 апреля

Карта наших катаний 3 апреля. Красный кружок – наша гостиница Van Long. Красная линия – наш путь на микроавтобусе. Зелёная линия – наш путь на слоне. Синяя линия – наш путь на лодке.

Но хватит о грустном! К полудню мы приехали в деревушку, расположенную на берегу озера и заселились в чуть ли не единственный там отель. Прямо под наши окном стоял слон, а за ним открывался вид на мутные воды озера Лак. Приятным сюрпризом было то, что нам с Катей достался лучший номер с панорамными окном, за который обычно требуют доплатить 10 долларов. Мы ещё посмеялись, что это – компенсация за вчерашний визит Константина с подозрениями в работе шпионами. Зря смеялись! По возвращении в Нячанг директор Leto связался с нами и сказал, что этот номер был подарком от него, чтобы «загладить неудобства, доставленные своим визитом».

Озеро Лак

Озеро Лак.

Слон под окном

Слон под окном.

Лестница на второй этаж, по которой мы поднимались, вместо перил была окружена аутентичными лестницами мнонгов – местного народа, о котором я подробнее расскажу в следующей части. Левая из них с изображением черепахи предназначена для мужчин, правая, с женской грудью,– соответственно для женщин. Если подняться по аутентичной лестнице было несложно, то спуск вызывал некоторые опасения, потому мы всё-таки пользовались более стандартным вариантом.

Лестница на второй этаж гостиницы

Лестница на второй этаж гостиницы.

Пообедав, мы приступили к процедуре кормления слонов бананами и сахарным тростником, во время которой можно было погладить самое крупное сухопутное животное современности. Забавно, что слоны часто кусок тростника клали за бивень, доедая его позже.

Слон ест тростник

Слон ест сахарный тростник.

Автор гладит слона.

Я и слон

Я и слон.

Затем нашу группу поделили напополам: одна часть пошла кататься на лодках, мы же отправились на слонов; позже мы поменялись местами. Посадка на слона производится со специального помоста высотой около двух метров. На шее размещается погонщик, а на лавке, что на спине – 2 пассажира.

Процесс движения слона с пассажирского места.

Слон вышагивает по дороге

Слон вышагивает по дороге.

Сначала мы проехали с полкилометра по асфальтовой дороге, затем слон сошёл с неё и, перемешивая прибрежную грязь, вступил в воды озера Лак.

У болотистого берега озера

У болотистого берега озера.

Вход в воду

Вход в воду.

Слон идёт по озеру Лак.

Слон идёт по озеру Лак

Озеро Лак

Озеро Лак.

Вереница слонов

Вереница слонов.

Наш слон так всю дорогу и шёл по дну, но более мелкий сильнее удалился от берега и поплыл со своими наездниками. На озере я на время поменялся с погонщиком местами. На слоновьей шее ехать мне понравилось много больше: тебя и не болтает со стороны в сторону, но главное, что ты ощущаешь, как под тобой ходят гигантские мышцы. А сам слон на ощупь приятно тёплый и шершавый. Детская мечта прокатиться на этой животине сбылась! Но было грустно осознавать, что диких слонов во Вьетнаме почти не осталось, в неволе они не размножаются и через несколько десятилетий подобной возможности уже не будет.

После катания на слонах, мы пошли на лодки. Никогда до этого не приходилось кататься на долблёнке. Ну и качает же такие лодки! Любое движение сразу вызывает болтанку. Интересно, что у берега лодочники использовали шесты, а уже на глубине стали использовать вёсла – по одному на лодку.

Лодки мнонгов

Лодки мнонгов.

Долблёнки

Долблёнки.

На лодках по озеру

На лодках по озеру.

Холм

Холм с бывшей загородной резиденцией императора.

Коричневые воды озера.

Коричневые воды озера

На лодках по озеру

На лодках по озеру.

Вид на слона из лодки

Вид на слона из лодки.

Слон вышел на берег

Слон вышел на берег.

Накатавшись, мы отправились в деревню мнонгов, о чём расскажу в следующей части, равно как и о этническом шоу. Снимки озера и слонов не хотелось же размазывать по постам.

После посещения деревни у нас оставалось время до ужина, и мы сверх программы заехали по завивающейся спиралью дороге на расположенный неподалёку холм, где когда-то император выстроил свою загородную резиденцию. Сейчас же заброшенное в течение долгого времени здание отреставрировали, и частично используют под гостиницу (номеров в ней немного, а рейтинг на Букинге всего 6,6), а частично как музей.

Вид на озеро Лак с холма

Вид на озеро Лак с холма.

Катя у бывшей резиденции императоров

Катя у бывшей резиденции императоров.

Одна из деревень мнонгов

Одна из деревень мнонгов.

Деревянные скульптуры у гостиницы.

На второй день с утра всё затянуло дымом, и я решил, что где-то сильный пожар. Но уже через пару часов дым рассеялся, а Денис пояснил, что причина дыма в утреннем сжигании мусорной травы по окрестным поселениям. Кстати, это утро было самым холодным временем за всю поездку – я откровенно замёрз в куртке, даже прогуливаясь быстрым шагом. Но уже через пару часов после восхода быстро потеплело.

Озеро Лак в дыму

Озеро Лак в дыму.

Связки бананов

Связки бананов у гостиничного ресторана. Можно и слонов кормить и самому пожевать.

Седлание слонов

Седлание слонов.

Ещё вечером предыдущего дня мы купили в магазинчике за отелем свежий чёрный перец горошком. Да уж: у нас такой нигде не найти. Раньше я и не знал, что значительная часть перца, продаваемого у нас – подделка. За горошковый перец часто выдают сушёные зёрна папайи, сдобренные кайенским перцем, а уж под видом молотого вообще всё что угодно может быть. Каким-никаким тестом на то, настоящий перец или нет, является вода: настоящий перец тонет, а ягоды папайи и разный мусор – плавает, как и должно быть со всякой подобной субстанцией. Кстати, Вьетнам производит 45% чёрного перца от общемировой величины.

А утром второго дня у нас была дегустация кофе и какао. Кофе был в двух вариантах: арабика и слоновий. Слоновий кофе – это аналог лювака, только вместо куницы зёрна пропускают через пищеварительный тракт слона, где они теряют горечь, проходят ферментизацию, после чего их собирают, моют и продают. В отличие от Нячанга, где множество подделок, и кофе часто активно сдабривают ароматизаторами и поливают маслом, чтобы зёрна блестели, здесь товар был настоящим. Арабика, конечно, была сильно дешевле: 250 тысяч донгов за килограмм против 1 миллиона за слоновий кофе (625 и 2500 рублей соответственно). Но уже в том же Ханое цена слоновьего кофе будет доходить до 250 долларов (15000 рублей) за килограмм. Кстати, Вьетнам то ли ещё находится на втором месте по экспорту кофе, то ли, обогнав Бразилию, вышел на первое.