Тихоокеанское кольцо. VIII. Фумаролы.

Наша вторая радиалка была в воронку Мутновского вулкана. Выбравшись на тропу, идущую с Мутновского перевала к реке Вулканная, мы пошли траверсом за молодой парой, шедшей со стороны Дачных источников. По пути обсудили странное сочетание шорт с длинными гольфами у девушки. Катя предположила, что это она так выпендривается. Когда подошли ближе, гольфы превратились в резиновые сапоги, а когда догнали – молодая пара оказалась дедом и женщиной в годах.

Карта маршрута 12 августа

Карта маршрута 12 августа. Красная линия – наш путь. Большой красный кружок - место ночёвок под Мутновским перевалом. Маленький красный кружок – место обеда у фумарольного поля.

По Вулканной шла небольшая (6 человек) группа платных туристов, больше, кроме вышеупомянутой пары, никого видно не было. На подъёме мы быстро обогнали платников, вырвавшись вперёд на пути к фумаролам. Хочется сказать, что хоть и маршрут к фумарольному полю в воронке Мутновского вулкана считается простым, и туда толпами водят туристов, он опасен. В 2011 году мы не заметили этой опасности, т.к. шли в облаке, в этот же раз видимость была отличной, и сразу бросались в глаза гигантские оползни рыхлых отложений объёмом в тысячи кубометров, сползшие с окрестных склонов. Камни размером от небольших до метровых, свалившиеся с крутых стенок к тропе, тоже не навевали спокойствия. Неприятный участок тянется около двухсот метров, за ним следы обвалов сходят на нет.

Фумаролы с их ярко-жёлтой пушистой самородной серой всё так же прекрасны. В самой крупной из них удалось разглядеть даже внутреннюю стенку, по которой сера стекала в жидком состоянии. Рядом было несколько ям с серой булькающей водой, сквозь которую прорывается раскалённый газ. Интересно, что, в отличие от тухлых яиц, запах из фумарол не противен, а приятно-сладковат. Оттуда мы поднялись до перемычки с Активной воронкой и впервые увидели её во всей красе – шесть лет назад облако не дало почти ничего рассмотреть внутри. Вот это было настоящее инферно! Шум фумарол был слышен даже с расстояния нескольких сот метров. С дна и стен выходили десятки газовых струй.

Фумаролы в Активной воронке.

С противоположной стороны перемычки, в воронке, из которой пришли мы, лежит небольшое озеро – напоминание о последнем извержении. В 2011 году оно было полностью покрыто льдом, сейчас же только начало вскрываться, от наползающего в него ледника. В части озера, ближней к стенке воронки, ледник пошёл трещинами глубиной свыше двух метров, наполненными волшебной зеленовато-голубой водой.

На обратном пути мы повстречались с вышеописанной «молодой» парой, мужик из которой тут же спросил у нас, спускались ли мы в Активную воронку. Мы удивились, я ответил, что нет, и спросил, а разве это возможно. Мужик разлился соловьём, что да, он там был и неоднократно. По сравнению с ней, остальные фумаролы вообще не котируются, он там видел многометровые стены расплавленной серы, капающей вниз. Но надо следить, куда ветер дует, потому что концентрация сероводорода высокая, и как-то с ним ходил парень, который потерял сознание после неудачного порыва ветра. Жалею, что не сообразил тогда спросить, а как этого парня вытаскивали – по крутым стенкам воронки и самому-то лезть не сильно приятно. Зато я задал вопрос напрямую, пойдут ли они сейчас в Активную воронку. Прямого ответа я не получил, звучало это так: «Пока не знаем. Как вот женщина со мной ещё пойдёт, не устанет ли».

Ниже по долине, у края фумарол, была небольшая платная группа, которую мы обогнали на подъёме. Гид что-то говорил им с энтузиазмом, после чего группа развернулась и пошла вниз. Получается, что они не видели ни Активной воронки, ни озера. Мы же расположились неподалёку варить обед из принесённой с собой воды – местная была или мутной ледниковой, или ещё более мутной кислотной: как раз неподалёку сливались два потока, как говорится, на выбор. На спуске вниз после обеда нам встретилось уже несколько групп, причём уже по 10-20 человек в каждой, а машины с новыми туристами всё подъезжали и подъезжали. Мораль: хотите спокойно сходить на фумаролы – идите пораньше.

Выбравшись из воронки, мы прошли вниз по течению Вулканной до Мутновского водопада, срывающегося в каньон Опасный с 80-метровой высоты. Для разнообразия от водопада мы по дороге дошли до ручья, на котором стоим, и вернулись к палатке по снежнику, покрывавшему его. В этот день летало очень много туристических вертолётов, делавших круги над Мутновкой и неподалёку расположенным Горелым.