Mikka (mikka) wrote,
Mikka
mikka

Антитеррористические меры: профилактика не лучше болезни?

Запрет движения грузового транспорта по Иркутской ГЭС подтолкнул меня написать этот давно обдумываемый пост. К сожалению, я не могу посчитать ни суммарные убытки от терактов, ни затраты на их предупреждение. Своё же ощущение, что затраты заметно превышают возможные убытки, к делу не пришьёшь. Потому ограничимся рассмотрением того, к чему апеллируют эмоциональные сторонники запретительных мер, на чём делают картинку и трафик медийные службы: на человеческие потери. При этом для объективности оценки будем учитывать и качество человеческой жизни: в конце концов и в тюрьме люди живут, но почему-то в целом, годы проведённые в местах лишения свободы оцениваются как потерянные. При этом оценивать временные потери от мер безопасности будем лишь у пассажиров транспорта, т.к. прочие посчитать заметно сложнее.

Итак: за последние 10 лет в России от терактов погибло менее 1000 человек. Условно будем считать, что 1000. Так как нам важна оценка по порядку величины, то многие значения будут браться из здравого смысла и общих рассуждений. Установим, что в среднем все погибшие прожили бы ещё, не случись теракта, по 50 лет. Итого получит 50000 потерянных человеко-лет. Увеличим эту величину вдвое, чтобы учесть и раненых: как раз с учётом вышеописанного ухудшения качества жизни. Итого получим 100000 человеко-лет за 10 лет.

Теперь посчитаем, время, потерянное на досмотровые мероприятия, а также попробуем учесть и непрямые потери от перекрытых входов на вокзалах и т.п., заставляющих выбирать обходные, более затратные по времени маршруты. Конечно, здесь довольно сложно сделать точную оценку: так на досмотр в казанском метро обычно уходит не больше 30 секунд, обход Московского вокзала в Питере может занять и 5 минут, а на дополнительных мерах безопасности в аэропортах из-за очередей можно потерять и полчаса, а то и больше. Но в целом вполне разумно оценить количество пассажиров ежедневно подпадающих под различные ограничения, связанные с профилактикой терроризма как 10 миллионов, а потери каждого в 1 минуту. Соответственно за 10 лет потери составляют 10000000*10*365=36,5 млрд. минут или 70000 человеко-лет. Если сюда приплюсовать потери за пределами транспорта (досмотр в торговых центрах, учреждениях культуры, потери времени водителями из-за антитеррористических запретов на движение по плотинам и т.п.), то полученное число вполне подрастёт до 100000 человеко-лет, что совпадёт с расчётами первого абзаца.

Вот и получается, что по сути дела данные профилактические меры в современном исполнении не приносят пользы ни в экономическом, ни в человеческом аспекте.

P.S. Я лишь считаю, что современные меры по предупреждению терроризма неадекватны потенциальной угрозе. Из этого не следует, что к примеру я ратую за допуск на борт самолёта всех подряд без проверки на взрывное устройство: особенность воздушного транспорта такова, что небольшой по наземным меркам взрыв приведёт в воздухе к значительно более тяжёлым последствиям.
Tags: Политика, Размышлялки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments