Mikka (mikka) wrote,
Mikka
mikka

Остров Сахалин. XV. Дебри. Первые километры.

23.08.16

Начало пути – 19:26, высота 11 м.
Конец пути – 20:30, высота 30 м.
Пройдено за день: 3,6 км.



Долинский хребет

Вид на Долинский хребет с о/п Фирсово.


Основной идеей второго похода по Сахалину было пересечь остров от Охотского моря до Татарского пролива. При этом мы должны были увидеть такие достопримечательности как Шуйские водопады, гору Спамберг и озеро Моховое. Кроме того ожидалось тесное знакомство с сахалинской растительностью. По совокупности причин поход в полном объёме не состоялся, о чём напишу в своё время. Соответственно, ни одну из трёх достопримечательностей мы не увидели. Зато знакомство с флорой Сахалина произошло в полной мере.

Схема маршрута на спутниковом снимке

Схема маршрута на спутниковом снимке. Красная линия - пройденный нами путь. Большие красные кружки - места ночёвок, маленькие красные кружки - места обедов. Синий кружок - место начала и конца маршрута на о/п Фирсово. Жёлтая линия - запланированный изначально, но не пройденный маршрут. Зелёная линия - запасной вариант выхода с маршрута.


Карта маршрута 23 августа

Карта маршрута 23 августа. Красная линия - наш путь. Синий кружок - место начала похода на о/п Фирсово. Красный кружок - место ночёвки на острове р. Фирсовка.
(Для лучшей детализации для иллюстраций к этому походу использовались карты масштаба в 1 см 1 км, а не 2 км, как обычно; небольшой километраж, проходимый за день, позволяет уложиться в приемлемые размеры картинок).



В Южно-Сахалинске нельзя просто выйти на перрон погулять: большую часть времени проход на него и на платформу закрыт. Открывают их лишь незадолго до начала посадки в поезд. Так возле двери собралась немалая толпа, ожидавшая подачи пригородного на Томари. Одновременно с ним на первый путь выставили и пассажирский поезд Южно-Сахалинск – Ноглики. Пригородный на Томари состоял из двух обычных межобластных вагонов, поставленных на тележки узкой колеи. Необычным был лишь людиновский тепловоз, тащивший этот короткий состав.

Тепловоз ТГ16М

Тепловоз ТГ16М с пригородным поездом Южно-Сахалинск - Томари.


Вагоны были заполнены не то чтобы под завязку, но процентов на восемьдесят. Из необычного во время поездки стоит отметить разнос контролёрами-ревизорами в корзинках всякой снеди (газировка, шоколадки, чипсы и т.п.) – никогда подобного не видел в пригородных поездах. Причём, разносила не проводница, а именно контролёры, покинувшие состав в Долинске.

Большей частью путь не отличался особой живописностью – близко к горам железная дорога подошла лишь перед местом нашей высадки в Фирсово. На этом же перегоне с другой стороны открылся вид на Охотское море. Жаль, что шедшая ближе к берегу автодорога заметно уменьшала живописность. От позднего выезда даже некоторая польза вышла: поливавший большую часть дня дождь прекратился, тучи растянуло, светило солнце. Существенным недостатком был поздний приезд: в половине восьмого, всего за час до заката.

Пригородный поезд Южно-Сахалинск - Томари

Пригородный поезд Южно-Сахалинск - Томари отправляется от о/п Фирсово.


Фирсово

Табличка остановочного пункта Фирсово.


Выйдя из вагона, мы устремились к ожидающим встречи с нами сахалинским зарослям. Первые километры пути, впрочем, были вполне приличными.

Идём вдоль железной дороги

Идём вдоль железной дороги. Видно, что здесь перешивкой колеи и не начинали заниматься.


Сначала несколько сот метров мы прошли назад вдоль железной дороги, дойдя до переезда через которую, свернули направо. Удивило хорошее качество автомобильной дороги: из описания похода по этим местам мы ожидали встретить разбитую грунтовку. Оказалось, что за прошедшие годы на берегу р. Фирсовка было построено рыборазводное предприятие, к которому и шла дорога. Сразу за ним она стала хуже, потом появились лужи, идти пришлось осторожней: упасть на скользкой глине и измазаться в ней не хотелось.

Лужи

Лужи на глинистой дороге.


Наконец, дорога кончилась, началась полузаросшая тропа. Т.е. набита она была хорошо, но травы (в основном, лопух) вымахали выше двух метров. В принципе, лопух – самая безобидная из трав на нашем пути: не колется, легко ломается, а в случае значительной высоты можно заглянуть под него – под листьями неплохой прозор. Уже темнело, но мест для ночёвки не попадалось. В стремительно сгущающихся сумерках мы вышли на берег Фирсовки к броду. По реке на нерест шли отдельные экземпляры горбуши – до массового нереста дело ещё не дошло. В это время на противоположном берегу раздался громкий треск – через заросли ломился медведь. Но делать нечего, пришлось переходить реку. Сначала налегке я разведал её: мутная вода не давала видеть дно и оценивать глубину. Заодно нашёл какую-никакую площадку под палатку. Оказалось, что глубина не намного выше колен. Перебравшись на ту сторону, срочно стали ставить лагерь. Единственным достоинством места была его ровность. Но всё та же склизкая глина, большое количество слизней, с воодушевлением заползавших на тент плюс небольшая высота над рекой – первые десятки сантиметров. Свежие медвежьи следы в пяти метрах от палатки тоже не добавляли позитива. Выбирать, однако было не из чего. И, несмотря на все тревоги, мне там спалось неплохо, хотя Катя переживала и просыпалась регулярно.


Содержание
Tags: Железнодорожное, Сахалин, Узкоколейки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments