Mikka (mikka) wrote,
Mikka
mikka

Покатушки на матане

Уже более десяти лет я не проезжал Кругобайкалку из конца в конец на пригородном поезде, называемом матаней (местным это название не нравится, они зовут её передачей). Воспользовавшись длинными выходными, я прокатился по одной из самых интересных железных дорог России. Самым неожиданным впечатлением от поездки оказался пепелац в виде микрика на гусеницах.

Пепелац

Пепелац.


В ночь на 9-е марта я ночевал на даче, что неподалёку от о/п Трудный. Т.к. весь почти день предстояло сидеть в поездах, я прогулялся около 4 км до о/п Сосновый, чтобы хоть сколько-то пройти пешком в этот день (стараюсь ежедневно ходить не менее 3 км).

О/п Сосновый


О/п Сосновый

О/п Сосновый.


Уже несколько лет назад стандартной длиной иркутских электричек стали 4-6 вагонов, потому пришедший 10-вагонный состав смотрелся приветом из других времён, когда короче восьми вагонов поездов под Иркутском не было. Внутри оказалось, что десять вагонов – ничуть не излишество нехорошее. Несмотря на то, что поезд шёл от Иркутска уже полтора часа, населённость состава была 85-90%. Около сотни лыжников вышло на Переезде, чтобы укатиться через Байкал в Слюдянку, а примерно 700 пешеходов, направлявшихся также на Байкал – на Тёмной Пади. После этого в вагон осталось всего пять человек.

В Слюдянке я купил билет на пригородный поезд, но не на весь маршрут, а только до о/п 120 км. Странная тарифная политика Байкальской пригородной компании привела к тому, что на больших расстояниях дешевле покупать билет по частям, нежели прямой. Так, стоимость проезда от Слюдянки-I до ст. Байкал (весь маршрут матани) – 145 рублей. В то же время билеты от Слюдянки до о/п 120 км и от последнего до ст. Байкал стоят по 70 рублей, итого 140, что на пять рублей дешевле. Второй билет я купил уже позже в матане, а пока сфотографировал единственный в мире вокзал, построенный из мраморных блоков.

Слюдянский вокзал из мрамора

Слюдянский вокзал из мрамора.


Старый символ МПС

Вокзал украшен дореволюционной символикой министерства путей сообщения – перекрещенными топором и якорем.


Матаня представляет из себя один сидячий вагон, ведомый тепловозом. В разные годы в её составе ходили и общие вагоны, и переделанные прицепные вагоны электропоезда и рельсовые автобусы.

Матаню вытягивают из тупика

Матаню вытягивают из тупика.


В ожидании посадки пассажиры разбились на две кучки. Туристы стояли у центрального входа в вокзал, местные жители же переместились к виадуку в сотне метров западнее. Здраво рассудив, что местные лучше знают, где происходит посадка, я присоединился к их кучке, и не прогадал.

Все дальнейшие снимки, кроме салона вагона, сделаны через стёкла. Но в любом случае поездка на поезде по Кругобайкалке даёт лишь поверхностное впечатление о большинстве достопримечательностей: практически невозможно рассмотреть порталы тоннелей, видна лишь половина мостов (те, что сейчас не используются), сложно увидеть большинство скал; а один из самых интересных объектов, бухту Берёзовую, из поезда не видно в принципе. Потому поездку на поезде следует рассматривать как триал-версию: для полного ознакомления с красотами дороги необходимо пройти её пешком.

62-местный вагон заполнился от силы наполовину, так что рядом со мной никто не сел. Постепенно пассажиры покидали поезд, до конечной станции доехало лишь четверо. Туристы выходили на турбазах, местные – в немногочисленных посёлочках, сохранившихся со времён активной эксплутации линии, бывшей в своё время частью Транссибирской магистрали.

Вагон

Вагон матани.


Олхинское плато

Вид с перегона Слюдянка I – Слюдянка II на Олхинское плато за Байкалом. Именно у его подножия и проходит тупиковый отрезок Кругобайкалки: матаня обогнёт западную оконечность Байкала и повернёт в географически восточном направлении. В левой части снимка на высоте коло 200 метров над озером видна постепенно набирающая слева направо высоту чёрная полоска – это современный путь Транссиба.


Култук

Деревянному вокзалу Култук свыше 100 лет. К счастью, он не испорчен сайдингом. Для жителей посёлка эта станция давно потеряла актуальность: на современном ходу Транссиба в посёлке аж четыре остановочных пункта из-за многочисленных петель железной дороги. Но грузовое значение станция сохранила, в т.ч. и для обслуживания небольшого порта.


Хамар-Дабан

Обогнув залив Култук, за Байкалом уже можно видеть хребет Хамар-Дабан, вдоль которого идёт Восточный участок Кругобайкальской железной дороги, сохранившийся в активной эксплуатации.


Галерея Сосновая

Одна из неиспользуемых однопутных каменных галерей (Сосновая).


Склон Олхинского плато

Склон Олхинского плато.


При следовании в сторону ст. Байкал большую часть пути слева по ходу будут лишь крутые склоны и скалы. Лишь при пересечении притоков горизонт отдаляется.

Долина Ангасолки

Долина Ангасолки.


Каменный виадук через Ангасолку

Каменный виадук через Ангасолку.


Старая Ангасолка

Старая Ангасолка (о/п 149 км).


Именно в Старую Ангасолку попадают туристы, вышедшие на Тёмной Пади. Между ними всего 3,5 км.

Толпа уходит в Слюдянку

Толпа уходит в Слюдянку.


Байкальские дороги

Байкальские дороги.


По пути от Култука до ст. Байкал поезд проходит через 38 тоннелей и 5 отдельно стоящих каменных галереи, неотличимых для пассажира от тоннелей.

Выезд из тоннеля Большая Упорная Губа

Выезд из тоннеля Большая Упорная Губа.


Вид на мыс Хабартуй 4

Вид на мыс Хабартуй 4.


Мыс Хабартуй 2

Мыс Хабартуй 2.


Взрезанные при постройке дороги скалы – настоящий рай для геолога.

Искусственное обнажение

Искусственное обнажение.


В вагоне внутри тоннеля

В вагоне внутри тоннеля.


Долина Большой Крутой Губы

Долина Большой Крутой Губы, по которой спускаются лыжники, вышедшие на о/п Переезд.


Дом в Шарыжалгае

Дом в Шарыжалгае (о/п 139 км).


Мыс Столбы 2

Мыс Столбы 2.


Шабартуй

Остатки моста через р. Шабартуй и руины электростанции.


Склоны и распадки


Склоны и распадки


Склоны и распадки

Склоны и распадки.


Посёлок Маритуй

Посёлок Маритуй в одноимённой долине – крупнейший населённый пункт, куда никак, кроме как по Кругобайкалке не добраться.


Мыс Асламовский

Мыс Асламовский с удобными стоянками популярен для летнего отдыха.


Мыс Половинный

Мыс Половинный, прорезаемый самым длинным на дороге тоннелем (777,5 м) настолько выдаётся в Байкал, что значительная его часть уже не входит в зону отчуждения железной дороги, а потому является частью Прибайкальского национального парка, не преминущего взять с вас денежки за получение разрешения на его посещение (при отсутствии которого выписывается неслабый штраф 3000 рублей).


Долина Большой Половинной

Долина Большой Половинной – крупнейшей из рек, пересекаемых матаней. Большая Половинная начинает свой путь, как и большинство рек Олхинского плато с ровного болотистого участка; по мере продвижения к Байкалу река прорезает скальный массив, формируя узкую глубокую долину с уклоном, характерным для горной реки.


Железный мост через Большую Половинную

Железный мост через Большую Половинную.


Паровоз Еа

Паровоз Еа на 110 км.


Мыс Шумихинский

Мыс Шумихинский.


В некоторые годы при застывании Байкала образуются гигантские поля торошения. Но этой зимой торосы ещё поискать надо.

Незначительные торосы

Незначительные торосы.


Мыс Каторжанский 2

Мыс Каторжанский 2.


Прибыв на станцию Байкал, я заселился в гостиницу на втором этаже вокзала-новодела, но об этом – в следующий раз.
Tags: Байкал, Железнодорожное, Иркутск и окрестности, Кругобайкалка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments