Mikka (mikka) wrote,
Mikka
mikka

  • Mood:

Через полстраны. XXIX. Узкоколейный оазис.

Ещё в конце 80-х годов прошлого века сеть узкоколейных дорог на территории РСФСР была огромна - общая протяжённость путей составляла многие тысячи километров. По многим узкоколейкам ходили пассажирские поезда, часто по несколько пар в день. К 2010 году число действующих узкоколеек сократилось на порядок, если не больше. При этом многие оставшиеся - технологические пути на шпалопропиточных заводах и т.п. Пассажирское сообщение же сохранилось только на единичных дорогах, исчезая год за годом. Именно поэтому я и желал попасть в Алапаевск, откуда начинается самый длинный на сегодняшний день узкоколейный маршрут пассажирского поезда - свыше 100 км.

Тепловоз- и вагон-памятники

Тепловоз- и вагон-памятники в Алапаевском депо.


Доехав на маршрутке до автостанции, я стал выяснять, как добраться до вокзала УЖД. Как часто бывает, многие местные жители вообще не в курсе о наличии в своём городе интересных мест. Те же кто знали были уверены, что поезда прекратили ходить несколько лет назад.

Уточнив расписание поезда и поснимав в депо, я вернулся на автостанцию купить на следующий день билет до Екатеринбурга. Получалось, что я отлично успеваю на единственную в день электричку до Тюмени таким образом нисколько не выпадая из графика. В оставшееся время я сходил до вокзала широкой колеи (выяснив, что через станцию проходят только пригородные поезда, ПДС отсутствуют), а также к заброшенному зданию бывшего вокзала Алапаевской УЖД (линия длиной около 2 км до него разобрана). UPD: Здание, запечатлённое мной, как выяснилось - не является бывшим вокзалом.

Пассажирский поезд

Пассажирский поезд.


Автор на ступеньках вагона

Автор на ступеньках вагона.


2 цистерны

2 цистерны.


Платформы для леса

Платформы для леса.


Хопперы

Хопперы.


Гружёная платформа

Гружёная платформа.


Забор депо

Забор депо, в левой части снимка виден путь к пассажирской платформе.


Вокзал Алапаевск-II

Вокзал Алапаевск-II.


Вокзал Алапаевск (на широкой колее)

Вокзал Алапаевск (на широкой колее).


Развалины

Заброшенное здание бывшего вокзала УЖД.

Купил 2 билета: до станции Санкино и обратно. Оба в жёсткий вагон (цена каждого - 65 рублей). Расстояние до конечно станции Санкино 111 км. Плацкартный билет туда столи 103 рубля. Обратно я как раз и хотел ехать в плацкартном, но увы - купить его в Алапаевске возможности не было. В ожидании поезда ещё немного походил по станционным путям.

Выходные светофоры

Выходные светофоры.


Поезд выходит из депо

Поезд выходит из депо.

Состав задним ходом сдают к перрону, проводница внимательно проверяет билет - и я внутри. Отправление строго по расписанию. Вскоре наш поезд проезжает под широкой колеёй на Нижний Тагил. Хотя "вскоре" - это не совсем верно, ведь скорость не превышает 20 км/ч. В вагоне просто кошмарно душно - вторые зимние окна не убираются на лето, потому проветрить возможности нет никакой - спасает только открытая дверь в тамбуре. Из этой двери в итоге и выпадает на повороте одна из пассажирок. Поезд останавливают на удивление сработавшим стоп-краном, но выясняется, что выпавшая женщина уже успела на ходу заскочить в последний вагон.



Раскачивающийся вагон.



Вид из тамбура.


В вагоне

В вагоне.



На подходе к пересечению с железной дорогой широкой колеи Нижний Тагил - Алапаевск.


Пересечение с обычной ж/д


Пересечение с обычной ж/д

Пересечение с обычной ж/д.


Синячихинский пруд


Синячихинский пруд


Синячихинский пруд

Синячихинский пруд.

Из разговоров попутчиков складывается ощущение, что уже второй месяц поезд ходит по новому расписанию, проводя в пути в каждую сторону минут на 40 больше - на некоторых перегонах усилили ограничения по скорости. По прибытию в Верхнюю Синячиху данную информацию подтверждает и проводница. Лихорадочно размышляю, что же делать - при таком раскладе я не успеваю на маршрутку, а соответственно и на тюменскую электричку. Проблему помогает решить коммуникатор - быстро ищу в интернете телефон такси в посёлке Верхняя Синячиха и заказываю машину на следующее утро. Дело в том, что только после данного посёлка узкоколейка уходит в глухие места, где она единственный вид транспорта. Верхняя Синячиха же находится у железной дороги широкой колеи, при этом с Алапаевском посёлок связан асфальтированной дорогой. Узкоколейный поезд же эти 29 км идёт около полутора часов. Таким образом, такси может сэкономить более часа времени, как раз и необходимого, чтобы успеть на екатеринбургскую маршрутку.

Станция Угольная в Верхней Синячихе

Станция Угольная в Верхней Синячихе.


Мотовоз

Мотовоз.

Успев дозвониться до такси, я выключаю телефон - поезд уже пересёк по путепроводу железную дорогу на Серов и уходит вглубь лесов, туда, где он - единственный вид транспорта. На первой станции в глуши (Ельничной) начинается активная выгрузка продуктов для магазина, а также почтовой корреспонденции. Отцепляется вагон до Гаранинки, после чего снова в путь. Вечер сменяется ночью, и в полной темноте мы прибываем на конечную станцию - Санкино. Здесь уже стоит вагон, который пойдёт дальше по линии до станции Калач. Пока идёт переприцепка локомотива, огни калачинского поезда растворяются вдали. Проходит минут 10-12 - и снова в путь - в Алапаевск. Заметно похолодало. На короткой деревянной лавке спать неудобно, но на пару часов отключиться удалось. В Верхней Синячихе меня уже ждало такси, которое домчало до Алапаевска настолько быстро, что я даже успел на маршрутку на полчаса более раннюю, а так как перевозчик был тем же самым, то мой билет оказался действительным.

Вид с путепровода на железную дорогу Алапаевск - Серов

Вид с путепровода на железную дорогу Алапаевск - Серов.


Вокзал Ельничная

Вокзал Ельничная.


Памятник воинам Великой Отечественной

Памятник воинам Великой Отчественной.


Пруд в Ельничной

Пруд в Ельничной.


Местные жители у тепловоза

Местные жители у тепловоза.


Выгрузка товара

Выгрузка товара.


Лесовозный состав

Лесовозный состав.

По возвращению в цивилизацию краткая поездка по глухим местам на уникальном виде транспорта стала восприниматься как мимолётный сон среди обычного течения жизни.


Содержание
Tags: Железнодорожное, Лето-2010, Узкоколейки, Урал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments