• Mood:

Во дворец и тоннель в Забайкалье

Тоннель и зеркало

"Укурейский" тоннель и венецианское зеркало.

В конце ноября состоялась наша поездка с akatova_kat в Забайкалье. Целью было посещение краеведческого музея в Нерчинске, расположившегося во дворце Бутина, а также заброшенного "Укурейского" тоннеля в долине Куэнги. Из Иркутска до Приисковой мы доехали 134-м поездом Пенза - Владивосток, поездка в котором в очередной раз убедила меня, что поезда Дальневосточной железной дороги много хуже поездов формирования остальных железных дорог восточнее Урала.

У медведей на перроне Улан-Удэ

У медведей на перроне Улан-Удэ.

В Приисковую мы прибыли в 8:30 утра. От посёлка до Нерчинска было около 8 км, которые мы прошли пешком, перейдя замёрзшую Нерчу по пешеходному мосту. В связи с беспокойными соседями и отвратительным проводницами, выспаться в поезде нам не удалось, потому, дойдя до Нерчинска, мы загрузились в гостиницу в центре города, где и продрыхли до обеда. К числу достоинств этой непритязательной гостиницы следует отнести наличие чайника в номере, так что мы прямо там и пообедали.

На пешеходном мосту через Нерчу

На пешеходном мосту через Нерчу.

Наконец, мы добрались до жемчужины Забайкалья - дворца Бутина. Сам я уже был в нём в 2007 году, но экскурсия тогда была несколько иной направленности и покороче, так что информации об истории тех мест я получил немало, причём она как кусочки паззла заполнила лакуны в моих знаниях. Основной достопримечательностью музея, несомненно, являются зеркала из венецианского стекла, приобретённые золотопромышленником Бутиным в Париже. Не менее примечательна и доставка их в Нерчинск. Ведь тогда не было ещё ни Суэцкого канала, ни Транссиба, и зеркала доставляли по воде вокруг Африки и Азии, затем вверх по Амуру и Шилке. Самое большое из зеркал площадью 18,5 кв.м является самым большим зеркалом из цельного стекла в мире. Оно настолько велико, что не могло попасть внутрь помещения ни через окна, ни через двери - для его установки специально разбирали крышу дворца. Но зеркалами богатство музея не исчерпывается - там и позолоченная 350-килограммовая люстра из бронзы, и столик, инкрустированный перламутром, и витраж немецкой работы. Что меня удивило - отсутствовала картина Айвазовского, бывшая там в 2007 году. Оказалось, что картина принадлежит читинскому музею, а в Нерчинске выставлялась временно по случаю 350-летия города. Кстати, в музее заметны веяния современности: есть экспонаты, которые можно трогать - кольчуга 18 века, кость мамонта. Причём надпись "МОЖНО ТРОГАТЬ" проходит мимо сознания и воспринимается как "РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ" - если б не слова экскурсовода, мы и не поняли бы про наличие такой возможности.

Самое большое в мире зеркало

Самое большое в мире зеркало.

Самое большое в мире зеркало и бронзовая люстра

Самое большое в мире зеркало и бронзовая люстра.

Зеркало поменьше

Зеркало поменьше.

Немецкий витраж

Немецкий витраж.

У граммофона

У граммофона.

Столик, инкрустированный перламутром

Столик, инкрустированный перламутром.

Стол и кресла из корней боярышника и берёзы

Стол и кресла из корней боярышника и берёзы.

После музея мы прогулялись до вокзала Нерчинска, где стоял с утра одинокий вагон, на котором мы должны были вечером выехать в Приисковую. Потому ещё походили по центру города. Поразил (в плохом смысле) сайдинг на барабане реставрируемого Кафедрального собора. Если они и всё здание им обошьют, можно будет веником убиться.

Вокзал Нерчинск

Вокзал Нерчинск.

Дверь без крыльца

Дверь без крыльца.

Дворец Бутина

Дворец Бутина. В дальней отреставрированной части - музей, остальное здание в плачевном состоянии - местами даже крыша отсутствует.

Вечером мы сели в беспересадочный вагон Нерчинск - Чита и за полчаса преодолели в нём 11 км до Приисковой. Чтобы не ждать поезд до Чернышевска в неуютном вокзале билеты были взяты на следующую после переприцепки станцию - Холбон. Так за 23 рубля мы получили возможность 3 часа сидеть в тёплом вагоне. Наконец, наш вагон прицепили к подошедшему поезду Благовещенск - Чита, мы вышли, а через 10 минут подошёл поезд Чита - Благовещенск, в общем вагоне которого за 2 часа мы и добрались до Чернышевска. Вагон был светлый и чистый. В Чернышевске мы быстро направились к дежурной по вокзалу, чтобы заселиться в комнату отдыха - и не зря. Мы попали в двухместную, а подошедшему за нами молодому человеку досталось последнее свободное место в 3-х местной комнате.
Спалось в Чернышевске хорошо, но мало - приехали мы в начале третьего, а пригородный отправлялся в 6:45.

В поездке на пригородном были положительный и отрицательный моменты. Положительным было то, что он опоздал на полчаса, так что мы приехали на место уже почти посветлу, а вскоре после достижения нами тоннеля взошло солнце. Отрицательным - использование сотовых телефонов в качестве переносных магнитофонов сразу несколькими пассажирами.

Доехав до 6550 км, мы двинулись в обратном направлении. За полкилометра до тоннеля нам попалась телефонная трубка, лежавшая у путей, а метров через 300 мы встретили путейца, который её потерял и обрадовался, что мы её обнаружили. Поев у тоннеля, мы как раз дождались восхода солнца из-за горы, я быстро сделал несколько снимков, и мы продолжили путь. Пару раз перед нами пробежали суслики, спешащие по своим делам.

Памятник комсомольцам пешего перехода Ленинград - Хабаровск

Памятник комсомольцам пешего перехода Лениград - Хабаровск. На этом месте 18.09.1935 3 из 6 участников перехода трагически погибли, попав в сильном тумане под поезд.

Каменный мост

Каменный мост.

Каменная труба

Каменная труба.

Выемка на кривой

Выемка на кривой.

Заиндивевшие на морозе ресницы

Заиндивевшие на морозе ресницы.

Заброшенный мост и горка с тоннелем

Заброшенный мост и горка с "Укурейским" тоннелем.

Вид сквозь заброшенный мост

Вид сквозь заброшенный мост.

Западный портал тоннеля "Укурейский"

Западный портал тоннеля "Укурейский".

Остатки скалы в тоннеле

Остатки скалы в тоннеле. Очевидно, что несмотря на свой двухпутный профиль, тоннель использовался только в однопутном варианте.

Восточный портал тоннеля "Укурейский"

Восточный портал тоннеля "Укурейский".

Степной пейзаж

Степные пейзажи.

Впереди уже показался Укурей, времени до обратного пригородного было больше 8 часов, потому Катя предложила подняться на горку над посёлком, возвышавшуюся на 250 метров. Наверху был потрясающий вид - солнце искрилось в заиндивевших травинках, но и холоднее было заметно.

Каменная труба

Каменная труба.

Рабочий поезд пересекает Куэнгу восточнее Укурея

Рабочий поезд пересекает Куэнгу восточнее Укурея.

На пути к вершине

На пути к вершине.

Внизу - мост через Куэнгу

Внизу - мост через Куэнгу.

Вид сверху на долину Куэнги

Виды сверху на долину Куэнги.

Следы в степи

Следы в степи.

Пассажирский поезд пересекает Куэнгу

Пассажирский поезд пересекает Куэнгу.

А там мы были

А там мы были.

До вокзала Укурей мы добрались в 2 часа дня и оставшиеся 6 часов просидели на нём - народу, не считая одного железнодорожника, регулярно пробегавшего через зал ожидания, не было, в отличие от Чернышевска с его бомжами и т.п.

Водонапорная башня в Укурее

Водонапорная башня в Укурее.

Вокзал Укурей

Вокзал Укурей.

Развалины паровозного депо в Укурее

Развалины паровозного депо в Укурее.

Обратно до Иркутска мы уехали 43-м поездом Хабаровск - Москва. На станции Петровский Завод я был поражён тем, что вокзал обшили сайдингом - так и до областных центров скоро доберутся с этим дурацким новшеством. Зато порадовал оригинальный памятный знак Забайкальской железной дороги - в виде портал разобранной галереи, когда-то располагавшейся на Яблоновом хребте.

Вокзал Петровский Завод, обшитый сайдингом

Вокзал Петровский Завод, обшитый сайдингом.

Памятник на границе Забайкальской ж.д.