Ноябрь 2017
      1 2 3 4
26 27 28 29 30

Тихоокеанское кольцо. X. Горелый.

В 2011 году мы не были на Горелом вулкане, сходив лишь в воронку Мутновского. Но многие собеседники нам говорили: «У Горелого свои особенности». В отчётах встречались такие фразы: «Погода сжалилась над нами в 10:40 в точке R-GOR-VIEW, откуда открывается вид на озеро странного сине-зелёного цвета, окружённое фумаролами. Картина исключительно пафосная, фумаролы наполняют пространство громким трубным звуком (по сравнению с ними фумаролы на Мутновском почти не шумят), который слышен наверху практически везде… За время стоянки в этом странном месте у нас заржавело всё металлическое, что могло и что не могло... Дорога идёт по песку, её пересекает масса мелких ручьёв, от которых идут щиплющие глаза испарения, без очков совсем неприятно.» В документальном фильме о Камчатке показано, что в одной из воронок Горелого вулкана можно увидеть текущую в глубине лаву.

Карта маршрута 14 августа

Карта маршрута 14 августа. Красная линия – наш путь. Большой красный кружок - место ночёвок у подножия вулкана Горелый. Маленький красный кружок - место обеда у вершины кратера.

Реальность сильно отличалась от вышеописанного варианта; что ручьи были вполне обычные, мы заметили ещё накануне. Выйдя в путь, мы подрезали хорошо набитую тропу, поднимающуюся от массового лагеря. Подъём был простым, а общий перепад высоты не превышал восьмисот метров. По пути мы обогнали группу, вышедшую раньше нас, и поднялись на вулкан первыми в этот день. Вершина Горелого образована несколькими сросшимися воронками разных размеров. В большинстве из них отвесные стенки, но в некоторые можно и спуститься. Каменные стены представлены разноцветными отложениями, в основном красных мрачно-сюрреалистичных тонов. В одной из воронок расположено красивое зелёное озеро, к которому можно спуститься. Но за прошедшие годы активность вулкана заметно уменьшилась: несколько чахлых струек фумарол, на удивление находившихся в верхней части крутых склонов, и рядом не стояли с фумарольными полями Мутновки, в особенности Активной воронки. У озера активность фумарол сошла на нет, потому из кислотного оно стало вполне обычной. Ну и никакой лавы, конечно не было.

Несколько разочарованные таким явным уменьшением активности, мы пошли вокруг вулкана. На ровной площадке на противоположной стороне пообедали. Рядом была небольшая воронка со снежником на дне. Группа, шедшая за нами, вскоре повернула назад, мы же решили замкнуть круг. Вскоре стало понятно, почему они развернулись – после воронки с озером тропа вышла на склон с множеством барранкосов: оврагов с крутыми бортами – типичной формой рельефа конусовидных вулканов с рыхлыми отложениями. Вода легко размывает непрочный осадок, образуя своеобразную форму рельефа. Идти по ней не особо опасно, но довольно муторно. С этого места мы заметили некий куб к юго-востоку от нас, расположенный у края дальнего конуса. Так мы решили не замыкать кольцо вокруг основного кратера, а пройти дальше, посмотреть на это сооружение. Строение предсказуемо оказалось автоматической станцией вулканологов, передающей некие данные через антенны на крыше контейнера. С этого места мы начали спуск по диагонали к нашей палатке. Присев отдохнуть на одном из камней, Катя неожиданно обнаружила, как тепло стало её руке. В камне было отверстие, из которого шёл очень тёплый воздух. Всё-таки активность Горелого не сошла полностью на нет!

Ниже по склону мы видели ещё одну автоматическую станцию вулканологов уже меньшего размера. Ближе к месту ночёвки заглянули в небольшой шлаковый конус. В принципе, в нём вполне можно поставить палатку: конус хорошо защищает от ветра. Но до воды идти далеко, так что выгода сомнительна. На спуске заметили чистое озеро талых вод, где наполнили наши бутылки, чтоб не отстаивать в очередной раз ручейную воду. К этому времени вершину Горелого закрыло облако, и послеобеденным группам, поднимавшимся наверх особо ничего не светило. Дувший почти сутки ветер закончился, но лишь затем, чтобы ближе к вечеру возобновиться уже в противоположном, юго-восточном направлении; пришлось и с другой стороны палаточную юбку придавливать кусками лавы. Ближе к ночи облако спустилось вниз и скрыло всё, видимость упала до 50 метров.

Камчатский климат не лучшим образом сказывался на нашем здоровье: мы по очереди начинали заболевать, потом не полностью выздоравливали и т.д. У Кати уже несколько дней был кашель, болело горло, причём неприятные ощущения спустились ниже. Опасаясь бронхита, я вспомнил один из способов прогревания, собрал в котелок вулканический песок и нагрел его на горелке. После этого пересыпал в тряпичный мешок, где ранее хранилась колбаса, и положил Кате на грудь. Вечером погрели ещё раз, повторили процедуру на следующий день, и болезнь отступила.