Вьетнам. XI. Райская пещера

Наступил кульминационный день нашей поездки! Мы бывали и в обустроенных пещерах Крыма, и в диких подземных царствах Сибири. Но две вьетнамские пещеры превзошли всё, что мы когда-либо видели под землёй.

Райская пещера

Райская пещера.

Что интересно, только в Иркутске мы поняли, что пещера Фонгня, к которой мы плыли на лодке, находится на той же реке, вдоль которой мы проехали на микроавтобусе к Райской пещере. Уже сам путь пролегал словно по невероятной стране с загадочными известняковыми горками. Река Шон радовала своими изумрудными водами, напоминавшими реки Алтая.

Схема поездок к пещерам

Схема поездок к пещерам. Большой красный кружок - место ночёвки. Маленькие красные кружки - места остановок на стоянке у Райской пещеры и на берегу реки Шон. Чёрные кружки - пещеры Райская и Фонгня. Красная линия - путь на микроавтобусе. Синяя линия - путь на лодке. Зелёная линия - путь на электрокаре (пройденный обратно пешком). Чёрная линия - путь пешком от стоянки электрокаров до Райской пещеры и обратно.

Окрестности Райской пещеры

Красная линия - путь на микроавтобусе. Чёрные линии - путь, пройденный пешком. Зелёная линия - путь на электрокаре, пройденный обратно пешком. Чёрный кружок - вход в Райскую пещеру.

Известняковые горы

Известняковые горы.

Дорога по парку Фонгня-Кебанг.

На подъезде к автомобильной стоянке

На подъезде к автомобильной стоянке.

Вид с автостоянки

Вид с автостоянки.

Вид с места посадки в электрокар

Вид с места посадки в электрокар.

Специально, чтобы успеть вперёд прочих групп, мы выехали в семь утра, и это оказалось не зря – из полутора часов проведённых в Райской пещере примерно половину времени нам никто не мешал хождениями и разговорами. Доехав до стоянки, мы прошли около сотни метров, пересев затем в электрокар, шустро подбросивший нас почти на полтора километра ближе к пещере. Дальше – только пешком или по длинному серпантину, или по более короткому, но крутому подъёму. В итоге туда мы прошли серпантином, обратно – коротким маршрутом. Вокруг дорожки раскинулись настоящие джунгли, смотревшиеся настолько непроходимыми, что удивительно, как местные пещеры вообще обнаружить удалось. Насмотревшись в эти зелёные заросли, выглядевшие не более заманчиво, чем сахалинский бамбук с кедровым стлаником, мы решили, что в данной местности меньше всего нам хочется в походы по диким местам ходить.

Паук

Паук.

Дорожка серпантином

Дорожка серпантином.

Джунгли

Джунгли.

Наконец мы поднялись ко входу, зашли внутрь и начался спуск вниз, но уже вглубь горы. Что интересно, в привходовую часть пещеры проникала туманная дымка из окрестных джунглей, в глубине же пещеры воздух был полностью прозрачным.

Пешеходная дорожка длиной полтора километра была полностью достроена лишь в прошлом году, до этого туристический маршрут был километровой длины, а первое время после открытия – так и вовсе 500 метров. Маршрут незакольцован, так что ты идёшь назад тем же маршрутом, что и туда. Вроде бы мы и раньше видели сталактиты, сталагмиты и прочую натёчку, но Райская пещера – это тот случай, когда размер имеет значение: нигде ранее мы не видели, чтобы подобные образования достигали высоты двух десятков метров. Медленно, впитывая в себя окружающее чудо, мы продвигались назад к выходу. По дороге нам повезло: примерно на минуту в пещере выключили свет, лишь фонари на касках группы, отправлявшейся в дикую часть пещеры, освещали её своды. Ближе к выходу мы поняли, насколько правильным было приехать сюда как можно раньше: в пещеру потянулись вьетнамские тургруппы, у которых гиды были вооружены громкоговорителями. Пещера сразу наполнилась звуковым мусором, после чего нам захотелось на поверхность. Ниже – фотографии из пещеры без всяких подписей, так как они и не нуждаются в вербальном дополнении.

Райская пещера.

Скальная стенка над входом в пещеру

Скальная стенка над входом в пещеру.

Необычное дерево

Необычное дерево.

Спустившись к стоянке электрокаров, мы договорились с гидом, что до машины пройдёмся пешком по бетонной дорожке, шедшей параллельно асфальтовой. Вокруг со всех сторон нависал зелёный сумрак, насыщенный влагой. Вот такой вариант хождения по джунглям нам понравился.

Прогулка меж зарослей

Прогулка меж зарослей.

На автомобильной стоянке мы купили вкусные зелёные козинаки, чуть не перепутав их с острой лепёшкой со свининой, и поехали назад, сделав по пути остановку на берегу реки Шон.

Долина р. Шон

Долина р. Шон. Райская пещера – как раз в той стороне.

Р. Шон

Р. Шон.

В общей сложности вся поездка от гостиницы до пещеры и обратно заняла менее четырёх часов, полтора из которых мы провели в подземном мире. Вернувшись в Cừ Lạc, мы выписались из гостиницы, загрузили вещи в микроавтобус и отправились обедать во вьетнамский ресторан неподалёку, блюда в котором, как уже повелось в данной поездке, были подготовлены к нашему приходу (выбор меню осуществлялся в дороге, пока мы возвращались из пещеры).